Цели и задачи:
- повторение изученного материала о биологических особенностях сложноцветных растений;
- расширение и углубление знаний учащихся о многообразии цветковых растений;
- продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
- воспитание любви к литературе ,к родному краю, стране, гордости за русскую землю.
Материалы к уроку: 1.Карточки для самостоятельной работы, индивидуальных сообщений (Приложение 1)
2.Слайд-презентация (Приложение 2)
Ход урока
Слово учителя.
-Ребята, сегодня на уроке мы повторим изученный материал о растениях семейства сложноцветных, а также узнаем много интересного об одном из представителей этой группы.
1.Самостоятельная работа “Проверь себя!”. Приложение 1.
1) Задание: выбрать термины и определения, характеризующие сложноцветные.
1.Многообразие видов | 17 000; 3 000; 3 200; 20 000; |
2.Строение цветка: А) количество чашелистиков |
4; 5 сросшихся; чашечка не развита или представлена хохолком; чашелистики сросшиеся; 5 свободных |
Б)венчик | 5 свободных лепестков; 4 свободных лепестка 5 сросшихся в трубочку лепестков |
В) тычинки | 6; 5; много |
Г) пестик | один; много |
Д) плод | боб; ягода; коробочка; семянка; стручок; |
Е)соцветие | кисть; корзинка одиночные цветки |
2) Задание: из перечня растений выбрать относящиеся к сложноцветным.
Томат, роза, горчица, подсолнечник, капуста, шиповник, картофель, горох, яблоня, люпин, клевер, василек, фасоль, одуванчик, петуния, репа, акация, земляника, верблюжья колючка, хрен, астра, бархатцы, сурепка, малина, белена, календула, редька, вишня.
Самопроверка. Анализ работы.
Приложение 2. Слайды 2,3
2.Слово учителя.
-Сложноцветные – одно из крупнейших семейств. Среди растений этого семейства есть травы и полукустарники, кустарники и невысокие деревья и ,конечно же, наши любимые цветы. Из всего многообразия сложноцветных мы сегодня поговорим об одном всеми любимом цветковом растении. Чтобы узнать, что это за растение, нужно отгадать загадки, а отгадки вписать в кроссворд. В выделенном вертикальном столбце вы прочтете название цветка.
Кроссворд. Приложение 1.
1.Он стоит на ножке длинной,
В пачке, словно балерина.
Как букет - цветок один:
Темно-красный .... (георгин).
2.Золотое решето черных домиков полно.(Подсолнечник)
3 Какой цветок называют национальным цветком Японии? (Хризантема)
4.Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок -
И остался стебелек. (Одуванчик)
5. .Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка и блестит на солнце (Ромашка)
6. ВАСИЛЕК.
В хлебе родится, а есть - не годится.(Василек)
7. Какой цветок в переводе на русский означает “звезда”? (Астра)
3.Слово учителя.
- Ромашка – милый, обаятельный цветок. Он смотрит на нас будто доверчивые детские глаза. По народному преданию ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда .Ее обычно сопровождает эпитет "скромная","нежная".Трудно обойтись без нее. Есть у ромашки и другие названия "нивяник","поповник".Нивяник – это ботаническое название растения из семейства сложноцветных.
4.Анализ схемы. Слайд 4,5,6
Рассмотрим схему строения растения и биологические особенности.
5.Это интересно!
В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка, а центром празднования, конечно же, город Муром.
Слайд 7.
Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, нивяник, белоцвет. У древних славян ромашка являлась одним из семи священных растений (дуб, орешник, верба, ромашка, хмель, омела, плакун).
А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет. Смотрят - смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.
6.Индивидуальное сообщение ученика. Легенда о том, откуда на Земле появились ромашки. (Приложение 1)
7.Поэтическая пятиминутка. Слайд 8
-Вот она какая-ромашка! Но не менее прекрасны и другие цветы из семейства сложноцветных. Не случайно им посвящены стихи.
Выразительное чтение стихотворений учащимися.
Слайды 9,10,11
8. Прогулка в сад. Слайд 12.
А в заключение нашего урока совершим прогулку в сад и посмотрим, какие из сложноцветных в нем поселились.
Слайды 13-24
9.Рефлексия.
-Что понравилось из материала урока?
-Что узнали нового?
Домашнее задание. Проиллюстрировать любой момент урока.
Литература
1.Красиков С.П. Легенды о цветах.-М.:Мол.гвардия,1990.
2.Цветы лета. Стихи и рассказы русских писателей.-М.:Дет.лит.,1975.