Пояснительная записка
Целью профессионального обучения учащихся 8-11 классов по данной программе является формирование знаний, умений и навыков по профессии “швея” на широкой политехнической основе.
Программа включает пояснительную записку, квалификационную характеристику, тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения, связующим звеном которого является лабораторно практические работы, а также список литературы, учебно-наглядных и технических средств обучения.
Квалификационная характеристика составлена в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
Содержание программы разработано на основе системного анализа швейного производства и трудовых функций швеи с учетом обеспечения преемственной связи с профессиональным обучением учащихся 8-11 классов и изучением основ наук в школе.
Программой предусмотрено выполнение лабораторно-практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно принять полученные знания на практике.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений и дальнейшее их закрепление в процессе производительного труда по заказам базового предприятия. На практических занятиях учащиеся изучают приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на машине, документацию, которая используется при швейных работах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции. Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж, на учебных занятиях и в ходе производственного труда следует обращать особое внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и личной гигиены труда.
С целью повышения эффективности занятий, воспитания у старшеклассников интереса к профессиональной деятельности следует привлекать их к выполнению расчетно-графических задач и заданий производственного характера, участию в творческих разработках.
Для усиления профориентационной направленности обучения, ознакомления учащихся со структурой предприятия, основными этапами производственного процесса, оборудованием условиями труда и отдыха рабочих, их рационализаторской и изобретательской деятельностью в программу включена экскурсия на швейное предприятие.
В процессе профессионального обучения необходимо широко использовать бригадные формы организации труда, соцсоревнование, ученическое самоуправление, конкурсы профессионального мастерства, методы морального и материального поощрения.
Учащиеся, успешно освоившиеся программу, должны в установленном порядке сдать экзамен в соответствии с квалификационной характеристикой на профессию и получить разряд.
Программа рассчитана на 600 часов: 8 класс – 2 ч.; 9 класс – 3 часа; 10 класс – 4 часа; 11 класс – 4 часа. Недостающее время программа будет выполняться за счет ставки мастера производственного обучения.
Квалификационная характеристика
Профессия – швея.
Квалификация - II разряд.
Швея II разряда должна знать:
методы и приемы выполнения простых операций;
назначения и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования;
номера игл;
правила закрепления нитей;
правила смены шпуль;
правила регулирования натяжения нитей и частоты строчки.
Швея II разряда должна уметь:
Выполнять на машинах или вручную простые операции для пошива изделий из различных материалов;
Ликвидировать обрыв нитей;
Менять шпульки;
Регулировать натяжение нитей и частоту строчки.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
8-9 класс
Учащиеся должны знать:
Сведения о гигиене труда, производственной санитарии и профилактике травматизма; об оборудовании швейных предприятий;
Устройство основных узлов и механизмов швейной машины;
Свойства, строение текстильных волокон;
Технологический процесс производства тканей;
Технологический процесс производства швейных изделий;
Наименование, назначение и способы применения швейного инструмента;
Виды неполадок в работе швейных машин и способы их устранения;
Общие требования, предъявляемые к рабочему современного социалистического производства;
Показатели качества готовой продукции; виды и причины брака, меры его предупреждения и устранения;
Структуру и содержание творческих задач; методы преодоления технических противоречий.
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать требования безопасности труда, внутреннего распорядка и пожарной безопасности;
Обрабатывать отдельные детали легкой одежды;
Определять различными способами свойства текстильных волокон;
Определять виды неполадок в работе швейных машин и устранять их; соблюдать требования трудовой, производственной дисциплины, внутреннего распорядка;
Контролировать качество выполненных работ, выявлять и устранять брак.
10-11 класс
Учащиеся должны знать:
Наименование, назначение и применение приспособлений к швейным машинам;
Устройство и назначение обметывающих и стачивающе-обметочных машин;
Устройство и назначение утюгов;
Виды основных и вспомогательных швейных материалов, их назначение и свойства;
Наименование деталей изделий и способы их обработки;
Технические условия выполнения операций, последовательность обработки деталей;
Сведения по стандартизации и контролю качества продукции;
Передовые способы работы и организации труда и рабочего места;
Перспективы научно-технического прогресса, автоматизации и механизации швейного производства;
Основы экономики и организации труда на социалистическом предприятии, закон о трудовом коллективе, трудовые права и обязанности молодежи;
Закономерности развития техники, пути реализации достижений научно-технического прогресса.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять различные виды работ по пошиву изделий на универсальных и специальных швейных машинах с применением приспособлений в соответствии с установленными технологическими требованиями;
Проверять качество кроя, соответствие цвета изделия, ниток, пуговиц, прикладного материала;
Осуществлять влажно-тепловую обработку швейных изделий;
Распознавать виды швейных материалов;
Проверять качество выполняемой работы;
Работать в составе ученических бригад и кадровых рабочих, применять рациональные приемы и методы организации труда, соблюдать трудовую производственную дисциплину, оперировать основными экономическими понятиями
Тематический план (см. таблицу)
8 – 9 класс.
Программа
Теоретическое обучение (51 ч)
1. Основы экономики и организации производства (4ч.).
Основы направления НОТ на швейном производстве. Организация рабочего места швеи-мотористки.
Качество продукции. Планирование и стимулирование качества продукции. Нормирование труда и заработная плата в швейной промышленности. Бригадная форма организации и стимулирования труда, хозрасчет.
АСУ на предприятии, ее роль в повышении производительности труда и качества продукции.
Трудовой коллектив – основная ячейка социалистического общества, его права и обязанности, структура социалистического производственного коллектива. Участие трудящихся в управлении производством.
2. Оборудование швейных предприятий (13ч.).
Классификация швейных машин (1 ч).
Современное состояние швейного производства.
Рабочие органы швейных машин (4 ч).
Детали для соединения частей швейных машин. Механизмы для передачи вращательного движения и преобразование движений. Их устройство, разновидности, принцип действия, применение.
Условные обозначения деталей применяемых при составлении кинематических схем. Основные материалы для изготовления деталей швейных машин.
Назначение и траектории движения основных органов швейной машины: иглы, челнока, нитепритягивателя, рейки и лапки.
Челночный стежок, его назначение, строение и свойства. Взаимодействие рабочих органов швейной машины в процессе образования челночного стежка.
Шпульный колпачок, его устройство. Способы установки рейки и лапки при шитье тонких, средних и толстых тканей. Регулировка величины стежка. Подбор игл по ГОСТу и способы их установки.
Лабораторно - практические работы: (8 ч)
1.Изучение устройства и работы механизма иглы.
2.Изучение устройства и работы механизма нитепритягивателя.
3.Изучение устройства и работы механизма челнока швейной машины.
Виды неполадок: петление сверху и снизу ткани, тугая и слабая строчки; обрывы нижней или верхней нитей, пропуск стежков, плохое продвижение ткани, поломка иглы. Причины их возникновения и способы устранения.
Лабораторно-практическая работа. Выявление и устранение неполадок, возникающих при работе стачивающих машин.
Сборочные чертежи изделий (общее понятие о соединении деталей: разъемные соединения деталей) (Черчение 8 кл., Взаимодействие тел (Физика 7 кл.. Основы кинематики (4 кл.)
3.Материаловедение швейного производства (8 ч.)
Текстильные волокна, их строение и свойства (4 ч)
Значение текстильной промышленности и перспективы ее развития. Основные задачи текстильной промышленности в свете решений Государственной Думы. Классификация современной одежды. Группировка материалов для изготовления одежды, требования к одежде.
Хлопок. Понятие о хлопке-сырье и хлопке-волокне. Строение хлопкового волокна. Химический состав и физико-химические свойства волокна (действие щелочей, кислот, света, температуры и т.д.)
Лен. Строение, химический состав и физико-химические свойства льноволокна. Его классификация. Качественные показатели льноволокна.
Шерсть. Понятие о шерсти. Виды шерсти: тонкая, полутонкая, полугрубая и грубая; их различие. Строение и химический состав шерстяного волокна, его физико-химические свойства. Технологические свойства шерсти и их влияние на качественные показатели и пошивочные свойства тканей.
Натуральный шелк. Общие сведения о получении шелка-сырца. Строение и химический состав шелкового волокна.
Физико-химические свойства натурального шелка, его реакция на химические реактивы. Виды натурального шелка, его применение.
Химические волокна. Деление химических волокон на искусственные и синтетические.
Искусственные волокна. Виды. Сырье для получения искусственных волокон.
Строение, физические и химические свойства вискозного, ацетатного и медно-аммиачного волокна.
Синтетические волокна. Виды синтетических волокон. Сырье для получения синтетических волокон. Строение. Физико-химические свойства синтетических волокон. Их преимущества и недостатки.
Лабораторно-практические работы.
- Определение свойства натуральных волокон органолептическим и лабораторными способами.
- Определение свойств химических волокон органолептическим и лабораторным способами.
Технология получения тканей - (4 ч.)
Прядение. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Классификация пряжи по основным признакам: способу прядения, роду волокна, способу отделки, виду, крутки, конструкции и назначению. Показатели качества пряжи: прочность, тонина, крутка и т.п.
Общие сведения о прядильных машинах.
Ткачество. Краткая характеристика процесса образования ткани на ткацком станке.
Отделка хлопчатобумажных тканей. Виды рисунков на ткани их различия. Заключительная отделка тканей, ее назначение.
Аппретирование тканей, ее назначение.
Отделка шерстяных тканей.
Отделка шелковых тканей.
Отделка льняных тканей. Особенности крашения и отделка льняных тканей.
Межпредметные связи.
Работа с хлопчатобумажными и льняными тканями
Первоначальные химические понятия (химические реакции, условия возникновения и течения реакций) (Химия 8 кл.)
4.Технология изготовления легкой одежды. Технология обработки деталей легкой одежды (24 ч).
Обработка вытачек. Виды и формы вытачек, значение вытачек с большими и малыми растворами, а также переходящих в складки и защипы. Правила обработки различных вытачек с учетом расположения их на деталях изделия, вида свойств и рисунка тканей. Разрезные и неразрезные вытачки. Обработка сборок и буф.
Обработка кокеток. Виды кокеток. Правила обработки овальной и фигурной кокеток с глухим и отлетным краями. Правила обработки кокетки с кантом. Виды строчек для отделки кокеток. Правила расположения отделочных строчек
Обработка карманов. Виды карманов. Накладные и прорезные карманы, их разновидности. Правила обработки накладных карманов с оборкой, рюшем и кантом.
Правила обработки прорезных карманов с прямой овальной и фигурной прорезью, с клапаном, и листочкой. Особенности обработки каждого вида карманов.
Обработка петель. Разновидности петель. Форма и размер петель в зависимости от размера пуговиц. Правила расположения петель. Петли в рамку двумя обтачками. Способы их выполнения. Прорезание и подшивание петель со стороны подборта. Петля в рамку с одной обтачкой. Ее назначение и способ обработки. Петля из вытачного и плетеного шнуров. Петли из прямой полоски ткани. Изготовление петель на специальной машине. Обработка петель в шве. Причина дефектов при обработке петель, меры их предупреждения и устранения.
5. Основы технического творчества, изобретальства и рационализаторства (2ч.)
Понятие об изобретении, рационализаторском предложении. Порядок подачи и рассмотрения заявки на изобретение, заявления на рационализаторское предложение. Определение экономической эффективности изобретений и рационализаторских предложений. Использование достижений науки и техники в процессе технического творчества. Применение ЭВМ в решении творческих задач. ВОИР и НТО, их роль в развитии изобретательской и рационализаторской деятельности трудящихся.
Лабораторно-практические работы.
Составление заявки на изобретение и заявления на рационализаторское предложение, определение экономической эффективности изобретения (рационализаторского предложения).
Практическое обучение – (119 ч.)
- Основные сведения об организации рабочего места, безопасности труда и пожарной безопасности на рабочем месте 2ч.
- Упражнения по обработке отдельных деталей легкой одежды (113ч.)
- Экскурсии на предприятие 4 ч.
Правила внутреннего распорядка. Правила пользования технологическим инструментом, оснасткой, оборудованием. Причины производственного травматизма и их предупреждение.
Последовательность выполнения обработки самоконтроля качества. Критерии трудовой технологической дисциплины. Виды дефектов, меры их предупреждения и устранения.
Обработка вытачек различных видов и формы. Обработка сборок и буф. Обработка кокеток глухим и отлетным краем различной формы. Обработка кокетки с кантом. Обработка карманов (накладных, прорезных, в рамку, с листочкой, с клапаном, в швах соединения основных деталей изделия и с различной отделкой).
Обработка петель (обтачных, в рамку, из вытачного и плетеного шнуров, из прямой полоски ткани). Изготовление петель на специальной машине.
Ознакомление со структурой предприятия (подготовительный и экспериментальные цехи, раскройный цех, и т.д.).
Продукция выпускаемая предприятием.
Система контроля качества продукции.
План социального развития предприятия, коллективный договор, формы участия в управлении предприятием.
Работа общественных организаций предприятия, общества рационализаторов и изобретателей. Планирование работы в бригадах.
Организация труда при бригадном хозрасчете. Организация социалистического соревнования в бригадах.
10 - 11 класс
Теоретическое обучение 55 ч
- Оборудование швейных предприятий (13 ч.)
Приспособления к швейным машинам 3 ч.
Правила работы на машине при стачивании швов с посадкой верхней или нижней ткани.
Назначение и конструкция различных приспособлений к машинам: линеек-направителей, рубильников, запошивателей. Лапки для сборок, втачки шнура, прокладки кромки, настрочки сутажа. Приспособления для обтачки деталей лентой и тесьмой.
Комплект приспособлений ПМЗ для обработки женского платья. Приспособления для ручных работ, их роль в улучшении качества обработки изделий и повышении производительности труда.
Лабораторно-практическая работа. Работа на машинах с различными приспособлениями.
Обметочные и стачивающе-обметочные машины (4 ч.)
Назначение обметочных и стачивающее-обметочных машин. Процесс образования трехниточного обметочного стежка. Принцип получения строчек на машинах для стачивания и обметывания срезов. Назначение и техническая характеристика машин. Устройство, принцип работы и регулировка механизмов машин.
Заправка машин, смазывание машин и управления ими.
Лабораторно—практическая работа. Ознакомление с конструкцией, основными регулировками и смазкой обметочных и стягивающе-обметочных машин.
Заправка ниток. Выполнение обметочных работ.
Утюги (6 ч.)
Виды влажно-тепловой обработки. Их сущность и характеристика. Оборудование ВТО. Устройство электрических утюгов со спиральными и пластичными нагревателями элементами и терморегуляторами. Тип, вес и мощность утюгов. Металлы и сплавы для деталей утюга. Регулирование нагрева утюга.
Оборудование рабочего места утюжильщика. Преимущества утюгов с трубчатыми и пленочными электронагревательными элементами. Правила безопасности труда при ВТО швейных изделий. Экономия электроэнергии при использовании утюгами. Способы увлажнения изделий. Утюги с увлажнителями.
Лабораторно-практическая работа.
Ознакомление с устройством электрических и паровых утюгов, приемы работы ими.
Межпредметные связи. Работа на швейной машине (применение и назначение приспособления малой механизации, лапка-запошиватель и ограничительная линейка)
(Трудовое обучение, 5-7 кл.) Тепловые явления. Электрические явления (работа и мощность тока) (Физика, 7 кл.)
2.Материаловедение швейного производства. Строение и свойства тканей (8ч.)
Общая характеристика строения и свойств тканей: факторы, определяющие структуру ткани. Размерные величины ткани, их влияние на технологию пошива одежды. Влияние ширины и веса ткани на фасоны, конструкцию изделия и раскрой. Характерная ширина тканей. Ткацкие переплетения. Простые переплетения. Сложные переплетения. Мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения.
Физико-механические свойства тканей: прочность ткани на разрыв при растяжении и удлинении под действием нагрузки.
Факторы, влияющие на прочность ткани на разрыв. Износостойкость, сминаемость, жесткость и драпируемость ткани. Их зависимость от переплетения и плотности. Коэффициент сминаемости различных видов тканей.
Гигиенические свойства тканей: гигроскопичность, теплозащитность значение этих свойств для одежды.
Технические свойства тканей: сопротивление тканей, резанию, пробиваемость, осыпаемость, скольжение, усадка,способность тканей к формированию при влажно – тепловой обработке, характеристика свойств и их значение для швейного производства.
Прочность окраски тканей и способы е определения.
Лабораторно-практические работы.
- Определение волокнистого состава тканей.
- Определение вида окраски тканей.
- Определение гигиенических и технологических свойств тканей.
Межпредметные связи. Работа с хлопчатобумажными и льняными тканями (их свойства), работа с шерстяными и шелковыми тканями, (их свойства). (Трудовое обучение,5-7 кл.). Механические свойства твердых тел и материалов: упругость, просночть, пластичность, (физика, 10 кл.) Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе (синтетические волокна, их строение, свойства, применение, получение в промышленности)
3.Технология изготовления одежды (24 ч.)
Технология обработки деталей и узлов легкой одежды (продолжение)
Последовательность обработки деталей и узлов легкой одежды. Самоконтроль качества.
Разновидность складок и их обработка.
Обработка застежек. Виды и формы застежек выреза горловины в изделиях. Детали для оформления выреза горловины. Обработка застежки в бантовой складке переда лифа. Обработка разреза застежки планками. Обработка переда лифа подбортами. Обработка разреза застежки одной обтачкой.
Обработка воротников. Виды воротников, их формы для закрытой и открытой застежек, с отворотами. Последовательность операций изготовления различных воротников.
Обработка рукавов. Их виды Рукава длинные и короткие. Технолгическ4ая последовательность обработки наиболее распространенных рукавов. Обработка пройм без рукавов. Обработка двухшовного рукава. Обработка низа рукавов с различного рода застежками, с манжетой и без манжеты. Особенности обработки рукавов, расширенных книзу.
Соединение новых деталей. Технические условия соединения основных деталей по плечевым и боковым срезам. Последовательность соединения плечевых и боковых срезов. Контрольные знаки. Правила их совмещения при соединении спинки с полочками и передом.
Соединение лифа с юбкой. Обработка изделия по линии талии стачным и накладными швами.
Оформления низа платья. Способы оформления нижнего края с учетом структуры, свойств ткани и фасона. Подшивание низа платья.
Дефекты изделий осваивающие в процессе производства. Способы их устранения и меры предупреждения.
Влажно-тепловые работы (4 ч.)
Организация рабочего места и безопасность труда при выполнении операций ВТО женской легкой одежды. Значение ВТО женской одежды. Оборудование и приспособления для выполнения этих работ (колодки, сукна, отпарки) и способы их применения.
Утюги с терморегуляторами, способы определения степени нагрева утюга.
Режимы влажно-тепловой обработки женской легкой одежды из различных тканей и материалов.
Терминология влажно-тепловых работ.
Лабораторно-практические работы.
- Изучение технологической документации на обработку отдельных деталей женской и детской легкой одежды.
- Выполнение рисунков и схем швов для обработки отдельных швов.
Межпредметные связи. Технология раскроя и пошива изделия (влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий; оборудование и приспособления для влажно-тепловой обработки; приемы влажно-тепловой обработки изделия. Виды складок, застежек, отделок. Способы обработки складок, застежек, вытачек, верхнего, нижнего срезов изделия, воротника, рукава (Трудовое обучение, 5-7 кл.)
4. Сведения по стандартизации и контролю качества продукции 2ч.
Сущность стандартизации и е роль в развитии научно-технического прогресса.
Государственная система стандартизации. Категории стандартов и объекты стандартизации.
Стандартизация и качество продукции. Термины и определения в области качества. Формы и методы контроля качества. Современные методы испытаний и контроля качества. Статистические методы контроля качества.
Организация технологического контроля на предприятиях. Система управления качеством продукции. Оценка уровня качества продукции.
Экономическая эффективность повышения качества и методы поощрения за повышение качества продукции.
Лабораторно-практическая работа. Знакомство с ГОСТами, ОСТами, чтение производственной документации на швейные изделия.
Межпредметные связи. Сборочные чертежи изделий (работа со стандартами и справочными материалами) (черчение, 7 кл.)
5.Научно-технический прогресс и перспективы развития отрасли (4 ч.)
Основные направления научно-технического прогресса на швейном производстве. Основные понятия и определения: механизация, комплексная механизация, автоматизация производственных процессов.
Развитие механизации и автоматизации на производственном предприятии. Объекты и средства механизации основного и вспомогательного производства.
Дистанционное управление оборудованием. Приводы (электрический, гидравлический, пневманический).
Автоматические линии – основа комплексной автоматизации участков, цехов, заводов. Гибкое автоматизированное производство (ГАП)
Роль автоматизации и механизации швейного производства в изменении содержания трудовой деятельности. Формирование личности рабочего. Перспективы развития швейного производства, его роль в развитии народного хозяйства страны.
Межпредметные связи. Экономический строй (повышения эффективности и научно-технического прогресса) Органическое соединение достижений научно-технической революции. Перспективы развития производства и народного хозяйства России при эффективном использовании вычислительной техники и микроэлектроники. (Основы информатики и вычислительной техники) (11 кл.).
Практическое обучение (369 ч.)
Технология обработки деталей и узлов легкой одежды (369 ч.)
Последовательность выполнения задания. Самоконтроль качества. Критерии трудовой и технологической дисциплины.
Обработка выреза горловины (подкройной обтачкой и косыми бейками)
Обработка застежек (в бантовой складке, планками, одной обтачкой).
Обработка воротников различных видов.
Обработка рукавов (одношовных и двухшовных_. Обработка низа рукавов с различного рода застежками, с манжетой и без манжеты.
Соединение плечевых, боковых срезов и лифа с юбкой.
Обработка низа платья (вручную и на машинке).
Устранение дефектов, возникающих в процессе изготовления одежды.
Организация рабочего места и требования безопасности труда при выполнении влажно-тепловых работ. Определение степени нагрева для различных тканей.
Разутюживание, заутюживание швов и срезов деталей, приутюживание складок, сборок, воланов, сутюживание и оттягивание срезов деталей
Квалификационный экзамен 6 ч.
Список литературы и средств обучения
Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. М., Легкая индустрия, 1982г.
Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. М., Легкая и пищевая промышленность, 1983.
Труханова А.Г. Технология изготовления женской легкой одежды. М., Легкая и пищевая промышленность ,1983.
“Кройка и шитье”, АСТ Москва, 2000
“Шейте сами”, Просвещение, Издательство “Лорис”
Г. Гуляма “Полная энциклопедия женских рукоделий” 1992
А.А.Сергиенко, Г.П.Бернацкая “Кройка и шитье” 1991
Т.А.Терешкович “Словарь моды”, 2000
М.С. Левина “Рукоделие” Москва 1999
М.И.Никифорова, О.Н.Кагановская, “Домоводство”, Москва 1998
А.Т.Труханова, В.В.Исаев, Е.В.Рейнова, Основы швейного производства, М,1989
Г.Г.Мозгова, Г.Б.Картушина, Швейное дело, Москва, 1990
Р.И.Егорова, В.П.Монастырная, Учись шить, Москва, Просвещение, 1989
Г.А.Гальперина, Гардина, шторы, подушки, покрывала: уютные детали для вашего дома, Москва, 2005
С.Останина, Лоскутное шитье, Москва, 2005
Т.Н.Екшурская, Е.Н.Юдина, И.А.Белова, “Модное платье”, Санкт-Петербург, 2002