Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Египта.
Задачи:
- Развивать визуальное и логическое мышление у учащихся.
- Развивать у учащихся умение работать в группе.
- Совершенствовать у учащихся умение аргументировать свою точку зрения.
Оборудование урока: карта «Древний Египет»
ХОД УРОКА
Урок проводится в виде игры. Класс делится на три команды. (Можно поделить заранее класс, или перед уроком раздать детям цветные жетоны).
Учитель: Уважаемые ученики у нас с вами сегодня необычный урок – урок игра. В ней будет 7 конкурсов, за каждый ваша команда получит баллы, которые в конце игры суммируются и выявляется команда победителей. В качестве жюри может быть сам учитель, или гости. Всем желаю успеха!
I КОНКУРС
Придумать название команды и девиз.(Условие: они должны соответствовать теме урока «Древний Египет») Выбрать капитана команды. Конкурс оценивается 5 баллов.
II КОНКУРС Разминка
Каждой команде будет задано по 11 слов. Их задача – объяснить их значение. Если у команды нет ответа, другая команда может дать ответ и заработать себе дополнительный балл.
Слова для первой команды: Фараон, папирус. Рельеф, «живые мертвые», налоги, дротики, храмы, Апоп, мумия, Хеопс, иероглифы.
Слова для второй команды: северо-восточная Африка, дельта, Мемфис, писцы, шадуф, Тутмос, статуи, Амон-Ра, саркофаг, сфинкс, свиток.
Слова для третьей команды: Нил, оазис, 3тыс.лет до н.э., вельможа,бронза, Нубия, жрецы, Нут, пирамиды, Тутанхамон. Шампольон.
III КОНКУРС Историческая математика
Каждой команде предлагается решить одну историческую задачу. Конкурс оценивается 5 баллов.
Первая задача В 332 году до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским. Сколько лет прошло с тех пор? (Ответ: 1677)
Вторая задача: Египет имеет прибрежную полосу в 2 тысячи стадий, а в глубь материка простирается на 6 тыс. стадий. Чему равна длина прибрежной полосы Египта и его протяженность в глубь Африки если 1 стадий = 184,97м? (Ответ прибрежная полоса 369.94км; протяженность 1.109,82 км)
Третья задача Египетские воины захватили золота и серебра 966 дебенов и 1 кедет. Известно 1 дебен = 91г, а один кедет = 9,1г. (Ответ золота и серебра было захвачено 87 кг 915,1г).
IV КОНКУРС Капитанов
Капитаны команд выходят к доске и каждый
вытягивает себе вопрос кто по мнению египтян,
произнес эти слова? Кому они были сказаны?
– «Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал
убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной
слез…»
– «Уши мальчика на его спине»
– «Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно
напасть на врагов»
V КОНКУРС Логический
Задание всем командам одинаковое: каждой команде выдается пакет с рисунками по Египту их необходимо сгруппировать по смыслу. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Максимум – 5 баллов.
VI КОНКУРС Детективов
Учитель предлагает пятиклассникам познакомиться с отрывком из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов. Вопросы детективам: Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число? Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать свое мнение?
«Мы проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя… На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была вся украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи и украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы. В которых он покоился. Мы нашли и жену фараона. И сорвали с неё также все… Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Все золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы. Мы поделили на восемь равных частей».
Правильные ответы. Грабителей было восемь человек, ведь всю добычу они поделили на восемь равных частей. Ограбление было осуществлено еще в Древнем Египте. Об этом свидетелиствуют такие фразы из протокола допроса, как «божественная мумия царя», «золото, найденное на мумиях этих двух богов». Современные грабители сказали бы просто: «мумия фараона», «золото, найденное на мумиях фараона и его жены».
VII КОНКУРС Географов
Каждой команде выдается контурная карта
Египта.
Задание: обозначить на ней все, что нам
может рассказать историческая карта об
истории Египта. Свой вариант прокомментировать.
Максимум 5 баллов.
В конце урока учитель подводит итоги, награждает команду победителей.