Коммуникативные технологии в обучении математике. Задачи на составление уравнений. 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок проводится для учащихся шестого класса учителем и учениками 7 класса, в котором работает учитель, ученики Катя и Костя.

Цели: повторить решение задач на составление уравнений

  1. Образовательные: повторить решение задач на составление уравнений, научить составлять условие задачи по данному рисунку, рисунок и схему решения задачи по данному условию.
  2. Развивающие: развитие информационной, коммуникативной компетентностей.
  3. Воспитательные: воспитание уважительного отношения друг к другу и умения работать в группе.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения урока: индивидуально-ориентированное учебное занятие.

Формы обучения: индивидуальная, работа в группах, фронтальная.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фломастеры, листы ватмана, карточки с условиями задач для работы в группах.

Презентация к уроку: Виртуальные задачи «Тузик и ужин», «Собачьи бега».

Структура урока:

  1. Психологический настрой на деятельность. Мотивация учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний учащихся. Изучение нового подхода к решению задач на составление уравнения.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Представление группами своих задач.
  5. Рефлексия. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Психологический настрой на деятельность. Мотивация учебной деятельности.

Костя: Здравствуйте уважаемые шестиклассники. Скажите, пожалуйста, вы любите решать задачи! Всегда ли вам понятно условие задачи? Всегда ли вам интересно условие?

Многие из наших одноклассников не любят решать задачи. И что уж скрывать, некоторым ребятам приходится несколько раз читать условие задачи, чтобы хоть как – то его понять, осмыслить и составить план решения.

Катя: Ещё в пятом классе мы задумались, как же сделать процесс решения задач интересным и увлекательным. Чтобы уроки решения задач приносили нам радость. Чтобы задачи не казались ужасными и недоступными.

Костя: Мы решили сами стать авторами задач. Составлять их, рисовать, решать. Проводить выставки лучших задач. Два года подряд мы участвуем во Всероссийском фестивале творческих работ учащихся «Портфолио».

И сегодня, вместе с нашим учителем математики Любовью Александровной, поможем вам повторить решение задач на составление уравнений и научим вас рисовать и составлять задачи по готовым рисункам. Вместе с нашим учителем мы придумали и составили задачи, которые вместе с вами будем решать сегодня на уроке.

Катя: Работать будем в трёх группах. Прежде чем приступим к решению задач, повторим упрощение выражений и решение уравнений. Этот материал нам нужно вспомнить, чтобы применить его на нашем уроке при решении задач.

II. Актуализация знаний учащихся. Изучение нового подхода к решению задач на составление уравнения.

Учитель:

1. Упростите выражение:

а) 2х + 4х + 5 – 5х;
б) 1,2х + 0,6х – 0,8х; 
в) 13 + 15у – 0,7у + 12;
г) 32 – 3у – 6у -8.

2. Решите уравнение:

а) 2∙(1,5 + у) = 50;
б) 15х + 24 = 13х + 36.

(слайд 1)

3. Задача «Тузик и ужин»

Ребята, придумайте условие задачи по предложенной схеме, составьте краткую запись и решите задачу.

(слайд 2)

До ужина у Тузика было 2 часа 10 минут свободного времени, и он решил чем-то себя занять. Сначала он почитал книгу, потом на 15 минут дольше мечтал, а затем начал писать стихи – это заняло на 20 минут больше, чем чтение и мечтание Тузика. Сколько минут заняло каждое дело? Сколько минут осталось до ужина после всех дел?

Решение:

1) х + (х + 15) + (х + (х + 15)) + 20 = 130
х + х + 2∙х = 130 – 15 – 15 – 20
4∙х=80
х=80:4
х=20

20
(мин.) – чтение.
  2) 20+15=35(мин.) – мечтание.
3) 20+15+20=55(мин.) – стихи.
4) 130-20-35-55=20 (мин.) – осталось.

Ответ: 20; 35; 55; 20.

(слайд 3)

4. Задача «Собачьи бега»

(слайд 4)

Бим, Бобик и Ник соревновались в беге. Бим затратил на дистанцию на 15 секунд больше, чем Бобик, а Ник на 10 секунд больше, чем Бим. Сколько времени бежал дистанцию каждый пёс, если время Бима и Бобика в 1,2 раза больше времени Ника?

(слайд 5)

Решение:

1) х + 15 + х = (х + 25) ∙ 1,2
2х + 15 = 1,2х + 30
х = 15 : 0,8
х = 18,75
  18,75 с. – время Бобика
2) 18,75 + 15 = 33,75 (с.) – время Бима
3) 18,75 + 25 = 43,75 (с.) время Ника.

Ответ: 18,75 с., 33,75 с., 43,75 с.

III. Закрепление изученного материала.

Катя: А сейчас работаем в группах. По условию, которое мы вам предложим, вы должны нарисовать задачу и представить её классу. А ребята из другой группы должны составить задачу по вашему рисунку. Если останется время, то мы решим, задачи, составленные в каждой группе.

Костя: ЗАДАЧА I ГРУППЫ Ёжик Кузя заготавливал на зиму грибы, в августе он собрал на 30 грибов больше, чем в сентябре, а в сентябре в 3 раза меньше, чем в августе. Сколько грибов собрал Кузя в сентябре?

Пусть х грибов заготовил ёжик в сентябре.

30 + х > х в 3 раза
3х = х + 30
х = 15

Ответ: 15 грибов собрал Кузя в сентябре.

Катя: ЗАДАЧА II ГРУППЫ В пруду было на 12 золотых рыбок меньше, чем красных, а синих в 2 раза больше, чем золотых. Сколько золотых рыбок было в пруду, если всего там плавало 68 рыбок?

Пусть х – количество красных рыбок
1) х + х – 12 + 2(х – 12) = 68
4х = 104
х = 104 : 4
х = 26
  26 красных рыб
26 – 12 = 14 (р) золотых

Ответ: 14 золотых рыбок.

IV. Представление группами своих задач.

V. Рефлексия. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Составьте, нарисуйте и решите задачу на уравнение (рисунок на   альбомном листе, решение с обратной стороны).