Цель: продолжить формировать навык деления.
Задачи:
учить делить нуль;
развивать умение сравнивать;
формировать навык дифференциации предметов по форме;
воспитывать самооценку, самоконтроль.
Оборудование: карточки для игры “Почтальоны”; таблица с геометрическими фигурами.
Ход урока
1.Орг. момент:
Учитель: сегодня на уроке мы будем учиться делить нуль. Но сначала проверяем домашнее задание. Дома вы выполняли №8 на с.140. Читаем
числовое выражение по цепочке, если допустили ошибку, исправляем. Поднимите руку те, кто выполнил домашнее задание без ошибок. Эти ребята получают за домашнее задание “5”, у остальных ребят я проверю и поставлю оценки.
2.Устный счет.
Учитель: вспоминаем табличное умножение и деление.
Сейчас мы поиграем в игру “Почтальоны”. Каждый из вас будет почтальоном. На доске домики с номерами. Ваша задача – взять пример-письмо, правильно его решить и определить в какой дом нам нужно отнести письмо.
3х4 2х2 9х2 3х1 3х8 25:5
6х2 16:4 3х6 9:3 6х4 5:1
4:1 3:1
Учитель: следующее задание. Сравни: больше, меньше или равно.
3:1…3х0 1:1…1х4
0х7…9:1 7:1…8х1
5х1…5:1 6х0…2:1
Учитель: вставьте пропущенный знак действия.
4…0=4 1…3=4 5…1=6
4…4=0 1…3=3 5…1=5
3…3=0 1…0=1 9…0=0
3.Изучение нового материала.
Учитель: обратите внимание на последний пример 9х0=0.
Составьте по этому примеру пример на деление
Ученики: 0:9=0.
Учитель: а почему мы не можем составить еще один пример на деление? Ученики: на нуль делить нельзя.
Учитель: вспоминаем название компонентов при делении.
Итак, обратите внимание еще раз на этот пример. Чему будет равно частное, если делимое равно нулю?
Откройте учебники на с.140 №9.
Учитель: так чему же будет равно частное, если делимое равно 0? Прочитайте вывод в рамочке на с.140.
Ученики: если делимое равно нулю, то частное равно нулю.
Учитель: работаем устно по цепочке с.140 №11.
4.Физминутка.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
5.Решение задачи с.141 з.15(1)
Учитель: о чем говорится в задаче?
Ученики: о муке.
Учитель: что нужно узнать?
Ученики: сколько всего кг муки.
Учитель: сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
Ученики: нет.
Учитель: почему?
Ученики: потому что мы не знаем, сколько кг пшеничной муки в 9 пакетах.
Учитель: сможем ли мы это узнать?
Ученики: да.
Учитель: каким действием?
Ученики: умножением.
Учитель: а сейчас мы сможем ответить на главный вопрос задачи?
Ученики: нет.
Учитель: сможем ли мы ответить на этот вопрос?
Ученики: да.
Учитель: каким действием?
Ученики: умножением.
Учитель: а сейчас мы сможем узнать сколько всего было кг муки?
Ученики: да.
Учитель: каким действием?
Ученики: сложением.
Учитель: сколько же всего кг муки было?
Ученики: было 26 кг муки.
Учитель: дома вы будете выполнять похожую задачу. Открываем дневники, записываем домашнее задание с.141 №15(2)
6.Решение числовых выражений.
Учитель: а сейчас решаем самостоятельно числовые выражения №16 на с.141 и не забываем правило, которое мы сейчас прочитали.
Учитель: проверяем решение числовых выражений. Сверяем свои ответы с ответами на доске. Итак, чему же равно частное, если делимое равно нулю?
Ученики: если делимое равно нулю, то частное равно нулю.
7. Графический диктант.
Учитель: ребята, приготовьте простые карандаши, так как сейчас мы выполним графический диктант.
4 клетки вправо
1 клетка вверх
1 клетка наискосок вверх вправо
2 клетки влево
1 клетка вверх
1 клетка вправо
1 клетка наискосок вверх вправо
1 клетка наискосок вниз вправо
1 клетка вниз
1 клетка вправо
1 клетка наискосок вниз влево
1 клетка вправо
1 клетка наискосок вниз влево
- клетки вправо
8.Геометрический материал.
Учитель: последнее задание. Какие геометрические фигуры вы видите?
Посчитайте и скажите, сколько раз встречается каждая фигура.
9. Итог.
Учитель: итак, какие примеры мы научились сегодня решать?
Ученики: мы учились делить нуль.
Учитель: чему же равно частное, если делимое равно 0?
Ученики: если делимое равно нулю, то частное равно нулю.
10. Оценивание.
Известно, что неумение оперировать с нулем нередко встречается даже у учащихся 5-х классов. Причина этого явления заключается в том, что операциям над нулем не уделяется должного внимания в начальных классах.
Объяснение темы “Деление нуля на число” проводят на основе знания связи между делителем, делимым и частным. В конце этого урока учащиеся должны оперировать следующими правилами: если делимое равно нулю, то частное равно нулю; делить на нуль нельзя. Задания, представленные в этом конспекте, способствуют более прочному усвоению этих правил.