Наречие – особая часть речи

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Создать условия, при которых дети смогут обнаружить новую часть речи, дать ей название.
  2. Сопоставить значение наречий с значением прилагательных.
  3. Развитие логики мышления.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

Ребята, скажите, какой большой вопрос на уроке русского языка мы для себя поставили?

- Какие части речи вы уже знаете?

- На какие 2 группы вы бы их поделили?

- Как вы определяете самостоятельная это или служебная часть речи?

- Назовите самостоятельные части речи? Служебные?

- С помощью чего вы можете определять, какая это часть речи? (По вопросам, с помощью грамматических значений.)

Вывешивается таблица:

- Ребята, посмотрите на эту таблицу и скажите, все ли здесь верно?

- Почему у нас в таблице заполнены не все рамочки? (Не все ч.р. знаем.)

- Поупражняемся определять те части речи, которые знаем.

II. Постановка УЗ.

1. Работа по группам.

(По одному предложению с пропущенными орфограммами в каждой группе; так же они записаны все на доске.)

а) Спишите предложения, вставив пропущенные орфограммы, раскрыв скобки. Приготовьтесь объяснить орфограммы.

1 группа. Р_бята (пере)плыли (на)левый бере_.
2 группа. Б_льшая м_на п_вернула (на)лево.
3 группа. Пеш_ход бодро ш-га-т (по)шо_е,
4 группа. Бодрый м_лыш складыва_т игрушки.
5 группа. (Ра_)дался сильный удар грома.
6 группа. Поз_ний гость сильно (у)стал.

(Группа, которая закончила, выходят по одному к доске, объясняют орфограммы.)

б) Над каждым словом, напишите, какая это часть речи? (С последующим объяснением у доски.)

2. Фиксация проблемы.

- Над какими словами вы не смогли написать, какая это часть речи?

- Выпишите эти слова: налево, бодрый, сильно (учитель на доске, ребята в тетради).

Налево ? Часть речи
Бодро
Сильный

III. Решение учебной задачи.

1. Посоветуйтесь в группах, с чего начнем действовать?
2. Ответы, предлагаемые детьми
3. Ребята, давайте посмотрим, нет ли у этих слов родственников в других предложениях?

Выписываю на доске: левый, бодрый, сильный.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Как можно это доказать?

- Постройте грамматические модели.

1 группа, 5 группа – левый.
2 группа, б группа – бодрый.
3 группа, 4 группа – сильный.

(Объяснение у доски.)

Левый П(в.т); Бодрый П(им.п); Сильный П(им.п);
Р(мр.р); Р(м.р); Р(м.р);
Ч(ед.ч). Ч(ед.ч). Ч(ед.ч).

- Как вы смогли определить значение падежа, (при помощи существительного от которого они зависят)

4. А от каких слов зависят в предложении слова: налево, бодро, сильно.

(Соединяю стрелками, дети в тетрадях.)

- Что обозначают эти слова? Как вы думаете?

5. Учитель: В русском языке есть слова, которые специально предназначены для обозначения признаков глаголов или действий. Это их особое грамматическое значение.

- Попробуем определить, есть ли у этих слов значения рода, числа, падежа, лица?

6. Учитель – у доски, дети в тетрадях.

Налево ? П
Р
Ч
Л

7. Вывод: слова, предназначенные для обозначения признака глаголов не изменяются по П, Р, Ч, Л.

8. Какая из трех моделей точнее передает особенности этой части речи и почему?

9. Можно ли отнести эти слова к одной из известных нам частей речи или это особая часть речи?

- Служебная или самостоятельная?

- Как назовем эту новую для нас часть речи?

10. Вывод: в русском языке эту часть называют (показ) – наречие.

- Куда внесем эту часть речи в таблицу? Почему?

11. Работа по группам.

- Сделайте вывод, что такое наречие?

(Варианты ответов детей.)

12. Прочитайте вывод, стр. 17.

IV. Закрепление.

1. Устная работа. Игра.

- На доске предложение. Вставьте подходящие по смыслу наречия?

- У кого интереснее?

Маугли? Пробирался по лесу.

Маугли? Знал то, о чем здесь рассказывали.

2. Приведите примеры словосочетаний существительного с признаком; глагола с признаком.

3. Упр.161 с.З7 – работа по учебнику.

а) Спишите высказывания, подчеркните однокоренные слова и приготовьтесь работая в группе доказать, что одно слово является прилагательным, другое – наречием.
б) Самостоятельная работа.
в) Устная проверка.

V. Итог урока.

- О чем говорили на уроке?

- Поднимите руки те ребята, которые дома смогут объяснить, что такое наречие?

Домашнее задание: с.37 упр.160.

- Как вы думаете, все ли мы знаем об этой части речи?