Мероприятие проводилось в рамках недели «Правовой грамотности»
Цели:
для педагога – создать условия для формирования представления учащимися 5-го класса о праве, умения различать права и обязанности, овладения навыками первичного анализа социальной информации, решения познавательных задач, нравственной и правовой оценки конкретных ситуаций, реализации защиты прав ребенка, выполнения гражданских обязанностей;
для учащихся – научиться понимать, чем ребенок отличается от взрослого, получить возможность самостоятельно решать проблемы, научиться определять понятия: право, ребенок, ответственность, получить возможность отстаивать свое мнение, находить в тексте ответ на вопрос, решать творческие задачи, строить логическую цепочку, осуществлять пошаговый контроль за своими знаниями.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал (документы (извлечение из Декларации прав ребенка, извлечения из Конституции, извлечения из законов Хаммурапи), задания для групп), презентация «Права ребенка», презентация с интерактивными заданиями для групп.
Задачи: достигнуть понимания учащимися неразрывности понимания прав и обязанностей.
Ход внеклассного мероприятия
Первый этап – введение в игру.
Мероприятие проводится в форме игры. Учащиеся и родители делятся на 4 команды (деление проводится при помощи цветных жетонов, вынимаемых наугад из непрозрачного пакета). Команда выбирает и презентует свое название (Закон, Умник и Умницы, Фемида, Азбука). Далее вступительное слово социального педагога и учителя, которые рассказывают о Конвенции ООН по правам ребенка, используя в качестве иллюстрации презентацию «Права ребенка». Каждая команда получает извлечения из документов, где записаны основные права ребенка и его обязанности.
Второй этап - конкурсы.
Первый конкурс – «Разминка». Ученик должен на интерактивной доске открыть иллюстрацию и назвать одно из прав на ней отраженное (Команда получает один бал за правильный ответ, если ученик не может ответить, отвечает представитель любой другой команды, поднявший руку первый). По окончанию конкурса жюри выдает командам для закрепления на доске символы правильных ответов.
Второй конкурс – «Законы Хаммурапи». Каждая команда получает извлечения из законов Хаммурапи (документ из учебника История Древнего Мира 5 кл.). Команды получают задание в течение 3 минут найти 3 различия и 3 сходства современных законов и законов Хаммурапи. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом, наивысшее количество балов за конкурс 6.
Третий конкурс – «Поучение писцов». Учащиеся получают раздаточный материал «Поучение писцов ученикам». Задание: каждая команда должна вставить пропущенные в тексте слова и найти 2 сходства и 2 различия школы писцов и современной школы. Каждое правильно выполненное задание дает один балл, наивысшее количество баллов - пять. Начинает отвечать идущая по часовой стрелке команда. Последующие команды могут дополнить ответ или предложить свой ответ.
Четвертый конкурс – «Права литературных героев». Просмотр иллюстрации и ответ на вопрос «Какое право литературного героя нарушено?». Первой отвечает команда по часовой стрелке, в случае неправильного ответа переходит к следующей команде. Ну и в инструкции каждый правильный ответ оценивается одним балом.
Пятый конкурс – «Составь крылатое выражение». Задание: каждая команда получает по 2 набора слов, из которых нужно составить крылатое выражение. За каждое правильно составленное выражение команда получает один балл.
Шестой конкурс – «Порассуждаем». Каждая команда получает раздаточный материал, где описано 3 ситуации. Нужно найти правильный ответ. Правильный ответ оценивается одним балом.
Седьмой конкурс - «Музыкальный». Звучат фрагменты детских песен. Нужно определить какие права ребенка отражает каждая песня – правильный ответ один балл.
Восьмой конкурс - «Сценки». Каждая команда получает по 2 сценки. Через 3-5 минут члены команды должны прочесть по ролям свои сценки, а команда противника угадать о каких правах ребенка идет речь в сценках. Каждый правильный ответ оценивается двумя баллами.
Третий этап - подведение итогов.
Жюри подсчитывает символы на доске заработанные каждой командой и объявляет команду победительницу. Социальный педагог раздает детям памятки об основных правилах поведения учащихся, содержащие номера телефонов по которым ребята могут получить правовую помощь.