Учащийся знает физику, если он умеет решать задачи.
Энрико Ферми
Тип урока: практикум по решению задач (экспериментальных, качественных, расчетных).
Проводится двухчасовое учебное занятие в физико-математическом классе. Особенностью занятия является использование нового технического средства – мобильного компьютерного класса.
Цель урока: формирование ключевых компетенций обучающихся по теме «Электростатика».
Задачи урока:
- Образовательная: систематизировать знания по разделу «Электростатика», научить применять систему знаний на расчет величин, описывающих электростатическое поле; приобрести опыт решения задач повышенного и высокого уровней по электростатике.
- Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
- Воспитательная: формирование умений критически и объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие), совершенствовать коммуникативные умения и информационно-познавательную компетентность учащихся.
Необходимое оборудование:
- для работы на уроках: компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска; мобильный компьютерный класс с программным обеспечением NetOpSchool (МКК) – один головной ноутбук учителя; двенадцать ноутбуков на партах; презентация к уроку (приложение 1);
- для демонстрации: установка для демонстрации колебаний электростатического маятника (демонстрационный воздушный конденсатор; высоковольтный выпрямитель; источник постоянного тока; соединительные провода; теннисный шарик, зачерненный карандашом и подвешенный на шелковой нити); модель большого куба, состоящего из восьми маленьких кубиков; карточки для самоконтроля (приложение 7); задания для самостоятельного решения (приложение 2);
- для организации парной и индивидуальной работы: раздаточный материал – карточки самоконтроля, листы с текстами задач для самостоятельного решения;
- для выполнения исследовательских заданий: мультиметр; неоновая лампочка; конденсатор, изготовленный из корпуса упаковки «Тик-так», вода, машинное масло; конденсаторы известных емкостей; источник постоянного тока с регулируемым напряжением, соединительные провода; карточки-задания (приложение 3).
Организационный момент (приложение 1, слайд 2):
Учитель: Сегодня на уроке повторим основные характеристики электростатического поля, проводники и диэлектрики в электрическом поле; явление электростатической индукции; взаимодействие заряженных тел и закон Кулона; принцип суперпозиции полей; конденсатор и его характеристики. Рассмотрим ключевые учебные ситуации при решении качественных и расчетных задач. На партах у вас имеются тексты задач для самостоятельного решения различного уровня сложности: базового – часть А, повышенного – часть В, высокого – часть С; (приложение 2). Вы можете выбирать для решения любые задания. Решения некоторых из них мы вместе обсудим. На уроке опытным путем проверим некоторые закономерности однородных электрических полей конденсатора (приложение 3).
Для оптимизации нашего учебного занятия будем использовать мобильный компьютерный класс с мощным программным обеспечением NetOpSchool (МКК). Прошу всех зарегистрироваться в программе. В помощь нашей работе имеется папка-файл
«Презентация к уроку» (приложение 1), расположенная на рабочем столе ваших ноутбуков.
Актуализация знаний (приложение 1, слайд 8):
Учитель проводит эксперимент «Электростатический маятник» с помощью демонстрационного оборудования. По завершении демонстрации обучающиеся вместе с учителем подробно рассматривают и объясняют причины каждого этапа колебательного движения маятника в электростатическом поле.
Формирование системы знаний по теме «Электростатика» (приложение 1, слайды 3-7).
Учитель проводит фронтальную беседу по основным понятиям, формулам темы «Электростатика».
Организация самопроверки знаний обучающихся по теме занятия (приложение 1,слайды 10-14).
Результаты самопроверки обучающиеся заносят в карточку самоконтроля (приложение 2).
Организация деятельности обучающихся по выполнению дифференцированных заданий.
Учитель рассылает обучающимся индивидуальные задания-таблицы (приложение 4). Обучающиеся заполняют их в электронном виде и отсылают выполненные задания учителю.
Учитель организует парную работу обучающихся по выполнению экспериментальных заданий (приложение 3). Во время проведения эксперимента контролирует строгое соблюдение правил техники безопасности при работе с электрически оборудованием.
После проведения опытов обучающиеся публично анализируют результаты своих опытов и делают выводы.
Организация работы обучающихся по решению задач (приложение 2).
Обучающиеся решают задачи по собственному выбору. Учитель организует совместную работу по рассмотрению ключевых учебных ситуаций при решении обучающих задач. В приложении 2 эти задачи отмечены значком ключа или в тексте имеется ссылка на слайды презентации 1 и других приложений. Сначала предлагается рассмотреть задачи базового уровня (часть А), затем повышенного уровня (часть В), и в конце рассмотреть алгоритмы решения комбинированных задач высокого уровня (часть С). При решении задач высокого уровня обучающимся предлагается обратить внимание на решение задач по образцу (приложение 5).
Презентация по теме «Энергия заряженного конденсатора» (приложение 6). Перед началом презентации докладчик обращает внимание на курьезный случай.Демонстрируя студентам опыты с конденсатором – лейденской банкой, В.К.Рентген предупредил слушателей: «С этой банкой надо обращаться очень и очень осторожно. Если в ней накопить достаточно большой электрический заряд, то, замкнув обкладки, можно убить даже быка».
Лекцию ученый завершил весьма эффектно: для большей наглядности он самоотверженно разрядил заряженный прибор через самого себя. Получив при этом щелчок, Рентген инстинктивно отдернул руку и, переведя дух, спросил: «Ну, как, видели? То-то…». Помолчав, задал вопрос: «Кто объяснит, что произошло?» Студенты растерянно переглянулись, а один из них после паузы промямлил: «Одно из двух, герр профессор. Или ваше утверждение было несколько преувеличенным, или вы значительно здоровее быка».
Подведение итогов занятия.
Учитель анализирует работу обучающихся. Сообщает оценки тем, кто выполнял задания у доски, проводил эксперимент, проявлял активность. Обращает внимание на необходимость заполнения карточки самоконтроля. Сообщает домашнее задание: один из вариантов контрольной работы по теме «Электростатика» на сайте http://distan.3dn.ru/index/fizika/0-4 /
Приложения:
- Приложение 1- презентация к уроку.
- Приложение 2 (раздаточный материал) - задания для самостоятельного решения.
- Приложение 3 - экспериментальные задания.
- Приложение 4 – «задачи-таблицы».
- Приложение 5 – задачи по образцу.
- Приложение 6 – презентация «Применение конденсаторов».
- Приложение 7 (раздаточный материал) – карточка самоконтроля.
- Приложение 8 – технологическая карта занятия.
Список использованной литературы:
- Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я.Задачи по физике для поступающих в вузы. - М.: Физматлит, 2005. - 344с.
- Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М. Задачи по физике для профильной школы с примерами решений. 10-11 классы. Под ред. В.А.Орлова. – М.:ИЛЕКСА, 2010.- 416 с.
- Курышев В.А. Исследовательские качественные задачи. - Физика в школе.-2000.- № 6.- С.59-61.
- Марон Е.А., Марон А.Е. Физика. 10 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.
- Орлов В.А. Физика: Задания для самопроверки и контроля с генератором тестов. – М.:ИЛЕКСА, 2008. – 144 с.
- Орлов В.А., Сауров Ю.А. Методы решения физических задач. Первое сентября. Физика. 2006, №5, с.31-36.
- Синякин Е.В. – Занимательные и любопытные факты о великих как средство пробуждения интереса к физике. Физика в школе.-2002.- № 7.- С.79.
- Тихомирова с.а. Обучение решению задач по образцу. Рабочая тетрадь для учащихся 11 класса» М.: Школьная Пресса, 2000.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания.- 1 сентября. Физика в школе.-2004.- № 38.- С.13-18.