Настенная дидактическая кукла "Барыня-сударыня". (Элементы фольклора в работе с детьми над коррекцией звукопроизношения)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Речевые нарушения у детей дошкольного возраста тесно переплетаются с затруднениями в развитии общей и мелкой моторики. Успешность решения данной проблемы во многом зависит от методов и приемов в работе с детьми. Использование мною  элементов фольклора, даёт возможность к поиску новых, образных речевых средств, к словотворчеству. Что в свою очередь способствует не только развитию общей и мелкой моторики у детей, но и  усвоению всех сторон языковой системы в целом. Для реализации поставленных задач была изготовлена настенная дидактическая кукла «Барыня-Сударыня».

В основу была положена идея о направленности коррекционной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы учителя-логопеда и ребёнка над закреплением сенсомоторных навыков, автоматизацией звукопроизносительной стороны речи, а так же тренировкой всех компонентов, участвующих в работе по исправлению звукопроизношения (мелкая моторика пальцев рук, чувство ритма, зрительные анализаторы и т. д).

 

Цели:

  • Поддерживать интерес дошкольником к русскому народному фольклору.
  • Обогащать речь детей исконно-русскими словами.
  • Автоматизировать поставленные звуки в активную речь детей посредствам фольклора.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление).
  • Закреплять  у детей  практические и теоретические  знания по усвоению фольклорного наследия.

Кукла «Барыня-сударыня» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, в различных образовательных областях: познание, речевое и математическое развитие, ознакомление с русским  народным фольклором.

Использование пособия в работе с детьми:

Это пособие прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми.  Его  можно  задействовать как на индивидуальных, так и на групповых  занятиях по развитию речи дошкольников.

Работа с пособием направлена на:

  • развитие сенсорных способностей детей;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие всех психических процессов.

Для создания дидактического пособия была использована ткань различной фактуры, пряжа, ленты-липучки, различные пуговицы, ленточки шнуровки. Основа куклы осуществляется за счет нашитых на  ткань карманов разных по форме, размеру и цвету.

В изготовлении куклы  активное участие принимали родители, а так же дети, посещающие группы компенсирующей направленности.

В оформлении «Барыни-Сударыни» использован русский колорит, что в свою очередь прививает детям чувство любви к русскому народному фольклору.  В дополнение к настенному дидактическому пособию мною подобраны атрибуты: картинки с изображением артикуляционных упражнений; картотеки скороговорок, а также разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики (прищепки, резервуары с различными наполнителями, волчки, бусины, свистульки и т.д.). 
Данный материал легко размещается в вместительных кармашках куклы. Дети самостоятельно могут брать и использовать на занятиях все пособия.

«Барыня-Сударыня» вступает с детьми в диалог. Рассказывает ребятам заклички, скороговорки, приговорки и т.д. Всё это в игровой форме  помогает дошкольникам с речевыми нарушениями легче автоматизировать поставленные звуки в активной речи.
Дети с удовольствием идут на занятия в кабинет логопеда, получают за свою работу  поощрительные призы и ждут с нетерпением новой встречи со своей новой знакомой «Барыней-Сударыней».
Предлагаю подборку игр на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми, используя настенную  дидактическую куклу «Барыня-Сударыня».

Упражнения с прищепками

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, согласование речи с движением.

«Разноцветные прищепки»

Описание: разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажёр. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием даёт отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребёнка брать прищепки тремя пальчиками и прикреплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ёжика, кактус.

«Котёнок»

Описание: бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

«Прищепки на верёвке»

Описание: натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько разноцветных прищепок. На каждый ударный слог ребёнок прицепляет прищепку  к верёвке:

Прищеплю прищепку ловко
Я на мамину верёвку.

Пальчиковые бассейны

Цель: развитие внимания, воображения, тренировка мелкой моторики пальцев рук.

«Сухой аквариум»

Описание: данная дидактическая игра представляет собой небольшие резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и др.), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Узнай, что насыпано»,  «Найди такую же», «Найди спрятанный предмет» (маленькую игрушку). Игры можно проводить ежедневно по 3-5 минут.

Пальчиковый массаж

Цель: укрепление мышц кистей рук, развитие координации движений.

«Упражнения с мячиками»

Описание: существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.

Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например:

Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат?»

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок, чистоговорок.

«Упражнения с карандашом»

Срочно сделать мы успели
Самолёт другой модели.
Мы над лесом полетим,
Облака достать хотим.

Карандаш в руках катаю,
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть примерным научу.

«Упражнения с грецким орехом»

Описание: ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,
Чтобы стал крупнее всех.

Ребёнок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

Гимнастика для пальчиков

Цель: повышение упругости ручной мускулатуры, развитие мелкой моторики и координации движений обеих рук.
Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бусинки.

«Упражнения с волчками»

Цель: развитие  особого двигательного навыка  (тонкие движения пальцев). Учить правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти руки.

Описание: волчок – это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Ребёнку предлагается прокрутить волчок, а пока он крутится ему необходимо проговорить скороговорку или рассказать потешку. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно    рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти руки.

Упражнение «Резиночка»

Описание: для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 градусов – сначала в одну, потом в другую сторону. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой.

«Игры с бусинками»

Цель: координирование движений обеих рук.

Описание: ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука».

«Свистульки – свиристелки»

Цель: развитие целенаправленной сильной воздушной струи, укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Описание: детям предлагаются разные виды свистулек, при помощи которых, в игровой соревновательной форме достигается поставленная перед дошкольниками цель.

«Ложки-поварешки»

Цель: формирование чувства ритма, совершенствование навыка отстукивания ритмического рисунка по образцу.

Описание: дошкольники выполняют по образцу взрослого отстукивание одной, затем двумя хохломскими ложками ритма по заданию взрослого.

«Русская матрёшка»

Цель: развитие логического мышления, воображения, повышение упругости ручной мускулатуры.

Описание: детям предлагается разобрать, а затем правильно собрать все части матрёшки. Во время задания, дошкольники манипулируют деталями, проявляя сообразительность, наблюдательность, терпение и находчивость.

Таким образом, имея все необходимые условия, в рамках экспериментальной деятельности, я решаю коррекционные задачи по развитию речи и раскрытию потенциальных речевых возможностей посредством фольклора.