Цель:
- Создать условия, при которых дети смогут обнаружить новую часть речи, дать ей название.
- Сопоставить значение наречий с значением прилагательных.
- Развитие логики мышления.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
Ребята, скажите, какой большой вопрос на уроке русского языка мы для себя поставили?
- Какие части речи вы уже знаете?
- На какие 2 группы вы бы их поделили?
- Как вы определяете самостоятельная это или служебная часть речи?
- Назовите самостоятельные части речи? Служебные?
- С помощью чего вы можете определять, какая это часть речи? (По вопросам, с помощью грамматических значений.)
Вывешивается таблица:
- Ребята, посмотрите на эту таблицу и скажите, все ли здесь верно?
- Почему у нас в таблице заполнены не все рамочки? (Не все ч.р. знаем.)
- Поупражняемся определять те части речи, которые знаем.
II. Постановка УЗ.
1. Работа по группам.
(По одному предложению с пропущенными орфограммами в каждой группе; так же они записаны все на доске.)
а) Спишите предложения, вставив пропущенные орфограммы, раскрыв скобки. Приготовьтесь объяснить орфограммы.
1 группа. Р_бята (пере)плыли (на)левый бере_.
2 группа. Б_льшая м_на п_вернула (на)лево.
3 группа. Пеш_ход бодро ш-га-т (по)шо_е,
4 группа. Бодрый м_лыш складыва_т игрушки.
5 группа. (Ра_)дался сильный удар грома.
6 группа. Поз_ний гость сильно (у)стал.
(Группа, которая закончила, выходят по одному к доске, объясняют орфограммы.)
б) Над каждым словом, напишите, какая это часть речи? (С последующим объяснением у доски.)
2. Фиксация проблемы.
- Над какими словами вы не смогли написать, какая это часть речи?
- Выпишите эти слова: налево, бодрый, сильно (учитель на доске, ребята в тетради).
Налево | ? | Часть речи |
Бодро | ||
Сильный |
III. Решение учебной задачи.
1. Посоветуйтесь в группах, с чего начнем действовать?
2. Ответы, предлагаемые детьми
3. Ребята, давайте посмотрим, нет ли у этих слов родственников в других
предложениях?
Выписываю на доске: левый, бодрый, сильный.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Как можно это доказать?
- Постройте грамматические модели.
1 группа, 5 группа – левый.
2 группа, б группа – бодрый.
3 группа, 4 группа – сильный.
(Объяснение у доски.)
Левый | П(в.т); | Бодрый | П(им.п); | Сильный | П(им.п); |
Р(мр.р); | Р(м.р); | Р(м.р); | |||
Ч(ед.ч). | Ч(ед.ч). | Ч(ед.ч). |
- Как вы смогли определить значение падежа, (при помощи существительного от которого они зависят)
4. А от каких слов зависят в предложении слова: налево, бодро, сильно.
(Соединяю стрелками, дети в тетрадях.)
- Что обозначают эти слова? Как вы думаете?
5. Учитель: В русском языке есть слова, которые специально предназначены для обозначения признаков глаголов или действий. Это их особое грамматическое значение.
- Попробуем определить, есть ли у этих слов значения рода, числа, падежа, лица?
6. Учитель – у доски, дети в тетрадях.
Налево | ? | П Р Ч Л |
7. Вывод: слова, предназначенные для обозначения признака глаголов не изменяются по П, Р, Ч, Л.
8. Какая из трех моделей точнее передает особенности этой части речи и почему?
9. Можно ли отнести эти слова к одной из известных нам частей речи или это особая часть речи?
- Служебная или самостоятельная?
- Как назовем эту новую для нас часть речи?
10. Вывод: в русском языке эту часть называют (показ) – наречие.
- Куда внесем эту часть речи в таблицу? Почему?
11. Работа по группам.
- Сделайте вывод, что такое наречие?
(Варианты ответов детей.)
12. Прочитайте вывод, стр. 17.
IV. Закрепление.
1. Устная работа. Игра.
- На доске предложение. Вставьте подходящие по смыслу наречия?
- У кого интереснее?
Маугли? Пробирался по лесу.
Маугли? Знал то, о чем здесь рассказывали.
2. Приведите примеры словосочетаний существительного с признаком; глагола с признаком.
3. Упр.161 с.З7 – работа по учебнику.
а) Спишите высказывания, подчеркните однокоренные слова и приготовьтесь
работая в группе доказать, что одно слово является прилагательным, другое –
наречием.
б) Самостоятельная работа.
в) Устная проверка.
V. Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Поднимите руки те ребята, которые дома смогут объяснить, что такое наречие?
Домашнее задание: с.37 упр.160.
- Как вы думаете, все ли мы знаем об этой части речи?