Тема: Упражнения в написании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”.
Цели и задачи урока:
- Закрепление знаний детей о шипящих звуках;
- Формирование навыков правописания и самоконтроля;
- Формирование умения обобщать и делать выводы;
- Развитие мышления, внимания, памяти;
- Расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
- Воспитание культуры речи, умения общаться друг с другом, работать сообща;
- Воспитание интереса к предмету;
Оборудование:
- Карточки с буквами и “звуковые мешки”;
- Индивидуальные карточки для записи слов (Приложение 1);
- Карточки для групповой работы (Приложение 2, Приложение 3);
- Учебник “Русский язык. 2 класс. Ч. 2”, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 6-е издание, М.: Просвещение, 2010.
- “Чистописание: рабочая тетрадь №2: 2 класс”, автор Т.В. Игнатьева, 2-е издание, М.: Издательство “Экзамен”,2010.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Мы начинаем урок русского языка. Проверти, готово ли к уроку ваше рабочее место.
- Готовы ли вы сами начать урок?
2. Чистописание.
- А чтобы подготовить к работе наши ручки, выполним задание в тетрадях по чистописанию.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задание на стр. 12.
- Какую буквы вы учились писать правильно и красиво?
- Прочитайте слоги, в которых буква “К” обозначает твёрдый согласный звук.
- Прочитайте слоги, в которых буква “К” обозначает мягкий согласный звук.
- Какой вывод можно сделать?
- В какой из “звуковых мешков” поместим букву “К”? Почему?
- Обосновывая свои действия (т.к. буква “К” может обозначать два звука: твёрдый и мягкий, поместим её в область пересечения “звуковых мешков”), учащиеся помещают карточку с изображением буквы “К” в “звуковые мешки”.
3. Закрепление знаний о шипящих звуках.
- А в каких мешках разместим эти буквы?
- Учитель предлагает учащимся карточки с изображением букв “Ж”, “Ш”, “Ч”, “Щ”, “Й” и “Ц”.
- Обосновывая свои действия, учащиеся размещают карточки с изображением букв в “звуковые мешки”.
- Почему важно знать какие звуки обозначают эти буквы?
4. Работа над темой урока.
- Какие правила правописания буквосочетаний мы повторяли на прошлом уроке?
- А сегодня мы проверим, умеете ли вы применять эти правила при написании слов.
- Самостоятельно выполните задание на индивидуальных карточках.
- Учащиеся самостоятельно вписывают в клеточки слова, соответствующие их лексическому значению. (Приложение 1)
- Определите, какая орфограмма есть в вашем слове.
- Образуйте экспертные группы, по словам с одинаковыми орфограммами.
- Учащиеся образуют 6 экспертных групп. Дети свободно перемещаются по классу и занимают удобные для них места. Каждая группа получает комплект карточек для групповой работы. (Приложение 2)
- Прочитайте предложения и дополните их словами, которые вы записали на индивидуальных карточках. Если надо измените форму слова или подберите к нему однокоренное слово.
- Работая в группах, учащиеся вставляют в предложения подходящие по смыслу слова.
- Составьте из этих предложений стихотворные тексты и запишите их в рабочие тетради.
- Работая в группах, учащиеся составляют и записывают в тетради стихотворные тексты. (Приложение 3)
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
- В ходе выступления каждая экспертная группа или её представитель прочитывают составленный и записанный в тетрадях стихотворный текст. Учитель задаёт ребятам вопросы, обобщающие знания детей о правописании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу” .
(- Какое правило о правописании буквосочетаний мы повторили? – Какая орфограмма встретилась нам в словах этого текста? – В каких словах мы услышали буквосочетания …? – Как их написали? и др.)
- После выступления всех групп учащиеся возвращаются на свои рабочие места.
5. Обобщение.
- Молодцы. У вас получились очень интересные стихотворные тексты.
- А теперь откройте учебники на стр. 16 и прочитайте текст упр. 25.
- Выполнение учащимися устного задания по учебнику.
- Кто автор этих строк?
- Из какой они сказки?
- Объясните написание выделенных букв.
- Спишите текст.
- Выполнение учащимися письменного задания по учебнику.
6. Итог урока
- Какие слова сегодня мы учились писать правильно?
- Как пишутся буквосочетания “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”?
- Чему ещё вы научились сегодня на уроке?
- Благодарю вас за дружную и творческую работу.
- Наш урок русского языка окончен.