Праздник "Февраль-Бокогрей"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (57 МБ)


В празднике принимают участие учащиеся начальных классов. Сцена оформлена в соответствии с темой праздника.

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Расширить знания о жизни птиц зимой. Развивать наблюдательность и потребность общения с природой.
  • Учить детей наблюдать за зимней природой, наслаждаться ее красотой и величием, видеть прекрасное.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать сочувствие, сопереживание к братьям нашим меньшим.

Оборудование: Снежный ком (маленький мячик покрыть ватой и смазать клеем), бабочка, листы с правилами, снежки и снежинки из бумаги, карандаши.

Ход урока

Звучит музыка с 1 по 11 слайды. Слайд 1

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале на праздник «Февраль-Бокогрей».

1-я ученица:

Стоит февраль, весны предвестник,
Морозной стужей обрамлен,
Порхает снежный вихрь кудесник
И нагнетает с каждым днем.
Еще природа не проснулась
А в воздухе летает дух
Рождения, зима беснуясь
Сдает права на все вокруг.
Февраль прощальною метелью
Заглянет верно, в каждый дом,
Пройдя безудержным весельем
И усмирит свой тяжкий стон.
Стоит февраль, весны предтеча,
Последний часовой зимы….

Слайд 2

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об удивительном мире, который окружает нас! Удивительный мир – животные, птицы, небо, солнце, явления природы. Всё это – природа! Любовь к природе – великое чувство! Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет за ней наблюдать! А наблюдать за природой интересно во все времена года! В природе происходит много интересного и необычного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь – узнать захочешь, узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь – в обиду не дашь. Ребята! Какое сейчас время года в природе? (Зима)

Слайд 3

И в этом времени года есть своя прелесть! Нигде нет такой суровой зимы! А нам она нравится, нам она кажется сказочной. Давайте все вместе полюбуемся красотой зимнего пейзажа в природе.

(Во время показа слайдов ученица читает стихотворение.) Слайды 4 – 10

3-я ученица:

У зимушки, у кружевницы
В палитре красочен набор.
Красны как зори наши лица,
И вечно зелен старый бор.
И небеса синей, чем летом.
Здесь всё: и охра и сурьма,
Но всё-таки любимым цветом
Считает белый цвет зима.
И вот белы поля, овраги
И вся родная сторона.
Земля – как чистый лист бумаги,
Где будет рисовать Весна.

(Звучат звуки вьюги и бубенцов.)

Слайд 11

Воспитатель: Подула зима холодом. Замела пути – дороги. Ни проехать, ни пройти.

Прислушайтесь, ребята! Я слышу какие-то звуки! А вы слышите? (Да)

(Звук бубенцов усиливается и звучит песня «Три белых коня») Слайд 12

Слайд 13

(Под фонограмму песни «Здравствуй, гостья Зима!» появляется Зима. Она танцует и разбрасывает снежинки).

Воспитатель: Милости просим, Матушка Зима! Давно тебя ждем, поджидаем, праздник не начинаем!Давайте все вместе спросим у Матушки-Зимы: «Зима, где ты была?»

Все (хором). Зима, где ты была?

Слайд 14-19

Зима:

В мешке стужу несла,
На землю холод трясла,
У реки гостила,
Во всю реку мост мостила,
У избы побывала,
Окна все разрисовала,
По полям, лесам ходила,
Белой шубой всё накрыла,
Дороги снегом замела
И сугробы нагребла.

Слайд 20

Зима:

– Тепло ли вам ребята? (Да)

– Всем ли слышно? (да)

– Всем ли места хватило? (да)

Вам-то известное дело, места хватило. А мне что-то тесновато здесь, разгуляться негде. (Зима танцует, разбрасывая снежинки).

Воспитатель: Да что ты, Матушка, неуёмная какая? Ещё праздник не начинали, а ты уж ворчать взялась!

Зима (обращаясь к ребятам): За вами глаз да глаз нужен! Вам бы только праздновать! А как – сами толком не знаете. Я-то, уж точно знаю, что в природе порядок строгий. Всё в ней крепко-накрепко связано.

(Появляются зимние месяцы.)

Декабрь: Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки!

Январь: Издавна на Руси ни один зимний праздник без нас не обходился.

Все: Мы – зимние месяцы.

Декабрь: Я – первый зимний месяц – Декабрь, про меня говорят: студень, шапка зимы.

Воспитатель: Сыплет снег. Прядёт зима пряжу, на хвойных иголках кружева вяжет, поля убирает в холсты чисто-начисто.

Январь: А я – Январь, середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня в январе – много…

Февраль: Последний зимний месяц жаль, короткий самый я? – … (Февраль). Я злой, холодный и ветреный.

(Декабрь и Январь уходят. (Фонограмма. Звук вьюги.)

Ученик:

Лес гудит, дрожит земля,
Слышен голос Февраля:

Февраль:

Гей, родня моя большая!
Всех на праздник приглашаю.
Нынче праздник у меня.
Собирается родня.
Февралята,
Февралишки,
Февраленки,
Февральчата,
Февралики,
Февралищи,
Февральефы,
Февралицы…
Белотелы,
Белозубы
Белоноги,
Белоруки,
Красноухи,
Краснощеки,
Красноносы,
Краснолицы…
Загудело,
Заиграло,
Заходило
И завыло!
А у вьюги,
У подруги,
Ледяные сапоги,
Не снимаются с ноги.
Подымайся, весна!
Просыпайся, весна!

Слайд 21

Ученик: У февраля последние праздники вьюги.

Слайд 22

Воспитатель: Морозы кажутся при вьюге лютей, да и снег стал глубже.

Слайды 23 -24

Февраль: Ребята! Я припас для вас интересную игру «Снежный ком», а играть-то вы все мастера, я это точно знаю!

(Проводится игра «Снежный ком». В игре принимают участие все дети, сидящие в зале. Они с речитативом передают из рук в руки «ком».)

Все:

Снежный ком, мы все катаем,
До пяти мы все считаем –
Раз, два, три, четыре, пять –
А отгадку вам назвать!

(Детям загадывается загадка. Игра повторяется 6 раз.)

  1. Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет. Слайд 25 (Мороз)

  2. С неба падают зимой
    И кружатся над землёй
    Лёгкие пушинки
    Белые… Слайд 26 (снежинки).

  3. Белая морковка зимой растёт. Слайд 27 (Сосулька)

  4. И нет снег, и не лёд,
    А серебром деревья убирает. Слайд 28 (Иней)

  5. Рассыпала Лукерья
    Серебряные перья. Слайд 29 (Метель)

  6. Если нашу ёлку
    Снегом заметёт,
    Вместо нашей ёлки
    Вырастет…… Слайд 30 (сугроб).

Воспитатель: Слайд 31

Зима близится к концу. Уже наступил февраль – последний месяц зимы. В глубокой древности его величали «Сечень» – так как он отсекал год и был последним в семье зимних месяцев.

Еще февраль называли – «Межень» – межа между зимой и весной. А из-за частых продувающих насквозь метелей и вьюг его величали «Ветродуем» и « Лютнем».

Слайд 32

Было еще и ласковое прозвище у этого сурового месяца – «Бокогрей». Пусть студено, да все же потеплей, к весне ближе – потому, что во второй половине месяца начинало пригревать солнышко. Так чем же примечателен, бокогрей?

(Появляется мороз). Слайд 33 -35

Мороз: Во-первых, все-таки речь идет о зиме, так что без морозов ни как не обойтись!

Февраль месяц лютый, спросит, как обуты?

Воспитатель: Да уж, в лаптях в феврале делать нечего

Мороз. С другой стороны, погода переменчива. Слайд 36

Февраль одной рукой нос гладит, а другой по нему щелкает. Слайд 37

Инсценировка стихотворения «Правило».

Слайд 38

Воспитатель: И, конечно же, главная примета февраля – вьюжность да метелистость.

В феврале два друга – мороз да вьюга. Слайд 39

(Появляется Февраль)

Февраль: Ребята! А как же вьюга воет? Покажите-ка мне?

Дети: у-у-у-у-у.

(Звучит шум вьюги: сначала тихо, а потом очень громко).

Февраль:

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь, к ночи.
В облаках трубите громко,
Вейтесь, над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!

Слайд 40

Воспитатель: А зимние гости залетели и к нам. Смотрите, какие красивые снежинки!

Исполняется танец снежинок.

(Звучит шум вьюги.)

4-й ученик:

Зашумела, разгулялась
В поле непогода:
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога,
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету

5-й ученик:

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Слайды 41-42

Воспитатель: Как называют птиц, которые зимуют у нас? Вот на это деревце прилетели птицы, а какие вы узнаете, если правильно отгадаете загадки.

  1. Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. Слайд43 (Сорока)

  2. Носит серенький жилет,
    Но у крыльев чёрный цвет.
    Видишь – кружат 20 пар
    И кричат: «Кар, кар! » Слайд 44 (Вороны)

  3. Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это… Слайд 45 (снегири)

  4. Небольшая пестрая птица
    Не боится зимой простудиться.
    Угощенье наше ей снится,
    Прилетает к нам часто … Слайд 46 (синица).

  5. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
    Клюй не робей! Кто это? Слайд 47 (воробей)

6-й ученик: Слайд 48

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого что так трудно ему…

(Дети исполняют песню «Воробей»)

Слайд 49

Учитель: Зимняя пора очень трудное время для пернатых. Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода.

7-й ученик:

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

(Слышится громкое карканье вороны. Фонограмма.) Слайды 50-51

Воспитатель: Что же так громко раскричалась ворона? Ребята, кажется, на лесной полянке, что-то произошло…….

(Разыгрывается сценка «Разговор на лесной полянке»)

Слайд 52

Воспитатель: Ребята! Что страшней для птиц, морозы или метели? (метели)

8-й ученик:

Если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
И в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.

Слайд 53 -54

Воспитатель: И вот тогда птицы переселяются ближе к жилью человека.

9-й ученик:

Вышит снег
Красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
– Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз
– Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверушки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!»

10-й ученик: Слайд 55

Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима!

Воспитатель: Заботясь о птицах, мы охраняем природу.

Слайд 56

М. Пришвин говорил: «Охранять природу – значит охранять нашу Родину»

Воспитатель: Февраль завершает зиму. Как не щедр он на вьюги и стужу, однако провертываются дни, когда лучезарно синеет небо, а с крыш звонкая капель звенит, наковаленка весны.

Слайд 57

Вот – вот, февраль – враль, один бок греет, а другой студит.

Слайд 58

Народная мудрость напоминает, что весна уже не за горами.

Лютуй февраль, не лютуй, а на весну брови не хмурь.

Февраль и медведю в берлоге бог нагреет. Слайд 59

Слайды 60-61

Ребята! Давайте посмотрим инсценировку по рассказу Н. Сладкова «Как медведя переворачивали ». (Дети инсценируют).

Воспитатель: В феврале день становится длиннее. Слайд 62 Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.

Впереди – предвесенье, но еще зима, зима…Что и говорить февраль теплее января, – а этого вполне достаточно, что бы в природе начались перемены!

Слайд 63

Февраль: Уже начали подавать голоса птицы.

(Выходит февраль и птицы).

Снегирь: Слайд 64

Пи-пик, пи-пик! Снегирь-снегиришка – нарядная рубашка! Без меня и зима не мила! Пи-пик!

Синица: Пень, пень! Скинь кафтан, скинь кафтан! – слышится в задорных песенках синиц! Слайд 65

Воробей: Слайд 66

О чем поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы дожили!
– Мы живы! Живы мы!

Дятел. Тук да тук – отстукивает веселую дробь пестрый дятел. Слайд 67

(Звучит музыка. Птицы кружатся в танце).

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы все вместе поможем дятлу отправить телеграммы на юг – его друзьям.(Дети (по стулу) отстукивают ритм карандашом: тук да тук.)

Дятел.
Дятел сел на толстый сук!
– Тук да тук, тук да тук!
Всем друзьям своим на юг:
– Тук да тук! Тук да тук!
Телеграммы дятел шлет,
Что весна скоро придет,
Что растает снег вокруг:
Тук да тук! Тук да тук!
Дятел зиму зимовал:
– Тук да тук! Тук да тук!
В жарких странах не бывал:
– Тук да тук! Тук да тук!
И понятно, почему
Скучно дятлу одному
Без друзей и без подруг:
Тук. Тук. Тук.

Слайд 68-70

11-й ученик:

Последние дни февраля
Неистовы и искристы
Еще не проснулась земля,
А тополю снятся листья.
И вьюга, как белый медведь,
Поднявшись на задние лапы,
Опять начинает реветь,
Почуяв весенний запах
Я видел все это не раз,
Ведь все на земле повторимо.
И весны пройдут через нас,
Как входят в нас белые зимы.

(Выходят Февраль и Зима).

Слайд 71

Февраль: Февраль на исходе, а так не хочется уступать свои права Весне, но весна наступает мне на пятки!

Слайд 72

Зима: Ребята! Большое спасибо вам за такой интересный праздник. Рада была с вами познакомиться! А теперь мне пора уходить.

Что за тридевять земель,
Что за тридевять морей!
Там моё хозяйство
Ждёт меня заброшено,
Белым снегом запорошено

Слайды 73-82

Воспитатель: Ребята! Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, научитесь обращать внимание на, казалось бы, привычные явления – то природа «заговорит» с вами и щедро наградит вас своими волшебными силами: поднимет настроение и укрепит здоровье. А закончить наш праздник мне хотелось бы стихотворением.

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так
И всё не так
Через одно мгновенье!

Слайд 83

Наш праздник подошел к концу. Большое всем спасибо.

Приложение.