Урок русского языка по программе "Школа России". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Упражнения в написании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”.

Цели и задачи урока:

  • Закрепление знаний детей о шипящих звуках;
  • Формирование навыков правописания и самоконтроля;
  • Формирование умения обобщать и делать выводы;
  • Развитие мышления, внимания, памяти;
  • Расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
  • Воспитание культуры речи, умения общаться друг с другом, работать сообща;
  • Воспитание интереса к предмету; 

Оборудование:

  • Карточки с буквами и “звуковые мешки”;
  • Индивидуальные карточки для записи слов (Приложение 1);
  • Карточки для групповой работы (Приложение 2, Приложение 3);
  • Учебник “Русский язык. 2 класс. Ч. 2”, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 6-е издание, М.: Просвещение, 2010.
  • “Чистописание: рабочая тетрадь №2: 2 класс”, автор Т.В. Игнатьева, 2-е издание, М.: Издательство “Экзамен”,2010.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Мы начинаем урок русского языка. Проверти, готово ли к уроку ваше рабочее место.

- Готовы ли вы сами начать урок?

2. Чистописание.

- А чтобы подготовить к работе наши ручки, выполним задание в тетрадях по чистописанию.

  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание на стр. 12.

- Какую буквы вы учились писать правильно и красиво?

- Прочитайте слоги, в которых буква “К” обозначает твёрдый согласный звук.

- Прочитайте слоги, в которых буква “К” обозначает мягкий согласный звук.

- Какой вывод можно сделать?

- В какой из “звуковых мешков” поместим букву “К”? Почему?

  • Обосновывая свои действия (т.к. буква “К” может обозначать два звука: твёрдый и мягкий, поместим её в область пересечения “звуковых мешков”), учащиеся помещают карточку с изображением буквы “К” в “звуковые мешки”.

3. Закрепление знаний о шипящих звуках.

- А в каких мешках разместим эти буквы?

  • Учитель предлагает учащимся карточки с изображением букв “Ж”, “Ш”, “Ч”, “Щ”, “Й” и “Ц”.
  • Обосновывая свои действия, учащиеся размещают карточки с изображением букв в “звуковые мешки”.

- Почему важно знать какие звуки обозначают эти буквы?

4. Работа над темой урока.

- Какие правила правописания буквосочетаний мы повторяли на прошлом уроке?

- А сегодня мы проверим, умеете ли вы применять эти правила при написании слов.

- Самостоятельно выполните задание на индивидуальных карточках.

  • Учащиеся самостоятельно вписывают в клеточки слова, соответствующие их лексическому значению. (Приложение 1)

- Определите, какая орфограмма есть в вашем слове.

- Образуйте экспертные группы, по словам с одинаковыми орфограммами.

  • Учащиеся образуют 6 экспертных групп. Дети свободно перемещаются по классу и занимают удобные для них места. Каждая группа получает комплект карточек для групповой работы. (Приложение 2)

- Прочитайте предложения и дополните их словами, которые вы записали на индивидуальных карточках. Если надо измените форму слова или подберите к нему однокоренное слово.

  • Работая в группах, учащиеся вставляют в предложения подходящие по смыслу слова.

- Составьте из этих предложений стихотворные тексты и запишите их в рабочие тетради.

  • Работая в группах, учащиеся составляют и записывают в тетради стихотворные тексты. (Приложение 3)

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

  • В ходе выступления каждая экспертная группа или её представитель прочитывают составленный и записанный в тетрадях стихотворный текст. Учитель задаёт ребятам вопросы, обобщающие знания детей о правописании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”.

(- Какое правило о правописании буквосочетаний мы повторили? – Какая орфограмма встретилась нам в словах этого текста? – В каких словах мы услышали буквосочетания …? – Как их написали? и др.)

  • После выступления всех групп учащиеся возвращаются на свои рабочие места.

5. Обобщение.

- Молодцы. У вас получились очень интересные стихотворные тексты.

- А теперь откройте учебники на стр. 16 и прочитайте текст упр. 25.

  • Выполнение учащимися устного задания по учебнику.

- Кто автор этих строк?

- Из какой они сказки?

- Объясните написание выделенных букв.

- Спишите текст.

  • Выполнение учащимися письменного задания по учебнику.

6. Итог урока

- Какие слова сегодня мы учились писать правильно?

- Как пишутся буквосочетания “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”?

- Чему ещё вы научились сегодня на уроке?

- Благодарю вас за дружную и творческую работу.

- Наш урок русского языка окончен.