Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию причин, характера, последствий военных походов фараонов в Египте;
- продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных социальных слоев, общественных групп, учить умению работать с учебной книгой, картой;
- способствовать воспитанию таких качеств, как сострадание к покоренным народам.
Оборудование урока:
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Учебник «История Древнего мира». Москва, Просвещение, 2009 год
- Аксенова А.Н. «Энциклопедия для детей. История Войн. Том 32» . Из-во «Аванта +», 2009 год
- Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
- Таблицы-плакаты с заданиями классу.
- Аппликация «Заросли папируса».
- Плакаты с вопросами по истории Египта.
ХОД УРОКА
Слово учителя: «Ребята, давайте представим, что мы не на уроке истории, а машина времени унесла нас в неведомое пока место в далеком прошлом. Предлагаю оглядеться вокруг и определить, где же это мы находимся. Вокруг нас финиковые пальмы, акации, густые заросли тростника. Они выше человеческого роста. В зарослях прячется много разных птиц: гуси, утки, пеликаны, виден даже бегемот. А главное чувствуется, что где-то рядом, за зарослями течет река.
Вопрос классу: «На берегах какой реки
в древности могли расти непроходимые заросли
тростника? Как он называется? (Река Нил.
Папирус).
Надо пробраться через эти густые заросли к
берегу реки, посмотреть, нет ли там жилищ людей,
возможно, увидим и самих жителей этих мест. Чтобы
выбраться на берег, необходимо в зарослях
проделать дорожку. Для этого надо ответить на
вопросы, которые расположились на листьях
папируса. Правильный ответ приближает нас к цели.
Тронулись в путь».
Ребята поочередно, по желанию подходят к доске,
где находится аппликация с зарослями папируса,
(увеличенный образец рисунка на стр. 33 учебника) и
открепляют листочки с вопросами, дают на них
ответы. «Тростника» становится меньше и меньше.
Вопросы повторения: где протекает река Нил? В каком направлении течет Нил? Откуда берет начало и куда впадает Нил? Почему Египет называют «даром Нила»? Перечислите, какие категории населения проживали в Древнем Египте? Назовите занятия древних египтян?
Слово учителя: «Ребята, вашими стараниями мы выбрались из зарослей тростника, оказались на берегу Нила. Смотрите, по берегу стройной колонной движется какой-то отряд. Нам за ним не угнаться, пошлем на разведку самых быстрых, подождем, какие сведения они принесут. А пока надо отдохнуть»
Физкультминутка
Закроем глаза, представим, как тихо и спокойно несет свои воды эта река, ощутим дуновение ветерка на лице, разомнем плечи. (Поднимаем поочередно несколько раз правое и левое плечо; потрясем кистями рук; вращаем головой почасовой и против часовой стрелки; встаем и делаем наклоны вниз, влево, вправо; выполняем упражнения на дыхание).
Слово учителя: Сегодня на уроке мы изучаем тему «Военные походы фараонов». Необходимо узнать, куда они совершались, с какой целью, кто в них участвовал, кому они приносили пользу. На доске вы видите план изучения новой темы.
План темы на доске:
- Вооружение египетского войска.
- Боевые колесницы.
- Направления походов фараонов Египта.
- Цели и последствия походов фараонов.
Первый вопрос плана «Вооружение египетского войска». Вернулись наши разведчики и готовы рассказать, что им удалось узнать. Предоставим им слово, слушаем внимательно, чтобы после их рассказа выполнить сложное задание».
Опережающее задание – рассказ ученика (первого разведчика) по теме: «Вооружение египетского войска».
Задание классу после выступления учащегося
На доске вывешивается плакат, где перечислены виды оружия воинов египтян, надо найти лишнее, объяснить свой выбор.
Виды вооружения: лук со стрелами, копья, боевые топорики, кинжалы, железные наконечники стрел. (Лишнее – железные наконечники стрел).
Предоставляем слово другому ученику, обращаем внимание на план урока на доске. О чем будет рассказ следующего разведчика?
Опережающее задание – рассказ ученика (второго разведчика) «Боевые колесницы». Ребятам предлагаем рассмотреть рисунок на странице 44 учебника. После выступления вопрос классу: «Почему и как колесницы усиливали мощь египетского войска?» (Можно передвигаться на большие расстояния и внезапно и на большой скорости нападать на врага).
Опережающее задание – рассказ ученика (третьего разведчика): «Как проходили сражения».
Закрепление
Работа с рисунком учебника на странице 47.
Вопрос классу: «Какой момент сражения изображен на рисунке? Почему вы так решили?»
Слово учителя. «Не забудем, что мы исследователи и оказались в этом месте, чтобы больше узнать о жизни людей этого времени, в этой местности. Посмотрим на карту на странице 44 учебника, на настенную карту, рассмотрим условные обозначения.
Вопросы классу: О чем она может нам рассказать? Что обозначено на ней черными стрелками? В какие страны совершали походы египтяне в направлении на юг, на северо-восток, на запад?»
Работа с учебником (текст на странице 46-47, подзаголовок «Войско возвращается с добычей».)
На доске вывешено 2 плаката. На одном указаны названия стран, завоеванных египтянами, надо найти лишнее название. (Нубия, Сирия, Палестина, Ливия, Междуречье). На другом плакате перечислена военная добыча египтян, необходимо определить, есть ли тут лишнее слово. (Скот. Ценные породы дерева. Золото. Серебро. Шерстяные ткани. Украшения).
Слово учителя. «Самые большие завоевания в Египте совершил фараон Тутмос около 1500 года до н.э. (Обращаем внимание ребят на выделенную дату и имя фараона на странице 47 учебника, карточку с датой и именем фараона прикрепляем к доске). В побежденных странах египтяне брали много пленных. Их могли и убить, но египетские военачальники приводили их, закованными в цепи, в Египет и продавали в рабство, клеймили, как скот, и заставляли работать на вельможей и фараонов. Рабы уже никогда не могли вернуться домой на свою родину. От войн обогащались фараоны и вельможи, а что принесла война простым воинам?»
Работа с текстом учебника. Страница 48. Подзаголовок 5. Объясните, почему тема называется военные походы фараонов, а не военные походы египтян?
Закрепление пройденного материала
Слово учителя. Посмотрите план новой темы, записанный на доске. Вспомните, что в начале урока мы оказались на берегу реки Нил, в Древнем Египте. Нас заинтересовал отряд, который колонной двигался в каком- то направлении. Можем мы сейчас ответить на вопрос, кто эти воины, куда и зачем они движутся, как они вооружены, что принесет им этот военный поход? Определите, все ли вопросы плана мы разобрали на сегодняшнем уроке.
Запишите задание на дом. Читать, пересказывать параграф 9 по вопросам после параграфа, рассмотреть карту на странице 44 и выполнить задание 5 устно, а интересующимся историей предлагаю выполнить письменно и красиво оформить задание номер 6 после параграфа.