Цель урока: выполнение изделия в технике ажурной резьбы.
Задачи:
Обучающая:
- познакомить с видами сквозной резьбы
- показать отличие прорезной резьбы от пропильной
- показать отличие ажурной резьбы от плоской сквозной резьбы
- рассказать о накладной резьбе
- рассказать о технологии ажурной резьбы
Развивающая:
- научить разбираться в видах сквозной резьбы
- способствовать развитию познавательных интересов детей, наблюдательности; внимания; памяти
- создавать условия для проявления активности обучающихся
- научить выполнять ажурную резьбу
Воспитательная
- способствовать формированию эстетической культуры личности ребенка
- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности
- закрепление знаний по технике безопасности
Тип занятия – комбинированное
Форма обучения – групповая, практическая работа - индивидуальная деятельность
Методы – словесный, наглядный, практический
Инструменты и материалы:
Диск с изображением различных видов сквозной резьбы, карточки с изображением резьбы, инструкция по технике безопасности, пластилин, стеки, пластик, готовые пропильные изделия (для дальнейшей работы учащихся), резцы, правила, образцы пропильной и ажурной резьбы, лучковая пила, ручной лобзик, электролобзик
План занятия.
1. Определение темы урока, определение целей урока,
2. Изучение нового материала с использованием показа слайдов и наглядных материалов
3. Закрепление материала (показ слайдов)
4. Творческая часть. Выполнение ажурной резьбы в пластилине и на липе
5. Подведение итогов занятия
Ход урока
1. Определение темы урока, определение целей урока,
Здравствуйте. Тема нашего урока – “Ажурная резьба”. Целью урока и будет создание изделия в технике ажурной резьбы.
И прежде чем мы приступим, я хотела бы спросить, а знаете ли вы, что такое сквозная резьба? (варианты ответов: да или нет) Ну что ж ((мне тем легче будет работать) или (тогда разберемся в этом вместе)).
А сейчас я познакомлю вас с задачами нашего урока.
Сегодня я познакомлю вас с видами сквозной резьбой, мы постараемся разобраться во всех этих видах так, чтобы в дальнейшем не было путаницы в голове.
И самое главное – постараемся выполнить ажурную резьбу.
2. Изучение нового материала с использованием показа слайдов и наглядных материалов
Для начала обратите внимание на эту таблицу
Как вы видите, сквозная резьба делится на два больших вида: прорезную и пропильную.
Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (варианты ответа)
Во-первых, инструментом, с помощью которого убран фон:
Прорезная – “прорезать” - “резать” - “резец”
Пропильная – “пропилить” - “пилить” - “пила”.
Во-вторых, рисунком. Как правило, в пропильной он более крупный. Однако если фон убирается ручным лобзиком с тоненькими пилками, узор может быть тончайшим.
В-третьих, материалами, которые применяются в той или иной резьбе. Ведь сквозной резьбой можно украсить не только дерево, но и другие виды материалов: фанеру, бересту, ганч (резьба по полузатвердевшему гипсу), фрукты и овощи, бумагу…
Немного поиграем? (вариант ответа)
Я называю материал, а вы говорите, какой именно вид резьбы можно применить к нему:
- дерево
- береста
- фанера
- бумага
- шпон (один слой в фанере)
- ганч
- ДСП
- картон
- тыква
- другие фрукты и овощи
Молодцы!
С этими двумя видами разобрались? (варианты ответа). А сейчас я перейду к другому делению сквозной резьбы, и именно это деление очень часто толкуется неправильно. Открываем почти любой сайт и читаем “Ажурная резьба (пропильная)…”; “Пропильная резьба – то же самое что ажурная…”; “Ажурная резьба – то же самое что пропильная”
Однако это не совсем так. Посмотрим на следующую таблицу:
Любой из предыдущих видов (прорезная или пропильная) может быть представлен во всех этих видах.
Прежде чем я покажу образцы данных видов резьбы, я вкратце о них расскажу и дам основное отличие одного вида от другого.
Плоская – узор образован лишь за счет убирания фона (т.е. если говорить о технологии, то выполняется она элементарно: взяли материал, начертили узор, выбрали фон (резцом или пилой (лобзиком)), немного зашлифовали (подправили) – и резьба готова).
Ажурная – придали плоской сквозной резьбе с помощью резца (стамесок, других приспособлений) рельеф, так называемый ажур
Накладная – взяли плоскую или ажурную резьбу и наложили на какую-либо поверхность
У меня два образца сквозной резьбы, построенные на основании одного и того же орнамента:
- пропильная плоская
- пропильная ажурная
Любую из них я мгновение ока превращу в накладную. (наглядный показ)
Для наглядности можно провести ассоциативное сравнение с вами:
- школьник – плоская резьба
- студент – ажурная резьба
- трудящийся (рабочий) – накладная резьба
Школьник может обучаться в общеобразовательном учреждении (государственной школе) – пропильная резьба, в частной школе или на индивидуальном обучении – прорезная резьба
Студентами могут быть как учащиеся государственных школ, так и частных
Трудящимися могут быть как бывшие школьники, так и бывшие студенты.
Аналогия понятна? Надеюсь, что интернет вас больше не будет путать. А теперь проверим, насколько вам было понятно мое объяснение.
3. Закрепление материала (показ слайдов)
Я показываю слайд, ваша задача определить, какая именно резьба на нем изображена. Варианты ответов: пропильная плоская, пропильная ажурная, пропильная плоская накладная, прорезная ажурная накладная и т.д. Говорить о том, что эта резьба пропильная или прорезная можно в том случае, когда вы уверены, что к данному материалу применима только лишь один из видов резьбы: или прорезная или пропильная резьба.
(Идет показ слайдов: учащиеся отвечают, какая именно резьба изображена.)
4. Творческая часть. Выполнение ажурной резьбы в пластилине и на липе
Вы видели, насколько разнообразно можно выполнить ажурную резьбу. А знаете ли вы, почему во времена барокко и рококо ажурной резьбой (в деревообработке) называли только “доработанную” прорезную? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, какими инструментами выполняли пропильную. Я покажу вам тот инструмент, с помощью которого выполнялась эта резьба, а вы мне скажите, насколько удобно было им работать. (показ лучковой пилы) Как думаете, после работы на таком инструменте вам бы захотелось еще бы и дорабатывать резьбу стамесками и резцами? (ответ учащихся: нет). А теперь скажите, что изменилось с тех пор?
(ответы учащихся: появились ручные лобзики и электролобзики) (следует показ ручного лобзика, электролобзика). А сейчас ответьте, из какого вида резьбы сейчас проще ее выполнить: из прорезной или из пропильной? (следует вариант ответа: из пропильной). Правильно, сейчас чаще ажурная резьба выполняется из пропильной, наверно, именно и из-за этого и пошла путаница в Интернете.
А теперь попробуем выполнить сквозную резьбу, не забывая, конечно же, о правилах техники безопасности. Вы можете попробовать выполнить ее на бумаге, в пластилине или же на липе. В качестве образца можете использовать карточки с ажурной резьбой.
5. Подведение итогов занятия
Посмотрим, что у вас получилось, и определим лучшую работу.