Интегрированный урок "биология + литература" "Ромашка – растение семейства сложноцветных"

Разделы: Биология


Цели и задачи:

  • повторение изученного материала о биологических особенностях сложноцветных растений;
  • расширение и углубление знаний учащихся о многообразии цветковых растений;
  • продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
  • воспитание любви к литературе ,к родному краю, стране, гордости за русскую землю.

Материалы к уроку: 1.Карточки для самостоятельной работы, индивидуальных сообщений (Приложение 1)

2.Слайд-презентация (Приложение 2)

Ход урока

Слово учителя.

-Ребята, сегодня на уроке мы повторим изученный материал о растениях семейства сложноцветных, а также узнаем много интересного об одном из представителей этой группы.

1.Самостоятельная работа “Проверь себя!”. Приложение 1.

1) Задание: выбрать термины и определения, характеризующие сложноцветные.

1.Многообразие видов 17 000; 3 000; 3 200; 20 000;
2.Строение цветка:

А) количество чашелистиков

4;

5 сросшихся;

чашечка не развита или представлена хохолком;

чашелистики сросшиеся;

5 свободных

Б)венчик 5 свободных лепестков;

4 свободных лепестка

5 сросшихся в трубочку лепестков

В) тычинки 6;

5;

много

Г) пестик один;

много

Д) плод боб;

ягода;

коробочка;

семянка;

стручок;

Е)соцветие кисть;

корзинка

одиночные цветки

2) Задание: из перечня растений выбрать относящиеся к сложноцветным.

Томат, роза, горчица, подсолнечник, капуста, шиповник, картофель, горох, яблоня, люпин, клевер, василек, фасоль, одуванчик, петуния, репа, акация, земляника, верблюжья колючка, хрен, астра, бархатцы, сурепка, малина, белена, календула, редька, вишня.

Самопроверка. Анализ работы.

Приложение 2. Слайды 2,3

2.Слово учителя.

-Сложноцветные – одно из крупнейших семейств. Среди растений этого семейства есть травы и полукустарники, кустарники и невысокие деревья и ,конечно же, наши любимые цветы. Из всего многообразия сложноцветных мы сегодня поговорим об одном всеми любимом цветковом растении. Чтобы узнать, что это за растение, нужно отгадать загадки, а отгадки вписать в кроссворд. В выделенном вертикальном столбце вы прочтете название цветка.

Кроссворд. Приложение 1.

1.Он стоит на ножке длинной,

В пачке, словно балерина.

Как букет - цветок один:

Темно-красный .... (георгин).

2.Золотое решето черных домиков полно.(Подсолнечник)

3 Какой цветок называют национальным цветком Японии? (Хризантема)

4.Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок -

И остался стебелек. (Одуванчик)

5. .Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка и блестит на солнце (Ромашка)

6. ВАСИЛЕК.

В хлебе родится, а есть - не годится.(Василек)

7. Какой цветок в переводе на русский означает “звезда”? (Астра)

3.Слово учителя.

- Ромашка – милый, обаятельный цветок. Он смотрит на нас будто доверчивые детские глаза. По народному преданию ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда .Ее обычно сопровождает эпитет "скромная","нежная".Трудно обойтись без нее. Есть у ромашки и другие названия "нивяник","поповник".Нивяник – это ботаническое название растения из семейства сложноцветных.

4.Анализ схемы. Слайд 4,5,6

Рассмотрим схему строения растения и биологические особенности.

5.Это интересно!

В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка, а центром празднования, конечно же, город Муром.

Слайд 7.

Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, нивяник, белоцвет. У древних славян ромашка являлась одним из семи священных растений (дуб, орешник, верба, ромашка, хмель, омела, плакун).

А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет. Смотрят - смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.

6.Индивидуальное сообщение ученика. Легенда о том, откуда на Земле появились ромашки. (Приложение 1)

7.Поэтическая пятиминутка. Слайд 8

-Вот она какая-ромашка! Но не менее прекрасны и другие цветы из семейства сложноцветных. Не случайно им посвящены стихи.

Выразительное чтение стихотворений учащимися.

Слайды 9,10,11

8. Прогулка в сад. Слайд 12.

А в заключение нашего урока совершим прогулку в сад и посмотрим, какие из сложноцветных в нем поселились.

Слайды 13-24

9.Рефлексия.

-Что понравилось из материала урока?

-Что узнали нового?

Домашнее задание. Проиллюстрировать любой момент урока.

Литература

1.Красиков С.П. Легенды о цветах.-М.:Мол.гвардия,1990.

2.Цветы лета. Стихи и рассказы русских писателей.-М.:Дет.лит.,1975.