Цель: Формирование представления о деятельности творческого объединения «Марья искусница» через создание положительной мотивации подростков к самореализации в творческом процессе средствами народного прикладного искусства.
Задачи:
- показать основные виды прикладных технологий позволяющие создавать современные эксклюзивные изделия, как для себя, так и в подарок;
- формировать готовность к позитивным социальным действиям;
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать культуру общения.
Ход работы
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Максимовна. Сегодня я приглашаю вас в творческое объединение «Марья Искусница» (Слайд Марьи). Тема нашего занятия «Лоскутная сказка» (Слайд Тема).
- А вы знаете кто такая Марья Искусница?
Она прославилась своим искусным талантом к рукоделью. Из ниток и ткани создавала удивительной красоты вещи (Слайд изделий).
- В нашем творческом объединении вы сможете узнать много секретов мастерства Марьи Искусницы и своими руками создавать вещи как у знаменитой сказочной мастерицы.
На экране мигающий конверт(Слайд – 3 щелчка).
- Ребята к нам пришло письмо. От кого?
(Слайд названия письма (От выпускников Т/о «Марья искусница» будущим новичкам»)
«Здравствуйте ребята! Вы как и мы три года назад пришли первый раз в Т/о «Марья искусница» и ни разу не пожалели. Потому что теперь умеем изготавливать различные красивые вещи из обыкновенных кусочков ткани, которые теперь являются украшением в нашем доме. А еще, мы не покупаем подарки в магазине, мы их сами изготавливаем и дарим друзьям и близким на праздники. Наши работы достойно были представлены на разных выставках и были отмечены как лучшие. «Марья искусница» ждёт вас!»
- Вот каких творческих умений можно добиться в течение трёх лет в нашем объединении. Искусство создания изысканных вещей из ткани имеет многовековую историю и содержит в себе громадный опыт, основанный на культуре, традициях, а также техниках и секретах разных мастеров. Но научиться делать может каждый, кто станет не безразличен к рукодельному творчеству.
На занятиях нашего объединения мы с вами в течение трёх лет освоим три главных прикладных технологии, благодаря, которым вы сможете по мастерски изготавливать оригинально-красивые вещи. А для того чтобы узнать что это за технологии я предлагаю вам поиграть в сказочных мастериц и мастерить вы будите в отдельной сказочной мастерской (обращая внимание, что сидят по подгруппам).
Перед вами три разноцветных коробки, которые мы будет открывать по очереди, выполняя разные задания, где необходима ваша смекалка, находчивость, быстрота и, конечно же, мастерских подход к тому, что вы будите изготавливать.
Задание №1
- Внимание! Откройте коробку фиолетового цвета и выложите на стол её содержимое. Перед вами 5 отдельные части (Слайд 5 отдельных частей). Если подумать и правильно соединить, то должно получиться половина домика с деревом и полянкой (Слайд собранная половинка). Соединяются половинки с помощью замка, который называется молния и дерево с помощью липучки. Звучит музыка, и вы начинаете мастерить.
Звучит музыка.
- Обе мастерские, применив смекалку и быстроту, правильно собрали половинки домика. Обратите внимание, из чего сшит домик?
Совершенно верно, из кусочков ткани. Кусочки подбираются по цвету, создавая оригинальный орнамент, после чего соединяются между собой нитками.
Эта одна из старейших технологий называется лоскутное шитьё. И это первая прикладная технология, которой вы научитесь в творческом объединении «Марья Искусница». Раньше лоскутные рукоделия украшали помещения, делали дома уютными и красивыми. В наше время вещи в лоскутной технологии применимы и для кухни (Слайд скатерти салфетки, прихватки), для гостиной (Слайд диванные подушки, декоративное панно), для спальни (Слайд покрывала, наволочки на полушки).
Задание №2
- Внимание! Откройте коробку желтого цвета. В коробке лежат еще 2 коробочки. В оранжевой коробке готовые цветы. В красной коробке отдельные части цветков (Слайд частей цветков), которые вам нужно будет собрать. Необходимо собрать 2 цветка разного цвета (Слайд собранные цветочки). У каждого цветка 5 лепестков. Части цветов – соединяются с помощью липучек. Готовые цветы возвращаете в красную коробочку. Звучит музыка, и вы начинаете мастерить.
Звучит музыка.
- Обе мастерские, с ловкостью сумели собрать по 5 цветочков.
Трудно представить что-либо прекраснее, чем цветы. Как только человек научился изготавливать одежду и обрел жилище, он стал придумывать, как и чем их украсить. На занятиях в нашем творческом объединении мы научимся еще одной удивительной технологии - изготовлении цветов из ткани (Слайд готовых цветов).
Искусственные цветы появились во II век до н.э. в Древнем Китае, здесь цветы изготавливали из шелка. Мастера, занимающиеся изготовлением цветов, пользовались заслуженным уважением. Самыми популярными в то время считались розы, лилии и незабудки (Слайд цветов).
В России искусственные цветы появляются в конце 18 – начале 19 веков.
Сейчас шелковые композиции являются модным аксессуаром не только женского, но и мужского костюма (Слайд современных цветов на одежде, в прическе).
В настоящее время в России цветы частые гости в модных коллекциях известных модельеров Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина (Слайд подиумов).
- Обратите внимание! Что, ваши цветы в двух коробочках отличаются по размеру. На половинках ваших домиков, находятся 3 пуговицы, а на полянке 2 кнопки. Ваша задача красиво украсить свою половинку домика цветами прикрепив цветы (маленькие) из оранжевой коробки на стены домика, а на полянку цветы (большие) из красной коробки. Звучит музыка, и вы начинаете мастерить.
Звучит музыка.
- Покажите друг другу, как вы украсили свою работу цветами. Обе мастерские, проявили творческих подход к оформлению своих работ.
Задание №3
- Внимание! Откройте коробку зелёного цвета и выложите содержимое на стол. Перед вами мягкие игрушки пяти котят. И мы с вами знакомимся с третьей технологией изготовления мягкой игрушки.
Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. Когда появились игрушки вообще, не знает никто. По всей видимости, тогда же, когда и дети. Заботливые мамы шили их своим чадам из лоскутков ткани и набивали ватой, соломой, опилками, стружкой. Кстати, мягкие игрушки появились, только, в ХIХ веке.
(Слайд) Сегодня их набивают современными материалами: синтепон, холлофайбер, синтетические гранулы и т. п. В наше время интерес к мягкой игрушке возрастает и, несмотря на обилие магазинных игрушек, человек стремясь самостоятельно их изготовлять, для того чтобы обладать собственной игрушкой или дарить своим друзьям и близким.
- (Слайд ) Вы послушайте ребята,
Я хочу вам рассказать,
Здесь живут у нас котята –
Их по счету 5+5
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- Ваша задача – разместить котят на своей половинке дома с помощью липучки. Для того чтобы это правильно сделать воспользуйтесь продолжением этого стихотворения, которое находится в этой же коробки (Слайд стихотворения). Обратите внимание, что у каждой мастерской только 5 котят, а в стихотворении их 10. Читая стихотворение, обратите внимание на те подсказки, которые есть на вашей половине домика (мяч, бабочка, ягодки и др.) Если на вашей половине нет, например подсказки бабочки, значит это относится не к вашему котёнку. Читайте внимательно, вам пригодится ваша сообразительность. Звучит музыка, и вы начинаете мастерить.
Звучит музыка.
- А теперь проверяем правильность выполнения. Я читаю вслух, а на экране появляется правильный ответ (Слайд 5 постепенно появление котят).
Раз и два - играют в мяч.
Третий за машинкой на окне пустился вскачь.
А четвёртый ещё выше, ловит бабочку на крыше.
Пять - пушистый очень, очень на окне сидит с цветочком.
Ну, а шесть – любит ягодку поесть.
Семь и восемь - сладко спят
На деревьях два сидят, на других котят глядят.
- Я поздравляю две мастерские, которые успешно справились с последним заданием, проявив свою внимательность и сообразительность.
- Я приглашаю выйти одной из представительниц от каждой мастерской со своей половинкой домика. Наступил момент соединения.
Звучит музыка. Слад фрагмент радости из мультфильма.
- Посмотрите, какая лоскутная сказка у нас получилась, используя три главных технологии. Напомните, еще раз как они называются? (Слайд)
- Ребята, как вы думаете, а можно по-другому разместить цветы и котят?
Конечно же, можно перемещать предметы, расстегивать пуговки и кнопки, прикреплять котят. Это похоже на детскую игру. Как вы думаете, детям, какого возраста будет интересно играть?
Вы правы детям маленьким, тем, кто скоро собирается идти в школу. Играя с пуговками и кнопками, у малышей их маленькие пальчики становятся крепче, и им будет легче держать ручку, карандаш в школе.
- У нас есть еще одно письмо, которое я вам хочу показать (Слайд конверта с названием «Спасибо!»).
«Ребята мы вместе с детьми нашей группы хотим сказать вам большое спасибо за игру, которую вы подарили нам. Посмотрите, с каким интересом они играют. Они и пальчики развивают, и цвета называют, и считают котят, цветочки и шнурки завязываю. Очень интересно и полезно. Мы говорим вам СПАСИБО!»
- Сегодня вы похожую игру собрали быстро. А на самом деле ребята нашего творческого объединения шили её не одно занятие и приложили много стараний и выдумки. А всё для того, что сделать подарок маленьким ребятишкам.
- Вы любите дарить подарки своим близким, друзьям и просто хорошим людям? (Слайд картинка кто-то кому-то дарит)
И у вас будет такая возможность изготавливать в нашем творческом объединении красивые изделия, как для себя, так и преподносит их в качестве подарков. Ведь так приятно, когда тебе от всего сердца говорят спасибо и бережно хранят твой подарок.
В завершении нашей встречи хотелось бы от вас узнать
(Слайд)
- Какую пользу вы можете для себя извлечь, научившись выполнять изделия из ткани?
Ответы:
- Старым изношенным вещам дать вторую жизнь.
- Своими изделиями дарить людям радость.
- Дополнить свой внешний вид или гардероб модными аксессуарами.
- В будущем буду иметь дополнительный заработок, предлагая людям красивые украшения для интерьера дома.
- Изготавливать красивые подарки и сувениры для родных и близких, не хуже магазинных.
Задание
- Перед вами варианты ответа на поставленный вопрос. Выберите ответ соответствующий вашему мнению.
На доске висит полотно закрытое карточками с ответами.
- Прежде чем вы ответите на вопрос, обратите внимание на доску. Сегодня я для вас принесла одно изделие, выполненное в лоскутной технике. Мы его сможем увидеть после того когда каждая из вас ответит на поставленный вопрос.
Дети дают свои ответы, педагог их ответ находи на полотне. Убирает карточку, под которой находить одна из частей рисунка полотна. Дав все ответы, появляется большое сердце.
- Вот какое шелковое сердце у нас получилось. И мне очень приятно, что вы, решили внести свою частичку в сохранение народного искусства, приступая к овладению навыками старинных прикладных технологий.
- Сегодня я хочу вам сделать подарок и преподнести от себя частичку этого большого сердца в знак любви к народному творчеству.
Педагог раздает маленькие шелковые сердечки.
- На сегодня Марья Искусница вам говорит До следующего свидания.