Цель занятия: выявить общее и особенное в культуре средневековья Западной Европы и Древней Руси.
В работе были поставлены следующие задачи:
- показать особенности развития культуры Запада и Востока;
- определить сложный и напряженный поиск духовных ценностей для установления связей прошлого с настоящим и будущим;
- представить развитие мировой художественной культуры как целостный историко-культурный процесс;
- определить высокую духовность памятников искусства, созданных в эпоху средневековья;
- понять место и роль эпохи средневековья как необходимой ступени развития общества;
- исследовать черты единства и многообразия творческих поисков в странах Запада и Руси.
Методы исследования:
- исторический анализ явлений и событий, произведений искусства Европы и Руси;
- сравнительный анализ обычаев и традиций, памятников культуры и искусства;
- сопоставление культурных процессов Западной Европы и Древней Руси;
- комплексный подход в решении проблемы.
Тип занятия: урок-исследование
Форма проведения: использование элементов театрализации
Для объективной оценки средневековья нужно отойти от стереотипов, сложившихся при изучении искусства. В представлении учащихся многие явления культуры существует сами по себе, изолированно, не соединяясь в единое целое. Тот факт, что многие явления существовали одновременно, что Андрей Рублев мог бы встретиться с Боттичелли, или Нотр Дам де Пари и Успенский собор во Владимире являются архитектурными памятниками одной эпохи, порой трудно представить. Чтобы устранить это несоответствие и рассмотреть культуру средневековья в едином геополитическом пространстве, мы проведем расследование, в результате которого поймем, как на одном временном срезе существовали столь разные, на первый взгляд, культуры Запада и Востока, увидим общие закономерности, объединяющие их на длительном пути развития человечества.
Центральным проблемным вопросом нашего исследования мы использовали известное выражение Р. Киплинга: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись”. Но если автор “Маугли” утверждал этот тезис, то мы осмелились поставить знак вопроса и постарались доказать обратное. Сразу очертим хронологические рамки интересующего нас периода: V – XV века, то есть ровно тысяча лет. В этот период происходили важные процессы в жизни человечества: вторжение варваров, заселение новых земель, утверждение христианства, создание новых государств на территории Европы и Древней Руси. Итак, если бы у нас была машина времени, мы могли бы отправиться в путешествие вглубь времен и повстречаться с их жителями. Что бы они нам поведали о себе?
Варвары и славяне
Учитель. Позвольте представить жителей Западной Европы и Древней Руси. (Выходят представители). Они олицетворяют определенные периоды в развитии Запада и Востока и с удовольствием расскажут о них. Мы оказались в V веке и первыми, кто нам повстречался, были варвары, которым не сиделось на одном месте. Мощной лавиной они перекатывались по территории Европы, преодолевая огромные расстояния в поисках плодородных земель. Расскажите, каким был мир для вас?
Варвары. Своим внешним видом мы наводили ужас на римлян, воспитанных на прекрасных античных образцах. Для устрашения противника мы раскрашивали свои лица, наносили многочисленные узоры на тело, на волосы наносили муку, смешанную с жиром. А нашей любимой одеждой были штаны. Именно мы дали Европе этот удобный костюм, который просуществовал вплоть до наших дней.
Условия нашей жизни были суровыми. Отвесные скалистые берега, могучие горы, густые леса и лишь изредка встречались полоски плодородной земли – такой была Скандинавия. Вся жизнь человека проходила в борьбе с природой. Жизнь богов тоже неспокойна, так как они живут в ожидании Судного дня под названием Рагнарек, или Сумерки богов. Валькирии рыщут по полям битв, отыскивают павших героев, а потом доставляют их в Вальгаллу. Наш мир наполнен борьбой за выживание, кровавыми сражениями.
Особенно заниматься искусством или там строить чего, у нас не было времени, зато в обработке металлов, оружия, конного снаряжения, ювелирном деле мы достигли мастерства. На фибулах, золотых рукоятках и ножнах мечей ярко сияют гранаты и рубины, чтобы все видели богатство, и могли насладиться игрой золота и камней. “Звериный стиль” расцвел в деревянной резьбе Скандинавии. Наши корабли – драккары – украшались головой дракона, которую следовало убирать при возвращении домой, чтобы не напугать духов родной земли. Орнамент густо покрывает предметы быта и имеет магический смысл. Мы боялись гладких поверхностей, чтобы злые духи не могли зацепиться за предмет. Воин, украшая доспехи их изображением, заставлял их служить себе – в этом заключается мироощущение кочевых народов, вечно стремящихся к неведомой цели.
Учитель. Оказавшись в Европе, столкнувшись с более высоким уровнем развития, варвары усваивают достижения древней культуры. Когда они приняли христианство, их духовная жизнь не могла остаться прежней. 800 год – время создания империи Карла Великого. Остановимся на этой ступени и обратим свои взгляды на Восток. Братья славяне, теперь вам слово!
Славяне. Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Придя в Поднепровье, мы не нашли такой культуры, как варвары, и начали сами обустраиваться на новом месте. У нас были могучие солнечные боги: Перун – бог-громовержец, Световид, Даждьбог и множество других. Их имена зашифрованы в этих ребусах (показывает). Попробуйте отгадать загадку: “Лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 яйца, а в каждом яйце по 7 цыплят” (год, месяц, дни недели). В такой образной форме человек передавал свои знания об окружающем мире, напоминал нам о том, что природа и человек едины и вечны. Наш труд зависел от природных условий, от выбора времени для сельскохозяйственных работ. Наши обряды были связаны с земледельческим календарем и олицетворяли представления о божественной растительной силе, ежегодно рождающейся и умирающей, чтобы возродиться вновь.
А играли ли вы когда-нибудь в детскую игру “Золотые ворота”? Значит, вы были участниками древнего обряда, где происходит деление по родам, на “своих” и “чужих”. Чтобы поклониться своим идолам, мы проходили через такие ворота на площадку с идолами. Наиболее знаменитая из древних находок - Збручский идол. Его уникальность состоит в том, что он представляет целую систему. Делится на три яруса, воплощающих идею трех миров: подземного, земного и небесного. Кроме того, имеются изображения двух женских и двух мужских фигур. Предполагают, что это изображения Макоши, Лады, Перуна и Даждьбога.
Для украшения мы используем различные орнаменты, но в отличие от варваров предпочитаем растительные, где содержатся символы вспаханного поля, изобильного урожая, дождя, множество солярных знаков. Солнце – огненная стихия, отсюда круг, завихрения, спирали в его изображениях. Дерево – это наш дом, свет и тепло. У каждого племени были свои почитаемые деревья. Кельтские друиды поклонялись деревьям, которые дарили людям различные качества. На Руси же любили и почитали березу. Недаром возник образ Мирового дерева. Главный смысл изображения птицы – оберег, что подтверждается в сказках, народных приметах, поверьях. Такими орнаментами покрывают посуду, прялки, вальки для стирки одежды, украшают дом. Считается, что они будут надежно защищать своего владельца.
Мы не слонялись по Европе в поисках лучшей доли, а строили на долгие времена. Дом должен быть прочным, надежной защитой, теплым и уютным. Защищались те места, через которые нечистая сила могла проникнуть в дом: окна, дверь, кровля, стены, ворота. Устраивали пир на весь мир, из старого подпечья с уважением и поклонами переселяли домового. В нашей одежде сама ткань уже была защищена, так как при ее изготовлении использовались предметы, снабженные магическими знаками и орнаментом. Ворот, рукава, подол, разрезы на рубахе украшались орнаментом. Мы от всей души любим Матушку-природу - главный источник жизни, поэтому и искусство наше доброе и светлое, хранит тепло рук человеческих. А если заглянете на вашей телеге в будущее, то сами убедитесь, как будут откликаться повсюду наши солнышки, птички и коньки.
Учитель. Выслушав обе стороны, мы сделали выводы:
- Варвары испытали влияние античности, имели собственные традиции;
- Русь находилась на стыке различных миров, влияли различные процессы;
- развитие шло сходными путями от язычества к единобожию и практически одновременно они подошли к созданию государств. Призвание варягов было важным стимулом в развитии Древней Руси;
- образы искусства имели сходные черты и были связаны с миром природы, различие состояло в том, что варвары предпочитали образы сильных и смелых хищников, славяне же имели более миролюбивый характер, были земледельцами, поэтому почитали растительный мир, что отразилось в орнаментах и украшениях, предметах быта.
Средневековое зодчество в Западной Европе и на Руси
Учитель. Продолжим путь вглубь времен и окажемся в X-XII веках. Главной основой для создания культуры явилось христианство, которое подчиняло себе все сферы жизни и регламентировало поведение человека. Наступал 1001 год. Со всей Европы собирались в Рим десятки тысяч людей. Ждали начало нового тысячелетия, когда должен наступить конец света. Неблагоприятными были предзнаменования: весной произошло землетрясение, летом сияла на небосклоне хвостатая звезда. 31 декабря на землю спустились сумерки, паломники собрались на главной площади Рима. Колокол ударил полночь, толпа пала на землю, тысячи людей взывали к Господу: “Помилуй!”. Колокол пробил последний раз, и... ничего не произошло. Ликованию не было предела: “Тебя, Господи, хвалим!”. После этого года, пишет летописец, “вновь приступили к постройке церквей, и это было повсеместно. Их строили даже тогда, когда в том не было необходимости, ибо каждая христианская община спешила вступить в соревнование с другими, дабы воздвигнуть еще более великолепные святилища, чем у соседей” [10, с.85].
Что и как строили в Западной Европе? Послушаем наших уважаемых строителей: Архитектора и Зодчего. Архитектор представляет западное искусство, а зодчий - древнерусское.
Архитектор. Архитектуру называют каменной летописью мира. Давайте прогуляемся по узким улочкам средневекового города и увидим, что в его плане отражена модель христианского мироздания. Весь мир люди изображали в виде диска, который окружал Мировой океан.
Существовало два типа построек: замок-крепость и храм-крепость. Феодалы строили на вершинах холмов неприступные замки со сторожевыми башнями в середине (показать иллюстрацию). В городах же центрами жизни становились храмы. Они вмещали все население города. В плане соборы напоминают латинский крест, ведь в их основе лежит римская базилика, поэтому и стиль называется романский. Храм поражает своей массивностью и дает ощущение воинственной силы, да и времена были очень неспокойные.
Учитель. В 1054 году происходит раскол в христианской церкви на западную и восточную ветви, который повлиял на культурное развитие народов, оказавшихся в сфере этого спора. Нам же интересен тот момент, что Русь выбирает восточный вариант развития и следует по византийскому пути. Что строят во славу Божью на Руси?
Зодчий. “О светло-светлая и красно украшенная земля русская! – говорится в древнем памятнике нашей письменности “Слове о погибели Русской земли”, - многими красотами ты нас дивишь, дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, городами великими,... храмами церковными. Всего ты исполнена, земля Русская!” [8, с.82]. Киевская Русь превратилась в высокоразвитое государство. К XI веку она достигла уровня передовых стран Европы, занимала территорию 7 тыс. км. Для Руси принятие христианства явилось стимулом для вступления в европейское сообщество, она стала его частью, стремясь занять свою нишу. Уже издали Киев поражал высокими каменными стенами с Золотыми воротами. Прекрасные соборы возводятся в Киеве, по образу и подобию Софии Константинопольской. Распространенным типом храма был храм на четырех опорах, который в плане образовывал крест. Количество куполов, система росписи храма – все носило символический характер и утверждало торжество христианства на русской земле. Киев называли соперником Константинополя.
Новую страницу в истории древнерусского зодчества открывают храмы Владимиро-суздальской земли. Два художественных образа воплощают в себе его соборы: величественность, силу и мужество демонстрируют Успенский и Дмитриевский соборы; нежность, изящество и лиризм воплощены в церкви Покрова на Нерли, которую сравнивают с поэмой из камня, белоснежным лебедем, плывущим среди вод (иллюстрации). Разве можно это сказать о мрачных церковных сводах Европы, где над входом помещали изображение “Страшного суда”?
Архитектор. И правильно делали. Чтобы убоялись люди Господа своего, который наказывает человечество за грехи тяжкие.
Зодчий. Господь везде и во всем. Он милосерден, и помогает людям. А Богоматерь – защитница и заступница перед Богом. Во всем вашем искусстве не найдется такого прекрасного лика, как у нашей Владимирской Богоматери!
Архитектор. Зато у нас...
Учитель. Подождите, не спорьте. Давайте подведем итоги. Ведь, оказывается, у вас много общего. Смотрите, это время рождения больших городов. Так?
Архитектор и зодчий соглашаются. Зодчий добавляет с гордостью: Русь называли страной городов. Их было свыше 200 на Руси!
Учитель. На Западе и Востоке страны испытывали рост и подъем, укреплялся феодализм. Причем одновременно с этим нарастали и центробежные силы, приводящие к раздробленности. Христианство и церковь определяют духовные ориентиры общества, закладываются основы для будущей культуры – развивается литература, музыка, философия. В архитектуре утверждается общеевропейский романский стиль.
Зодчий. Да, времена были суровые. Приходилось строить внушительные, массивные храмы, чтобы неповадно было врагам. Да и средства были уже не те. Одноглавые, четырехстолпные, кубом вросшие в землю. От храма к храму, от крепости к крепости – таков путь через леса и просторы Русской земли. Но были свои особенности на Руси. Мы-то сумели сохранить свой родной язык в богослужении, а вы все больше на непонятной латыни изъясняетесь! Вы хоть понимаете, о чем вам священники говорят?
Архитектор. Да уж разберемся как-нибудь! А ваше православие только и призывает к самосовершенствованию, к христианским идеалам. Вот и будете топтаться на месте, да говорить о своей духовности, а мы будем развиваться более быстрыми темпами.
Учитель. Опять вы повздорили, но сами того не ведая, сказали об очень важных моментах, отличающих Русь от Европы. Действительно, идея прогресса в русской культуре выражена слабее, чем на Западе, но это будет способствовать развитию такого феномена как духовность. Жизнь сложна и многогранна, и в искусстве новый стиль не рождается сразу, а появляется незаметно, порой в облике какой-нибудь малой и не очень приметной детали в старой привычной конструкции, проходит время и становится видно, что старые формы уже тесны, и рождается чудо нового искусства. Какое здание в Европе можно считать переходным от романского к новому стилю?
Архитектор. Конечно, Нотр Дам де Пари! Появляются крестовые своды, стена теряет свою конструктивную роль и прорезается высокими окнами, ведь Бог – это свет, изливающийся на верующих. Возводили готические соборы артели мастеров, они ездили по всему свету, поэтому новый стиль быстро распространяется по Европе. Его памятники встречаются во Франции – Шартрский, Реймсский, Амьенский соборы, в Германии Кельнский собор, в Италии Миланский собор (иллюстрации).
Зодчий. Знаем-знаем! Наша Ярославна была королевой Франции! А ваши короли давали клятву в Реймсском соборе на священной книге, привезенной ею с родины!
Архитектор. Наши соборы славят Господа, который как “тончайший архитектор мира, как обрабатывающий золото золотых дел мастер дивным образом построил чертоги мира” и воплотил его образ в готических соборах. Они становятся энциклопедией средневековой жизни, ведь они должны рассказать людям о мироздании, о жизни Христа. Суровость романской эпохи сменяется многоцветной симфонией, радостным гимном Богу и красоте.
Учитель. А если мы перенесемся на русскую почву, что увидим?
Зодчий. Раздробленная Русь... Ослабленная, ограбленная, истекающая кровью от нашествия Золотой орды и в братоубийственных распрях и, казалось, бессильная постоять за себя. Она приняла основной удар и защитила Европу, но какой ценой! И все-таки ее творческий дух силен! Центр переместился на север, туда, где находились вольнолюбивые Новгород и Псков.
Новгород стал великой республикой средневековья, шел по европейскому пути развития. Дух вольности и независимости пронизывал все сферы жизни. Одного взгляда на крепкие коренастые памятники Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца. В его зодчестве могучие силуэты, энергичные массы. Не всегда складно, но просто. Подплывая по Волхову к славному городу, люди видели на высоком берегу пятиглавую Софию. “Где София, там и Новгород”, - говорили они. Развивается традиция предельной лаконичности, могучей пластической выразительности. Церкви строятся простыми уличанами, их можно перечислять бесконечно: Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Параскевы Пятницы... (иллюстрации).
Псков называли “молодшим братом” Новгорода. Он был опоясан мощными укреплениями, так как тревожили его покой набеги рыцарей Ливонского ордена. Строили быстро и прочно, так как время не терпит, и столь преуспели в строительстве, что сама Москва впоследствии обращалась к их опыту. Драматичное было время, не до прикрас было земле русской.
Учитель. И здесь, пожалуй, начинается расхождение с Европой, в которой развитие привело к стилевому единству в архитектуре, а на Руси рост феодальных центров привел к развитию многообразия местных школ. С тех пор как существует искусство, его главной темой был человек. Через произведения искусства стремится он выразить свои представления о мире, об идеале, причем каждое время воплощало свой идеал. Каковы же были идеалы средневековья? Что представлял собой христианский идеал?
Архитектор. Чем больше человек страдает, тем ближе к Богу. Он должен смириться и терпеть, за это ему воздастся на том свете по его заслугам.
Зодчий. Святые были посредниками между богом и людьми, поэтому в соборах всем хватало места. Особый мир представляют иконы, которые называли “умозрение в красках”, они пронизаны духом святости.
Архитектор. А как же это можно: изобразить неизобразимое – святой дух? Его же нельзя потрогать, пощупать, а тем более написать пусть даже самыми красивыми красками! То ли дело скульптура в наших соборах! Они стройны, словно колонны, и никакое греховное тело не ощущается под складками одежды!
Учитель. Опять вы спорите. Уважаемый зодчий, расскажите нам, каких святых почитали на Руси?
Зодчий. Конечно, Христа да Богородицу, а еще апостолов Петра и Павла, Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца. Его покровительство, ох, как было необходимо в это бурное время.
Защитники Отечества
Учитель. Образ воина-защитника не случайно возникает в нашем разговоре. Эпоха была сложной, насыщенной войнами и сражениями. Настала пора пригласить к разговору рыцаря и русского богатыря, для которых битвы были привычной стихией. Пожалуйста, поведайте о себе.
Рыцарь. Образ рыцаря – центральный образ эпохи в Европе. Его присваивали как почетный титул благородному воину. Мы должны следовать кодексу чести. Защита Отечества и христианской веры, служение сеньору – превыше всего. Смерть в бою для нас желанна и почетна. Металлические доспехи защищают нас от ударов, правда, иногда их вес доходил до 40 килограммов. Согласитесь, что тяжеловато таскать на себе такую тяжесть! Самое благородное оружие – меч, мы даже давали им имена, как живым существам. Кстати, он был очень удобен в походе, когда нет креста, его можно воткнуть в землю и помолиться.
Богатырь. Как же вас узнать-то, если вы по самую маковку в броню запрятались?
Рыцарь. Для этого у нас и существуют герб и девиз (показать). Это было настоящим искусством – правильно расшифровать, что означают изображения на гербе. Например, у храброго рыцаря Айвенго на гербе изображен вырванный из почвы дуб и начертан девиз: “Лишенный наследства”.
Богатырь. Для нас тоже высшая обязанность и долг – защита Отечества. Зато мы не были слугами и вассалами князя. Князь со своей “хороброй дружинушкой” совершал славные походы. Даже в Константинополе испугались, когда мы подошли к его стенам. А боевое вооружение надежно защищало от стрел и мечей противника. Самой распространенной боевой одеждой была кольчуга, голову защищал шлем. Щиты были различной формы и изготовлялись из дерева, кожи, железа. Их создавали знаменитые мастера. Особенно ценилось их художественное исполнение.
Рыцарь. А мы в честь Прекрасных дам устраивали турниры. В бою рыцарь старался лишь сбросить противника с коня и нанести ему удар в грудь, а в награду получал доспехи побежденного. Все свои подвиги мы посвящали Прекрасным дамам.
Богатырь. То ли дело молодецкая удаль и схватка богатырей, вот уж где можно силушкой померяться и себя показать! Мы всегда готовы сразиться один на один, и часто исход сражения зависел от схватки богатыря с ворогом. Русские богатыри всегда были защитниками слабых и обездоленных. Недаром на картине В. Васнецова они предстают как хранители земли русской. Смотрят – не обижают ли кого? В нашей грозной силе заключаются главные ценности – вера и сила находятся на службе у добра. Георгий Победоносец и Александр Невский – вот настоящие богатыри и защитники земли Русской! (иллюстрации).
Рыцарь. Наши деяния прославляли во время народных празднеств и при дворе короля известные певцы. Не раз нас вдохновляли песни перед решительной битвой.
Богатырь. Подумаешь, удивил! Посмотри на картину Васнецова и увидишь, как воспевали наши подвиги гусляры, да еще воспитывали молодых воинов на нашем примере, учили их уму-разуму!
Рыцарь. А мы с мечом в руках утверждали торжество христианской веры у мусульман. Слава о крестовых походах разнеслась по белу свету, а сколько богатств досталось на нашу долю – вам и не снилось!
Богатырь. А по мне так “лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почете быть” - гласит народная мудрость. Я уверен, что даже в далеком будущем идеалы защитников Отечества не утратят своего значения.
Итоги и выводы
Учитель. Итак, мы увидели, что эпоха средневековья была периодом напряженной духовной жизни. Люди, на основе доступных им знаний, создавали новую экономику, художественные стили, оставили богатое духовное наследие. В развитии Европы и Руси мы увидели много общих черт: развитие феодальных отношений, городское строительство, сложение иерархической лестницы в обществе, образование государств, подчинение искусства требованиям христианского канона. В центре этих процессов оставалась фигура воина и защитника родной земли, и ценностей, которые необходимы людям во все времена.
Русь отличает стремление к коллективности творчества, соборности, в то время как в Европе проявляется стремление к индивидуальности личности, искусство рано приобретает светские черты, поэтому там произойдет взлет человеческого гения в эпоху Возрождения. Русь же будет отстаивать свой путь развития. Православие вплоть до XIX века останется главной доминантой русской культуры. На первом этапе нашего исследования мы увидели, что Киевская Русь была близка европейскому пути развития, но в XII-XV веках Европа опережает ее, а Русь словно законсервировалась в своем стремлении к традициям, чтобы не “потерять свое лицо” перед опасностью завоеваний. Зато с XVIII века начинается новый цивилизационный виток, и наверстывать упущенное будут гигантскими скачками, в результате чего Россия выйдет в ряд мощных держав. И если мы вновь обратимся к вопросу, послужившему толчком для нашего исследования, мы увидим, что между Россией и Западом нет такой уж непроходимой стены, что наши культуры имеют точки соприкосновения и вступали в диалог в давние времена, который не прекращается до сих пор. Место и роль культуры средневековья можно уподобить строительным лесам, без которых немыслимо возведение ни одной постройки. Это утверждение будет одинаково справедливо для художественной культуры Западной Европы и России.
Литература
- Боги и богини. Серия “Зачарованный мир”. - М.: “Терра”,1996. - 144 с.
- Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: ООО “Магистр Пресс”, 2001. - 240 с.
- Культурология под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1999. – 302с.
- Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение, 1974. – 335 с.
- Овсянников. Д. Рассказы об архитектуре. – М.: Детская литература, 1984. – 191 с.
- Осетров Е. И. Живая Древняя Русь. - М.: Просвещение, 1976. – 254 с.
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988. – 782 с.
- Солодовников Ю. А. Человек в мировой художественной культуре. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.