В празднике принимают участие учащиеся начальных классов. Сцена оформлена в соответствии с темой праздника.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Расширить знания о жизни птиц зимой. Развивать наблюдательность и потребность общения с природой.
- Учить детей наблюдать за зимней природой, наслаждаться ее красотой и величием, видеть прекрасное.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать сочувствие, сопереживание к братьям нашим меньшим.
Оборудование: Снежный ком (маленький мячик покрыть ватой и смазать клеем), бабочка, листы с правилами, снежки и снежинки из бумаги, карандаши.
Ход урока
Звучит музыка с 1 по 11 слайды. Слайд 1
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале на праздник «Февраль-Бокогрей».
1-я ученица:
Стоит февраль, весны предвестник,
Морозной стужей обрамлен,
Порхает снежный вихрь кудесник
И нагнетает с каждым днем.
Еще природа не проснулась
А в воздухе летает дух
Рождения, зима беснуясь
Сдает права на все вокруг.
Февраль прощальною метелью
Заглянет верно, в каждый дом,
Пройдя безудержным весельем
И усмирит свой тяжкий стон.
Стоит февраль, весны предтеча,
Последний часовой зимы….
Слайд 2
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об удивительном мире, который окружает нас! Удивительный мир – животные, птицы, небо, солнце, явления природы. Всё это – природа! Любовь к природе – великое чувство! Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет за ней наблюдать! А наблюдать за природой интересно во все времена года! В природе происходит много интересного и необычного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь – узнать захочешь, узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь – в обиду не дашь. Ребята! Какое сейчас время года в природе? (Зима)
Слайд 3
И в этом времени года есть своя прелесть! Нигде нет такой суровой зимы! А нам она нравится, нам она кажется сказочной. Давайте все вместе полюбуемся красотой зимнего пейзажа в природе.
(Во время показа слайдов ученица читает стихотворение.) Слайды 4 – 10
3-я ученица:
У зимушки, у кружевницы
В палитре красочен набор.
Красны как зори наши лица,
И вечно зелен старый бор.
И небеса синей, чем летом.
Здесь всё: и охра и сурьма,
Но всё-таки любимым цветом
Считает белый цвет зима.
И вот белы поля, овраги
И вся родная сторона.
Земля – как чистый лист бумаги,
Где будет рисовать Весна.
(Звучат звуки вьюги и бубенцов.)
Слайд 11
Воспитатель: Подула зима холодом. Замела пути – дороги. Ни проехать, ни пройти.
Прислушайтесь, ребята! Я слышу какие-то звуки! А вы слышите? (Да)
(Звук бубенцов усиливается и звучит песня «Три белых коня») Слайд 12
Слайд 13
(Под фонограмму песни «Здравствуй, гостья Зима!» появляется Зима. Она танцует и разбрасывает снежинки).
Воспитатель: Милости просим, Матушка Зима! Давно тебя ждем, поджидаем, праздник не начинаем!Давайте все вместе спросим у Матушки-Зимы: «Зима, где ты была?»
Все (хором). Зима, где ты была?
Слайд 14-19
Зима:
В мешке стужу несла,
На землю холод трясла,
У реки гостила,
Во всю реку мост мостила,
У избы побывала,
Окна все разрисовала,
По полям, лесам ходила,
Белой шубой всё накрыла,
Дороги снегом замела
И сугробы нагребла.
Слайд 20
Зима:
– Тепло ли вам ребята? (Да)
– Всем ли слышно? (да)
– Всем ли места хватило? (да)
Вам-то известное дело, места хватило. А мне что-то тесновато здесь, разгуляться негде. (Зима танцует, разбрасывая снежинки).
Воспитатель: Да что ты, Матушка, неуёмная какая? Ещё праздник не начинали, а ты уж ворчать взялась!
Зима (обращаясь к ребятам): За вами глаз да глаз нужен! Вам бы только праздновать! А как – сами толком не знаете. Я-то, уж точно знаю, что в природе порядок строгий. Всё в ней крепко-накрепко связано.
(Появляются зимние месяцы.)
Декабрь: Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки!
Январь: Издавна на Руси ни один зимний праздник без нас не обходился.
Все: Мы – зимние месяцы.
Декабрь: Я – первый зимний месяц – Декабрь, про меня говорят: студень, шапка зимы.
Воспитатель: Сыплет снег. Прядёт зима пряжу, на хвойных иголках кружева вяжет, поля убирает в холсты чисто-начисто.
Январь: А я – Январь, середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня в январе – много…
Февраль: Последний зимний месяц жаль, короткий самый я? – … (Февраль). Я злой, холодный и ветреный.
(Декабрь и Январь уходят. (Фонограмма. Звук вьюги.)
Ученик:
Лес гудит, дрожит земля,
Слышен голос Февраля:
Февраль:
Гей, родня моя большая!
Всех на праздник приглашаю.
Нынче праздник у меня.
Собирается родня.
Февралята,
Февралишки,
Февраленки,
Февральчата,
Февралики,
Февралищи,
Февральефы,
Февралицы…
Белотелы,
Белозубы
Белоноги,
Белоруки,
Красноухи,
Краснощеки,
Красноносы,
Краснолицы…
Загудело,
Заиграло,
Заходило
И завыло!
А у вьюги,
У подруги,
Ледяные сапоги,
Не снимаются с ноги.
Подымайся, весна!
Просыпайся, весна!
Слайд 21
Ученик: У февраля последние праздники вьюги.
Слайд 22
Воспитатель: Морозы кажутся при вьюге лютей, да и снег стал глубже.
Слайды 23 -24
Февраль: Ребята! Я припас для вас интересную игру «Снежный ком», а играть-то вы все мастера, я это точно знаю!
(Проводится игра «Снежный ком». В игре принимают участие все дети, сидящие в зале. Они с речитативом передают из рук в руки «ком».)
Все:
Снежный ком, мы все катаем,
До пяти мы все считаем –
Раз, два, три, четыре, пять –
А отгадку вам назвать!
(Детям загадывается загадка. Игра повторяется 6 раз.)
-
Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет. Слайд 25 (Мороз)
-
С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие пушинки
Белые… Слайд 26 (снежинки). -
Белая морковка зимой растёт. Слайд 27 (Сосулька)
-
И нет снег, и не лёд,
А серебром деревья убирает. Слайд 28 (Иней) -
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья. Слайд 29 (Метель) -
Если нашу ёлку
Снегом заметёт,
Вместо нашей ёлки
Вырастет…… Слайд 30 (сугроб).
Воспитатель: Слайд 31
Зима близится к концу. Уже наступил февраль – последний месяц зимы. В глубокой древности его величали «Сечень» – так как он отсекал год и был последним в семье зимних месяцев.
Еще февраль называли – «Межень» – межа между зимой и весной. А из-за частых продувающих насквозь метелей и вьюг его величали «Ветродуем» и « Лютнем».
Слайд 32
Было еще и ласковое прозвище у этого сурового месяца – «Бокогрей». Пусть студено, да все же потеплей, к весне ближе – потому, что во второй половине месяца начинало пригревать солнышко. Так чем же примечателен, бокогрей?
(Появляется мороз). Слайд 33 -35
Мороз: Во-первых, все-таки речь идет о зиме, так что без морозов ни как не обойтись!
Февраль месяц лютый, спросит, как обуты?
Воспитатель: Да уж, в лаптях в феврале делать нечего
Мороз. С другой стороны, погода переменчива. Слайд 36
Февраль одной рукой нос гладит, а другой по нему щелкает. Слайд 37
Инсценировка стихотворения «Правило».
Слайд 38
Воспитатель: И, конечно же, главная примета февраля – вьюжность да метелистость.
В феврале два друга – мороз да вьюга. Слайд 39
(Появляется Февраль)
Февраль: Ребята! А как же вьюга воет? Покажите-ка мне?
Дети: у-у-у-у-у.
(Звучит шум вьюги: сначала тихо, а потом очень громко).
Февраль:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь, к ночи.
В облаках трубите громко,
Вейтесь, над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Слайд 40
Воспитатель: А зимние гости залетели и к нам. Смотрите, какие красивые снежинки!
Исполняется танец снежинок.
(Звучит шум вьюги.)
4-й ученик:
Зашумела, разгулялась
В поле непогода:
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога,
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету
5-й ученик:
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Слайды 41-42
Воспитатель: Как называют птиц, которые зимуют у нас? Вот на это деревце прилетели птицы, а какие вы узнаете, если правильно отгадаете загадки.
-
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. Слайд43 (Сорока) -
Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь – кружат 20 пар
И кричат: «Кар, кар! » Слайд 44 (Вороны) -
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… Слайд 45 (снегири) -
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощенье наше ей снится,
Прилетает к нам часто … Слайд 46 (синица). -
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй не робей! Кто это? Слайд 47 (воробей)
6-й ученик: Слайд 48
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого что так трудно ему…
(Дети исполняют песню «Воробей»)
Слайд 49
Учитель: Зимняя пора очень трудное время для пернатых. Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода.
7-й ученик:
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
(Слышится громкое карканье вороны. Фонограмма.) Слайды 50-51
Воспитатель: Что же так громко раскричалась ворона? Ребята, кажется, на лесной полянке, что-то произошло…….
(Разыгрывается сценка «Разговор на лесной полянке»)
Слайд 52
Воспитатель: Ребята! Что страшней для птиц, морозы или метели? (метели)
8-й ученик:
Если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
И в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Слайд 53 -54
Воспитатель: И вот тогда птицы переселяются ближе к жилью человека.
9-й ученик:
Вышит снег
Красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
– Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз
– Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверушки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!»
10-й ученик: Слайд 55
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима!
Воспитатель: Заботясь о птицах, мы охраняем природу.
Слайд 56
М. Пришвин говорил: «Охранять природу – значит охранять нашу Родину»
Воспитатель: Февраль завершает зиму. Как не щедр он на вьюги и стужу, однако провертываются дни, когда лучезарно синеет небо, а с крыш звонкая капель звенит, наковаленка весны.
Слайд 57
Вот – вот, февраль – враль, один бок греет, а другой студит.
Слайд 58
Народная мудрость напоминает, что весна уже не за горами.
Лютуй февраль, не лютуй, а на весну брови не хмурь.
Февраль и медведю в берлоге бог нагреет. Слайд 59
Слайды 60-61
Ребята! Давайте посмотрим инсценировку по рассказу Н. Сладкова «Как медведя переворачивали ». (Дети инсценируют).
Воспитатель: В феврале день становится длиннее. Слайд 62 Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.
Впереди – предвесенье, но еще зима, зима…Что и говорить февраль теплее января, – а этого вполне достаточно, что бы в природе начались перемены!
Слайд 63
Февраль: Уже начали подавать голоса птицы.
(Выходит февраль и птицы).
Снегирь: Слайд 64
Пи-пик, пи-пик! Снегирь-снегиришка – нарядная рубашка! Без меня и зима не мила! Пи-пик!
Синица: Пень, пень! Скинь кафтан, скинь кафтан! – слышится в задорных песенках синиц! Слайд 65
Воробей: Слайд 66
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы дожили!
– Мы живы! Живы мы!
Дятел. Тук да тук – отстукивает веселую дробь пестрый дятел. Слайд 67
(Звучит музыка. Птицы кружатся в танце).
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы все вместе поможем дятлу отправить телеграммы на юг – его друзьям.(Дети (по стулу) отстукивают ритм карандашом: тук да тук.)
Дятел.
Дятел сел на толстый сук!
– Тук да тук, тук да тук!
Всем друзьям своим на юг:
– Тук да тук! Тук да тук!
Телеграммы дятел шлет,
Что весна скоро придет,
Что растает снег вокруг:
– Тук да тук! Тук да тук!
Дятел зиму зимовал:
– Тук да тук! Тук да тук!
В жарких странах не бывал:
– Тук да тук! Тук да тук!
И понятно, почему
Скучно дятлу одному
Без друзей и без подруг:
– Тук. Тук. Тук.
Слайд 68-70
11-й ученик:
Последние дни февраля
Неистовы и искристы
Еще не проснулась земля,
А тополю снятся листья.
И вьюга, как белый медведь,
Поднявшись на задние лапы,
Опять начинает реветь,
Почуяв весенний запах
Я видел все это не раз,
Ведь все на земле повторимо.
И весны пройдут через нас,
Как входят в нас белые зимы.
(Выходят Февраль и Зима).
Слайд 71
Февраль: Февраль на исходе, а так не хочется уступать свои права Весне, но весна наступает мне на пятки!
Слайд 72
Зима: Ребята! Большое спасибо вам за такой интересный праздник. Рада была с вами познакомиться! А теперь мне пора уходить.
Что за тридевять земель,
Что за тридевять морей!
Там моё хозяйство
Ждёт меня заброшено,
Белым снегом запорошено
Слайды 73-82
Воспитатель: Ребята! Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, научитесь обращать внимание на, казалось бы, привычные явления – то природа «заговорит» с вами и щедро наградит вас своими волшебными силами: поднимет настроение и укрепит здоровье. А закончить наш праздник мне хотелось бы стихотворением.
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так
И всё не так
Через одно мгновенье!
Слайд 83
Наш праздник подошел к концу. Большое всем спасибо.