Урок технологии в 3-м классе "Оберег для дома"

Разделы: Начальная школа


Цель: изготовление оберега – декоративного веника, украшение его символами благополучия.
Задачи:

  • обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях;
  • создание игровой ситуации, в которой эти знания и умения могут быть использованы;
  • воспитание трудолюбия, навыков сотрудничества;
  • развитие творческой активности и стремление к самореализации;
  • формирование совокупности следующих компетентностей учащихся: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, эмоциональной.

Оборудование и материалы:

  • поделки из теста (солнце, овощи, хлебобулочные изделия, ручки, подкова и т.д.);
  • веничек;
  • сухоцветы, орешки, горох, зерна различных злаковых культур, монетки;
  • клей ПВА;
  • кисти;
  • ленточки, ткани.

Данная работа рассчитана на 3 урока. Данный урок является заключительным.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Вводная часть

1) Организационный момент, приветствие. Подготовка к уроку.
2) Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

 

Организация рабочего места.
Повторение правил ТБ.

2. Содержание урока

1) Постановка цели урока

Сегодня мы будем делать оберег – декоративный веник, украшать его символами благополучия.
Наверное, вы все видели в магазинах так называемые обереги для дома. Но что же в них не хватает? Думаю, вы уже хорошо знаете ответ на этот вопрос – он сделан чужими руками просто для продажи, а никак не оберег. Но мы сами можем приготовить подобное, и тогда простое, но симпатичное украшение, сделанное с любовью собственными руками, действительно может стать защитником вашего дома.

2) Вступительная беседа сопровождается просмотром презентации «Наша защита – обереги для дома»

Традиция защищать свой дом оберегами – вениками, венками, плетёными тынами, ложками и т. д. восходит к древним славянским народам.
В Толковом словаре В.И.Даля говорится:
«Оберегать, оберечь, охранять, защищать, укрывать, отстаивать, стеречь, хранить в целости, сторожить, заботиться уходом».
«Оберег – талисман, ладанка, привеска от сглаза, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и прочее».
Название «оберег» говорит само за себя – оберегать от болезней и других несчастий.
Древнейшим оберегом дома считается веник.
Делались веники не только для привычной уборки, но и декоративные. Их украшали ленточками, сухоцветами, орешками, горохом, зернами различных злаковых культур.
Каждое украшение имело древний символический смысл, соответственно которому оно приносило в дом богатство, здоровье, семейное счастье и так далее.

 

 

Знакомство с образцом оберега.

 

Просмотр презентации «Наша защита – обереги для дома».
Презентация

 

 

Знакомство со значением символов, которыми украшается оберег.

3. Подготовка к практической работе

На предыдущих уроках мы изготовили поделки из соленого теста (солнце, овощи, хлебобулочные изделия, ручки, подкова и т.д.).  
А сегодня мы будем украшать декоративный веничек символами благополучия.
Надеюсь, вы решили, для кого вы сегодня будете делать оберег. От этого зависит выбор украшений на вашем веничке.

Инструктаж

Не перегружайте композицию. Продумайте заранее, расположите на веничке просто так всё, что вы будете потом укреплять. Посмотрите, как выглядит ваша задумка. Меняйте композицию, пока не поймете, что вы хотите получить в результате.
Сначала закрепите крупные детали с помощью густого клея ПВА. Затем дополните свою композицию более мелкими деталями.
Помните, что веник можно вешать ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Считалось, что в этом положении он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге дома. Такой веник выметал из дома болезни, горе, напасти, нечистую силу. А вот внутри дома веник вешали только ручкой вверх! И чаще всего вешали его на кухне, как в месте, где, как считалось, обитают домовые. Можно покрыть композицию лаком. Это поможет дополнительно укрепить вашу работу.
Сегодня вам пригодятся не только необходимые материалы, но и терпение, и усидчивость, творчество и аккуратность. Результат, я думаю, будет стоить ваших усилий!
А после урока устроим выставку готовых работ.

 

Подготовка к практической работе.

4. Физминутка  
5. Практическая часть

1) Самостоятельная работа детей.
2) Инструктаж учителя по ходу выполнения работы.

Самостоятельная работа детей.
6. Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?
– Какие навыки практической работы получили?

Организация выставки готовых работ.