Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, повторить ОВР, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.
- Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.
- Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.
Формируемые компетенции:
- учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края;
- информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
- коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, практическая работа, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).
Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.
Компьютерная презентация к уроку позволяет учащимся:
- Получить знания о свойствах и значении воды.
- Приобрести навыки работы с веществами и оборудованием.
- Получить представление о распространенности воды в природе.
- Получить знания о проблемах уменьшения количества пресной воды.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.
Лабораторное оборудование: чашка с водой, металлический натрий, фенолфталеин, стаканы с водой из разных источников (водопроводная, морская, дистиллированная).
Межпредметная связь: химия, биология, география, экология, литература, русский язык, физика.
Ход урока
I. Вступление.
Эпиграф (1 слайд).
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни водой, ее физическими свойствами, аномалиями, нахождением в природе, значением и природными запасами.
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете.»
Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде.
Записываем в тетрадях: Тема урока: «Вода». (2 слайд).
Цель урока: Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
(на доске написан план урока)
- Распространение воды.
- Физические свойства воды.
- Особенности воды.
- Строение молекулы воды
- Химические свойства воды.
- Круговорот воды в природе.
- Охрана водных ресурсов.
Учитель. Прежде чем мы приступим к изучению воды, давайте послушаем как воспевали воду поэты разных времён. (3 слайд).
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
А. Фет
II. Распространение воды.
4 слайд, 5 слайд
Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле.
Сообщение 1. «Вода на Земле»
Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… Природная вода! Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1 км3 облаков составляет около 2000 т, а в атмосфере Земли водяного пара около 12300 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают с высоты десятков и сотен метров водопадами, неся свои воды в океаны и моря. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных.
Так много или мало воды на Земле? Очень мало! От всего объема Земли на воду приходится около 2,5 млрд. км3.
Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная находится в глубоких слоях земной коры. Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из – за рубежа. Воду надо беречь.
Учитель: Но оказывается вода есть и в космосе.
Сообщение 2. «Вода в космосе»
Первые сведения о внеземной воде были получены итальянцем Пезали в 1864 году при исследовании метеорита. В нем оказалось 13,9% воды. В хронике Венгрии за 1802 год указано падение ледяных глыб массой 0,5 т и в Голландии массой 6 кг.
При помощи телескопа РАТАН – 600 было обнаружено излучение с длиной волны 1,35 см. Такое излучение дают молекулы воды. Космические путешественники – кометы, приближаясь к Солнцу из глубин космоса, украшаются длинным шлейфом. Этот хвост состоит их газов, одним из которых является водяной пар. Исследование Венеры в шестидесятых годах космическими аппаратами показали, что там, в облаках, содержится около 1% водяного пара.
8 декабря 1900 года в телеграмме В. Пикеринг сообщил о яркой вспышке, наблюдаемой на Марсе в течение 70 минут. В атмосфере Марса обнаружен водяной шар в виде льда. Яркие вспышки объясняются отражением солнечных лучей от ледяных поверхностей. А есть ли водоемы на Марсе? Телекамеры не передали ничего похожего на площади, покрытые водой.
Из больших планет только на Юпитере предполагают наличие воды в трех состояниях. Сведения о других планетах очень скудны. О воде на Сатурне можно судить только по наличию снежных колец.
Учитель. Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле.
Сколько воды в организме человека? (65–75%)
А известно ли вам, что мозг содержит 80% воды. 6 слайд.
Сообщение 3. «Вода в живом организме»
Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором – растения, на третьем – животные, на последнем – человек.
Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль – всего лишь 0,2%.
Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом.
У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды. Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.
III. Физические свойства (работа с учебником).
7 слайд.
На доске таблица «Свойства воды».
Стр. 51-52 учебник – прочитать текст о физических свойствах воды.
Расскажите, какими физическими свойствами обладает вода (ответ учащихся).
IV. Особенности воды.
8 слайд.
Сообщение 4. Аномалии воды.
В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанический лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее корабль, окончил свое земное существование. Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Устрашающие ледяные глыбы – айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды.
Глыбы в десятки тысяч тонн не тонут и все потому, что лед легче воды. Попробуйте расплавить любой металл и в расплав бросить кусочек того же металла: он моментально утонет. Твердое состояние любого вещества имеет большую плотность, чем жидкое. Лед и вода – удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы средних широт быстро промерзли бы до дна: все живое бы погибло.
Чтобы растаял лед, нужно много тепла. Несравненно больше, чем для плавления любого другого вещества, взятого в таком же количестве. Когда вода замерзнет, это тепло снова выделяется. Лед и снег, отдавая тепло обратно, подогревают землю и воздух. Они смягчают резкий переход к суровой зиме и позволяют осени воцариться на несколько недель. Весной же таяние льда задерживает наступление знойных дней. Космический холод давно проник бы на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба – атмосфера планеты, а роль теплой воды выполняют водяные пары. Если бы не чрезвычайная теплоемкость воды, наша планета давно бы остыла и жизнь на ней угасла.
Вода обладает большим поверхностным натяжением. По утверждению К.С. Лосева, у абсолютно чистой воды, эта величина столь велика, что по ней можно было бы кататься на коньках, как по льду.
Температура кипения воды 100°С, плавления – 0°С. Это тоже аномально высокие значения. Учёные объясняют такой факт тем, что молекулы воды способны соединяться в агрегаты с помощью водородных связей на разрыв, которых и затрачивается большое количество тепловой энергии при нагревании.
V. Строение молекулы воды.
9 слайд.
Учитель. Вы знаете, что связь между атомами в молекуле воды ковалентная полярная.
Куда смещаются электроны?
Молекула воды полярна. Она имеет угловое строение 9демонстрация схемы).
Этим объясняется способность молекул воды объединяться в более крупные комплексы. Это называется ассоциация.
А противоположный процесс? – диссоциация
Ассоциацией молекул воды объясняется высокая температура кипения.
(проектор выключается)
В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью.
По отношению к воде вещества делятся на:
- растворимые
- нерастворимые
- малорастворимые
Рассмотреть таблицу растворимости веществ.
Работа по карточкам. (1ученик выполняет задание на доске)
Задание 1. Пользуясь таблицей растворимости, распределите вещества по группам.
Даны вещества:
Ba(OH)2, KCl, BaSO4, CaSO4, NaNO3, CuSO4, HNO3, AgCl, FeS, Ca(OH)2
VI. Химические свойства. Повторение.
Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ.
Из пройденного материала вам известно, что с водой взаимодействуют оксиды.
- Что образуется при взаимодействии кислотного оксида с водой?
- Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?
Работа по карточкам (2 ученика работают на доске)
Задание 2. Закончите уравнения реакций. Назовите тип реакций
- SO2 + H2O =
- СaO + H2O =
- CuO + H2O =
- N2O5+ H2O =
- SiO2 + H2O =
Дополнительные вопросы.
- Какие оксиды не взаимодействуют с водой?
- Назовите тип реакций
- Изменяется ли степень окисления в этих реакциях?
Есть реакции с участием воды, в которых изменяется степень окисления. Вода проявляет окислительные свойства в реакции с активными металлами, например с натрием.
Демонстрационный опыт (проводит учитель)
Комментирует свои действия: Кусочек металлического натрия помещаем в стакан с водой. Натрий бурно реагирует с водой с выделением газа – водорода. Добавим фенолфталеин в воду. Раствор окрашивается в малиновый цвет из – за образовавшегося гидроксида натрия. Среда раствора щелочная.
Запишите уравнение, составьте ОВР.
(ученик работает на доске)
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
Учитель: При нагревании возможно взаимодействие воды и с менее активными металлами, например с магнием.
Запишите уравнение реакции, расставьте степени окисления.
Назовите окислитель и восстановитель.
Mg +2H2O = Mg(OH)2 + H2
В некоторых случаях вода проявляет восстановительные свойства
Например, при взаимодействии с фтором. Запишите уравнение:
2F2 +2H2O = 4HF + O2 (самостоятельно расставьте с.о.)
Учитель: В одной книге один писатель – фантаст написал, что если чайник с водой очень долго кипятить на плите, то произойдет взрыв, так как вода разлагается на водород и кислород. Может ли такое быть?
Нет, так как вода разлагается при t= 2000°C или при пропускании электрического тока.
Запишите уравнение реакции.
2H2O = 2H2 + O2
Вода вступает в реакцию с некоторыми солями, образуя кристаллогидраты.
Уравнение реакции:
CuSO4 + 5H2O = CuSO4•5H2O
Физкультминутка. 10 слайд. Составление синквейна в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.
- Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
- Подберите к этому слову 2 прилагательных
- Подберите к этому слову 3 глагола
- Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
- Подберите синоним к этому слову.
Пример «синквейна», написанного учащимися.
- Вода.
- Бесцветная, жидкая.
- Растворяет, орошает, питает.
- Не все то золото, что блестит.
- Жизнь.
VII. Круговорот воды.
11 слайд.
(Схему на слайде комментирует ученик)
Дополнение учителя.
Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод. Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Один из основных загрязнителей воды – нефть и нефтепродукты. Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит на нас с вами.
Учитель. Для чего же нужна вода человеку?
Предполагаемые ответы учащихся
(для питья, бытовых нужд, для гигиены, для промышленности).
Учитель: Помните, что запасы чистой воды постоянно сокращаются, и мы должны экономно расходовать воду.
VIII. Охрана водных ресурсов.
12, 13 слайды.
Сообщение 8 из учебника с. 56-58
Учитель. 14 слайд.
Человечество потребляет огромное количество пресной воды и, прежде всего для питья.
Природная вода не бывает совершенно чистой, она содержит примеси: растворимые и нерастворимые вещества. Особенно много растворенных веществ в морской и океанической воде.
- Законодательно определено, что питьевая вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья;
- Содержание примесей в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций.
Водоочистка. 15 слайд. Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют. (Схема)
Фильтром для очистки служит слой песка и гравия.
Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование.
(0,7 г хлора на 1 т воды)
Метод хлорирования применяется и в нашем районе, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья.
Хлорированная вода влияет, прежде всего, на органы пищеварения, печень, почки.
Сообщение 7. «Берегите воду!» 16 слайд.
В конце ΧΙΧ в. горожанину хватало полтора ведра воды в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожаров. Нынешняя норма – свыше 18 ведер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту ному не укладываемся, расходуя 30-40 ведер на человека.
«Эталонное» 12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 мин – 60 л. воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватит, чтобы аккуратно вымыть слона.
Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500 л.
Существует расхожее мнение, что промышленность тратит львиную долю воды. На самом деле на выпуск 1 т стали уходит 150 м3, хлопчатобумажной ткани – 1000 м3, искусственного волокна – 3000 м3 водопроводной воды. Из воды, поступающей в Москву ежесуточно, заводы и фабрики забирают лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома.
А ведь экономить воду без всякого гигиенического ущерба совсем не сложно. Скажем, зубы после чистки можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия – 5 л. воды за одну человекочистку. Во время бритья можно, вместо того чтобы открыть кран с горячей водой, налить, как в старину, воду из чайника в стакан, на бритье уйдет не 5-10 л., а всего 0,2, а бреющихся миллионы…
Хозяйки считают, что полоскать белье после стирки надо в проточной воде. Конечно, так белье выполаскивается быстрее, поскольку градиент концентрации стирального порошка на поверхности белья и омывающей его воде больше, чем в непроточной, а значит, и скорость диффузии больше. Но зато расход воды велик. Современные моющие средства вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10-15 мин. Сменив воду, белье можно выполоскать дочиста. Кстати, в стиральных машинах белье полощется также в двух-трех водах, а не в проточной воде.
Мыть посуду лучше всего в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Так же можно мыть овощи.
IX. Контроль за усвоением изученного материала.
Работа с тестами.
X. Рефлексия.
17 слайд.
На столах у учеников лежат три цветные карточки, с помощью которых проведем оценку урока.
Синяя карточка – «3», жёлтая карточка – «4», красная карточка – «5».
Как вы оцениваете свои знания полученные на сегодняшнем уроке?
Как вы оцениваете работу ваших одноклассников на уроке?
Как вы оцениваете урок в целом?
XI. Домашнее задание.
18 слайд.
§12, задание 6, 7 стр. 59, сообщения.