Технологическая карта урока (Приложение №1)
КОНСПЕКТ УРОКА “ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ХИМИИ”
Слайды презентации |
Содержание деятельности |
|
Учителя |
Учащихся |
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | ||
Слайд № 1 | Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
Слайд № 1 | Учитель: Я предлагаю вам определить своё эмоциональное состояние на данный момент урока.Посмотрите на ряд смайликов. Это шкала для определения эмоционального состояния. Отметьте для себя тот смайлик, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместиться, хотя бы на одну ступеньку вверх. |
Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние. |
МОТИВАЦИЯ | ||
Учитель: Вооружитесь знаниями, полученными на уроках природоведения, физики, химии. Соберитесь, начинаем. Учитель: На предыдущих уроках мы изучали вещества: простые и сложные, чистые и смеси; познакомились со свойствами веществ. С этого урока мы начинаем изучение нового раздела “Изменения, происходящие с веществами”. |
||
Слайд № 2 | Учитель: Мы живем в удивительном мире природы. Природа – это весь мир, который нас окружает, все, что мы видим и слышим.Посмотрите, пожалуйста, видео ролик и сформулируйте тему урока (щелкните мышью по картинке) Ученики: Речь идет о физическом явлении; изменениях в природе; таяние снега. |
Урок начинается с создания проблемной ситуации. |
Слайд № 3 | Учитель: Сейчас я попрошу вас записать число и тему урока “Физические явления” в тетрадь.Вступительное слово учителя: В природе с момента ее зарожденья: |
|
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ | ||
Слайд № 3 | Учитель: Ребята, подумайте и предположите, о чём мы будем сегодня говорить, а затем выскажите свои предположения.(отличие физических явлений от химических, посмотреть эти явления, выполнить задания на закрепление изученного материала). Учитель на доске фиксирует ответы учащихся: – физические явления; – посмотреть; – закрепить. |
Учащиеся пытаются сформулировать цели урока и свою деятельность на уроке.
|
Слайд № 4 | Учитель: Эпиграфом нашего урока могут стать слова М.В.Ломоносова:Химик без знания физики подобен
человеку, который все искать должен ощупом. |
|
ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ | ||
Слайд № 5 | Учитель: Явления могут быть: физические и……. Но сегодня мы рассмотрим физические явления, которые нас окружают. Учитель приглашает к демонстрационному столу по одному школьнику и просит продемонстрировать следующие явления, прокомментировав увиденное: – из пластилина скатать шарик (изменилась форма); – выпрямить спираль медной проволоки (изменилась форма); – растереть кусочек мела в порошок в ступке (изменилась форма). Вывод делают учащиеся: Таким образом, в проделанных опытах изменяется форма тела или же его агрегатное состояние, но не произошло образование новых веществ. (ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛАЙДЕ) Физические явления – явления, при которых нового вещества не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние, форма, размер. |
Ребята сами демонстрируют физические явления и комментируют увиденное.
Записывают определение физического явления в тетрадь. |
Слайд № 6 “Возгонка” |
Учитель: Будет ли являться следующее свойство, которое я сейчас продемонстрирую, физическим?
Ответьте на вопросы:
Какое явление произошло? Почему? (произошло физическое явление: изменилось агрегатное состояние йода – из твердого в газообразное) |
|
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА | ||
Таблички с рисунками развешаны на доске (приложение №2) | Задание: Нужно отобрать рисунки с физическими свойствами. Весь класс говорит “ДА” или “НЕТ”. |
Учащиеся выходят по одному, выбирают рисунок, зачитывают явление. |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | ||
Слайд № 7 | Учитель: Физические явления определяют важнейшие области применения веществ в народном хозяйстве: пластичность алюминия – вытягивать в проволоку или раскатывать в фольгу; сравнительная легкость – провода линий электропередач, сплавы – в самолетостроении, пластичность и неядовитость – изготовление посуды и др. Это первая область применения физических явлений в работе с химическими веществами. (переход на слайд № 7) Вторая – это получение чистых веществ, чтобы никакие примеси не мешали таким веществам проявлять свои индивидуальные и неповторимые свойства. В поисках возможностей получения чистых веществ именно химики, а не физики открыли следующие способы разделения смесей, которые являются, по сути, физическими явлениями (перечислены на слайде) |
|
Учитель: Переходим к практической части нашего урока. Нам дано несколько видов смесей. Цель вашего исследования: познакомиться со способами разделения смесей, основанных на физических свойствах.
Дорогие, ребята. Это первое для вас самостоятельное исследование. Чтобы оно прошло удачно, мы с вами вспомним правила по техники безопасности, которые вам сегодня пригодятся. |
||
Слайд № 8 |
А) можно перекусить Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией В) можно бегать и шуметь Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок |
Учащиеся выполняют тест по правилам техники безопасности |
Слайд № 9 |
А) тушить огонь колпачком Б) зажигать спичками В) заполнять этиловым спиртом Г) зажигать от другой спиртовки |
|
Слайд № 10 |
А) щипцами Б) держателем В) руками А) можно попробовать на вкус Б) нельзя пробовать на вкус |
|
Слайд № 11 |
А) самостоятельно убрать разлитое вещество Б) сообщить учителю или лаборанту В) сделать вид, что ничего не случилось. |
|
Учитель: Приступаем к исследованию. Желаю вам удачи. |
Учащиеся работают в группах. Время на выполнение – 5 минут. |
|
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||
Слайды № 12 – 19 | № 12 - с помощью магнита № 13 – фильтрование № 14 – выпаривание № 15 – разделение в делительной воронке № 16 – перегонка (очень подробно описан этот метод в учебнике) № 17 – адсорбция № 18 –19 – хроматография |
Демонстрируются слайды. Выступление учащихся не более 2 минут. Заполнение таблицы. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ | ||
Слайд № 20 | Вопросы:
|
|
Слайд № 21 | Вопросы:
|
|
Слайд № 22 | Задание: Найдите соответствие между физическим явлением и областью применения. |
Учащиеся выполняют задание |
РЕФЛЕКСИЯ | ||
Слайд № 23 | Учитель: В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину. 1. Сегодня я понял … 2. Теперь я могу… 3. Я приобрел…. 4. Меня удивило … 5. Я попробую … 6. Мне захотелось… |
Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | ||
Слайд № 24 | ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение по теме “Физические явления”, связав в рассказ несколько случаев, где встречается то или иное физическое явление. Рассказ должен быть, во-первых, логически связанным, во-вторых, не только повествовать о физических явлениях, но и объяснять их. ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ: Какие методы химического анализа применяют в своей работе криминалисты, медики, искусствоведы (используя дополнительную литературу). ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: Инструкции по проведению различных опытов у вас на столах (Приложение №5). |
|
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ | ||
Слайд № 25 | Учитель: Отметьте для себя тот смайлик, который соответствует вашему эмоциональному состоянию на настоящий момент.Если вы переместились хотя бы на одну ступеньку вверх, я очень за вас рада. МОЛОДЦЫ! |
|
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК | ||
Демонстрация опытов
Учитель : с химическими явлениями, мы подробнее познакомимся на следующих уроках. А на сегодня урок завершен. Спасибо за работу!!!Щелчком мыши: Спасибо за работу! |