Урок математики по теме "Деление нуля". 4-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4


Цель: продолжить формировать навык деления.

Задачи:

  • учить делить нуль;

  • развивать умение сравнивать;

  • формировать навык дифференциации предметов по форме;

  • воспитывать самооценку, самоконтроль.

Оборудование: карточки для игры “Почтальоны”; таблица с геометрическими фигурами.

Ход урока

1.Орг. момент:

Учитель: сегодня на уроке мы будем учиться делить нуль. Но сначала проверяем домашнее задание. Дома вы выполняли №8 на с.140. Читаем

числовое выражение по цепочке, если допустили ошибку, исправляем. Поднимите руку те, кто выполнил домашнее задание без ошибок. Эти ребята получают за домашнее задание “5”, у остальных ребят я проверю и поставлю оценки.

2.Устный счет.

Учитель: вспоминаем табличное умножение и деление.

Сейчас мы поиграем в игру “Почтальоны”. Каждый из вас будет почтальоном. На доске домики с номерами. Ваша задача – взять пример-письмо, правильно его решить и определить в какой дом нам нужно отнести письмо.

3х4   2х2   9х2   3х1   3х8   25:5

6х2   16:4   3х6   9:3   6х4   5:1

   4:1   3:1

Учитель: следующее задание. Сравни: больше, меньше или равно.

3:1…3х0     1:1…1х4

0х7…9:1     7:1…8х1

5х1…5:1     6х0…2:1

Учитель: вставьте пропущенный знак действия.

4…0=4     1…3=4     5…1=6

4…4=0     1…3=3     5…1=5

3…3=0     1…0=1     9…0=0

3.Изучение нового материала.

Учитель: обратите внимание на последний пример 9х0=0.

Составьте по этому примеру пример на деление

Ученики: 0:9=0.

Учитель: а почему мы не можем составить еще один пример на деление? Ученики: на нуль делить нельзя.

Учитель: вспоминаем название компонентов при делении.

Итак, обратите внимание еще раз на этот пример. Чему будет равно частное, если делимое равно нулю?

Откройте учебники на с.140 №9.

Учитель: так чему же будет равно частное, если делимое равно 0? Прочитайте вывод в рамочке на с.140.

Ученики: если делимое равно нулю, то частное равно нулю.

Учитель: работаем устно по цепочке с.140 №11.

4.Физминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

5.Решение задачи с.141 з.15(1)

Учитель: о чем говорится в задаче?

Ученики: о муке.

Учитель: что нужно узнать?

Ученики: сколько всего кг муки.

Учитель: сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Ученики: нет.

Учитель: почему?

Ученики: потому что мы не знаем, сколько кг пшеничной муки в 9 пакетах.

Учитель: сможем ли мы это узнать?

Ученики: да.

Учитель: каким действием?

Ученики: умножением.

Учитель: а сейчас мы сможем ответить на главный вопрос задачи?

Ученики: нет.

Учитель: сможем ли мы ответить на этот вопрос?

Ученики: да.

Учитель: каким действием?

Ученики: умножением.

Учитель: а сейчас мы сможем узнать сколько всего было кг муки?

Ученики: да.

Учитель: каким действием?

Ученики: сложением.

Учитель: сколько же всего кг муки было?

Ученики: было 26 кг муки.

Учитель: дома вы будете выполнять похожую задачу. Открываем дневники, записываем домашнее задание с.141 №15(2)

6.Решение числовых выражений.

Учитель: а сейчас решаем самостоятельно числовые выражения №16 на с.141 и не забываем правило, которое мы сейчас прочитали.

Учитель: проверяем решение числовых выражений. Сверяем свои ответы с ответами на доске. Итак, чему же равно частное, если делимое равно нулю?

Ученики: если делимое равно нулю, то частное равно нулю.

7. Графический диктант.

Учитель: ребята, приготовьте простые карандаши, так как сейчас мы выполним графический диктант.

4 клетки вправо

1 клетка вверх

1 клетка наискосок вверх вправо

2 клетки влево

1 клетка вверх

1 клетка вправо

1 клетка наискосок вверх вправо

1 клетка наискосок вниз вправо

1 клетка вниз

1 клетка вправо

1 клетка наискосок вниз влево

1 клетка вправо

1 клетка наискосок вниз влево

  1. клетки вправо

8.Геометрический материал.

Учитель: последнее задание. Какие геометрические фигуры вы видите?

Посчитайте и скажите, сколько раз встречается каждая фигура.

9. Итог.

Учитель: итак, какие примеры мы научились сегодня решать?

Ученики: мы учились делить нуль.

Учитель: чему же равно частное, если делимое равно 0?

Ученики: если делимое равно нулю, то частное равно нулю.

10. Оценивание.

Известно, что неумение оперировать с нулем нередко встречается даже у учащихся 5-х классов. Причина этого явления заключается в том, что операциям над нулем не уделяется должного внимания в начальных классах.

Объяснение темы “Деление нуля на число” проводят на основе знания связи между делителем, делимым и частным. В конце этого урока учащиеся должны оперировать следующими правилами: если делимое равно нулю, то частное равно нулю; делить на нуль нельзя. Задания, представленные в этом конспекте, способствуют более прочному усвоению этих правил.