Речевые нарушения у детей дошкольного возраста тесно переплетаются с затруднениями в развитии общей и мелкой моторики. Успешность решения данной проблемы во многом зависит от методов и приемов в работе с детьми. Использование мною элементов фольклора, даёт возможность к поиску новых, образных речевых средств, к словотворчеству. Что в свою очередь способствует не только развитию общей и мелкой моторики у детей, но и усвоению всех сторон языковой системы в целом. Для реализации поставленных задач была изготовлена настенная дидактическая кукла «Барыня-Сударыня».
В основу была положена идея о направленности коррекционной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы учителя-логопеда и ребёнка над закреплением сенсомоторных навыков, автоматизацией звукопроизносительной стороны речи, а так же тренировкой всех компонентов, участвующих в работе по исправлению звукопроизношения (мелкая моторика пальцев рук, чувство ритма, зрительные анализаторы и т. д).
Цели:
- Поддерживать интерес дошкольником к русскому народному фольклору.
- Обогащать речь детей исконно-русскими словами.
- Автоматизировать поставленные звуки в активную речь детей посредствам фольклора.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление).
- Закреплять у детей практические и теоретические знания по усвоению фольклорного наследия.
Кукла «Барыня-сударыня» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, в различных образовательных областях: познание, речевое и математическое развитие, ознакомление с русским народным фольклором.
Использование пособия в работе с детьми:
Это пособие прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми. Его можно задействовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях по развитию речи дошкольников.
Работа с пособием направлена на:
- развитие сенсорных способностей детей;
- развитие мелкой моторики;
- развитие всех психических процессов.
Для создания дидактического пособия была использована ткань различной фактуры, пряжа, ленты-липучки, различные пуговицы, ленточки шнуровки. Основа куклы осуществляется за счет нашитых на ткань карманов разных по форме, размеру и цвету.
В изготовлении куклы активное участие принимали родители, а так же дети, посещающие группы компенсирующей направленности.
В оформлении «Барыни-Сударыни» использован
русский колорит, что в свою очередь прививает
детям чувство любви к русскому народному
фольклору. В дополнение к настенному
дидактическому пособию мною подобраны атрибуты:
картинки с изображением артикуляционных
упражнений; картотеки скороговорок, а также
разнообразный дидактический материал,
направленный на развитие мелкой моторики
(прищепки, резервуары с различными
наполнителями, волчки, бусины, свистульки и
т.д.).
Данный материал легко размещается в
вместительных кармашках куклы. Дети
самостоятельно могут брать и использовать на
занятиях все пособия.
«Барыня-Сударыня» вступает с детьми в диалог.
Рассказывает ребятам заклички, скороговорки,
приговорки и т.д. Всё это в игровой форме
помогает дошкольникам с речевыми нарушениями
легче автоматизировать поставленные звуки в
активной речи.
Дети с удовольствием идут на занятия в кабинет
логопеда, получают за свою работу
поощрительные призы и ждут с нетерпением новой
встречи со своей новой знакомой
«Барыней-Сударыней».
Предлагаю подборку игр на развитие мелкой
моторики, которыми можно заниматься с детьми,
используя настенную дидактическую куклу
«Барыня-Сударыня».
Упражнения с прищепками
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, согласование речи с движением.
«Разноцветные прищепки»
Описание: разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажёр. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием даёт отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребёнка брать прищепки тремя пальчиками и прикреплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ёжика, кактус.
«Котёнок»
Описание: бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
«Прищепки на верёвке»
Описание: натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько разноцветных прищепок. На каждый ударный слог ребёнок прицепляет прищепку к верёвке:
Прищеплю прищепку ловко
Я на мамину верёвку.
Пальчиковые бассейны
Цель: развитие внимания, воображения, тренировка мелкой моторики пальцев рук.
«Сухой аквариум»
Описание: данная дидактическая игра представляет собой небольшие резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и др.), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Узнай, что насыпано», «Найди такую же», «Найди спрятанный предмет» (маленькую игрушку). Игры можно проводить ежедневно по 3-5 минут.
Пальчиковый массаж
Цель: укрепление мышц кистей рук, развитие координации движений.
«Упражнения с мячиками»
Описание: существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.
Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например:
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат?»
Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок, чистоговорок.
«Упражнения с карандашом»
Срочно сделать мы успели
Самолёт другой модели.
Мы над лесом полетим,
Облака достать хотим.Карандаш в руках катаю,
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть примерным научу.
«Упражнения с грецким орехом»
Описание: ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал крупнее всех.
Ребёнок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.
Гимнастика для пальчиков
Цель: повышение упругости ручной мускулатуры,
развитие мелкой моторики и координации движений
обеих рук.
Развитию мелкой моторики способствует
пальчиковая гимнастика с использованием
различных предметов: игрушечного волчка, резинки
для волос, бусинки.
«Упражнения с волчками»
Цель: развитие особого двигательного навыка (тонкие движения пальцев). Учить правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти руки.
Описание: волчок – это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Ребёнку предлагается прокрутить волчок, а пока он крутится ему необходимо проговорить скороговорку или рассказать потешку. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти руки.
Упражнение «Резиночка»
Описание: для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 градусов – сначала в одну, потом в другую сторону. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой.
«Игры с бусинками»
Цель: координирование движений обеих рук.
Описание: ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука».
«Свистульки – свиристелки»
Цель: развитие целенаправленной сильной воздушной струи, укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Описание: детям предлагаются разные виды свистулек, при помощи которых, в игровой соревновательной форме достигается поставленная перед дошкольниками цель.
«Ложки-поварешки»
Цель: формирование чувства ритма, совершенствование навыка отстукивания ритмического рисунка по образцу.
Описание: дошкольники выполняют по образцу взрослого отстукивание одной, затем двумя хохломскими ложками ритма по заданию взрослого.
«Русская матрёшка»
Цель: развитие логического мышления, воображения, повышение упругости ручной мускулатуры.
Описание: детям предлагается разобрать, а затем правильно собрать все части матрёшки. Во время задания, дошкольники манипулируют деталями, проявляя сообразительность, наблюдательность, терпение и находчивость.
Таким образом, имея все необходимые условия, в рамках экспериментальной деятельности, я решаю коррекционные задачи по развитию речи и раскрытию потенциальных речевых возможностей посредством фольклора.