Цель урока: познакомить учащихся с содержанием сказки Н. Грибачева «Рыжие листья».
Задачи:
- совершенствовать технику выразительного чтения;
- уточнить, расширить и закрепить природоведческие знания о подготовке диких животных к зиме, о том, как они проводят зиму, об особенностях приспособления животных к условиям жизни в разное время года;
- развивать воображение, эмоциональную отзывчивость;
- воспитать чувство коллективизма.
Оборудование: текст, иллюстрации к тексту, предметные картинки.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
- Взаимное приветствие.
- Рапорт дежурного
- Проверка готовности к уроку.
– Скажите, над каким произведением мы работаем?
– В сказке происходят чудеса. Вот и мы сегодня на
уроке будем творить чудеса - одевать
сказочное осеннее дерево. За каждый правильный
ответ на дереве будет появляться листик. И в
конце урока полюбуемся, какое красивое дерево у
нас получилось.
2. Речевая гимнастика
– Послушайте загадки и отгадайте их:
1. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц.)
2. Сидит на ветке,
А не птица.
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка.)
– Ребята, давайте мы прочтем эти загадки.
Первый ряд – читает загадку про зайца, второй –
про белку. (Сильный – хором.)
– Почему я загадала именно про этих животных?
3. Проверка домашнего задания
– Что задано на дом?
– Назовите главных героев этой части?
– Чьи еще слова?
(Чтение сказки по ролям, при этом учащиеся одевают маски животных, чьи слова они читают.)
– Почему повеселел заяц Коська после встречи с белкой?
4. Основная часть
1. Сообщение темы урока. Первичное чтение учителем.
– Сегодня мы познакомимся с заключительной частью сказки: «Рыжие листья», послушайте внимательно и ответьте на вопрос, с кем встретится заяц Коська в этой части.
2. Словарная работа
За-ше-ве-ли-лось
Под-ка-ра-у-лю
Ме-жа (Словарь Ожегова)
3. Чтение цепочкой по смысловым отрезкам.
– Кто напал на Коську?
– Удалось лисе Лариске схватить зайца?
– Что сказала лиса Лариска?
– Куда убежал заяц?
– Что делала Лариска?
– Поймала лиса зайца?
5. Физкультминутка
Очень весело на воле!
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и ускакал.
4. Выборочное чтение
– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, кто
изображен на ней.
– Найдите в тексте и прочитайте строчки,
подходящие к рисунку.
– Найдите и прочитайте слова Лариски, после того,
как она напала на Коську.
– Что ответил заяц лисе. Прочитайте.
– К каждой главе мы придумали название,
вспомните их.
- Лиса и заяц в осеннем лесу.
- В гостях у ежа.
- Заяц и медведь.
- Встреча с белкой.
– Сегодня мы прочитали пятую, заключительную
часть.
– Кого встретил заяц Коська в заключительной
части сказки? Какое принял решение?
– Придумайте заголовок к этой части сказки.
5. Решение зайца
– Какая часть сказки вам больше понравилась?
– Перескажите любимую часть.
6. Заключительная часть
Вопросы на понимание материала:
– Какую сказку мы прочитали?
– Понравился ли вам сказка?
– За кого вы очень волновались, когда слушали
сказку?
– Что в данной сказке правда? (Образ жизни
зверей)
– А что вымысел? (У ежа есть кухня, сени,
животные разговаривают между собой).
Домашнее задание: Подготовить пересказ понравившейся части сказки.
Оценка работы учащихся.