Цели: повторить знания по классификации и свойствам неорганических кислот на примере азотной кислоты; сформировать первоначальные представления об особенных свойствах азотной кислоты; совершенствовать навыки составления химических уравнений, безопасного обращения с химическим оборудованием и реактивами; развивать навыки самостоятельной работы и работы в паре, развивать мышление, познавательный интерес к химии.
Оборудование: для учителя - концентрированная азотная кислота, медная проволока, штатив, демонстрационная пробирка; для обучающихся - растворы азотной кислоты, гидроксида калия, фенолфталеин, оксид меди (II), карбонат магния, пробирки, спиртовка.
На столах обучающихся находятся: маршрутная карта; инструкция для проведения лабораторной работы; задания для самостоятельной работы; двойные листочки с копировальной бумагой.
Ход урока
1. Вступление
Учитель. Мы продолжаем изучать соединения азота. И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа (показываю в колбе раствор азотной кислоты), которая появилась в поглотительной башне. Её папа Оксид азота (IV) был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её вода. Союз газа и воды привел к появлению нашей незнакомки, которую назвали…(азотная кислота).
Вот с этой кислотой, которую во времена Петра I называли “крепкой водкой” мы и познакомимся. Для этого нам понадобиться маршрутная карта (находится на каждом столе у обучающихся). Внимательно рассмотрите её и скажите, что мы должны узнать на уроке (обучающие формулируют цель урока).
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Станция 1. “Характеристика азотной кислоты”
Работая в паре, дайте характеристику азотной кислоты по плану:
химическая формула:
по наличию кислорода:
по основности (по количеству атомов водорода):
по растворимости в воде:
по степени электролитической диссоциации:
Сделайте записи в тетрадях.
Станция 2 “Физические свойства азотной кислоты”.
Прослушав информацию, запишите в тетрадь следующие данные о кислоте:
агрегатное состояние:
цвет:
плотность:
температура кипения:
особенные свойства:
Станция 3 “Химические свойства азотной кислоты”.
Работая в паре, проделайте опыты по инструкции. Составьте уравнения химических реакций в молекулярном виде. Сделайте выводы.
Станция 4 “Конечная”.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
2. Основная часть
Учитель. Запишите в тетрадях дату и тему урока, а также название первой станции.
Работая в паре, дайте характеристику азотной кислоты по предложенному плану на станции “Характеристика азотной кислоты” (обучающиеся записывают классификацию азотной кислоты по различным признакам в тетрадь).
Давайте обсудим полученные результаты (заслушиваем ответы обучающихся по предложенному плану в маршрутной карте)
Учитель. Чтобы иметь более полное представление об азотной кислоте, мы отправляемся на вторую станцию, запишите её название “Физические свойства HNO3”.
Прослушайте отрывок из сказки, которую написал ваш одноклассник и сделайте записи в тетрадях по плану в маршрутном листе. Будьте внимательны.
“Что-то в ней было таинственное, магическое. Все утверждали, что она горячая, сильная, властная, бесцветная жидкость с плотностью 1,5г/см3. Она легко выходит из себя и закипает всего лишь при 860 С. Если ее массовая доля в растворе была близка к единице, то она дымилась на воздухе, купаясь в “лисьих хвостах”. Но это было редко, так как чистая 100%-ная HNO3 малоустойчива и родители выпускали её из дома только 56%-ную, называя при этом концентрированной. При желании она может исчезать, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника по поводу такого окончания разговора. Вот что мне удалось узнать о характере этой незнакомки”. А вам? (обучающиеся зачитывают физические свойства азотной кислоты)
Учитель. Следующая станция №3 “Химические свойства азотной кислоты”
Вспомните, пожалуйста, с какими веществами взаимодействуют кислоты (схему составляем вместе с обучающимися):
К + Ме
И
С + МеО = МеКо + Н2О
Л
О + МеОН = МеКо + Н2О
Т
А + МеКо = новые МеКо + НКо ( или )
Ме- металл, МеО- основный оксид, МеОН-основание, МеКо-соль, НКо- кислота, - газ, - осадок
Учитель. Давайте проверим, будет ли обладать азотная кислота этими свойствами. Проделайте в парах лабораторную работу. Соблюдайте правила техники безопасности.
Не спеши хватать прибор ты,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
ИНСТРУКЦИЯ
Взаимодействие азотной кислоты со сложными веществами.
Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей.
При нагревании прогрейте сначала всю пробирку. Нагревайте пробирку в верхней части пламени. Направляйте ее отверстие в сторону от себя и соседа.
ОПЫТ 1. В пробирку насыпьте немного оксида меди (II). Добавьте 0,5 мл азотной кислоты. Если реакция не происходит, содержимое пробирки слегка нагрейте.
Отметьте признаки реакции. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде.
ОПЫТ 2. В пробирку налейте 0,5 мл гидроксида калия. Добавьте несколько капель фенолфталеина. Отметьте происходящие изменения. Добавьте к полученному раствору по каплям азотную кислоту. Что наблюдаете?
Отметьте признаки химической реакции. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде.
ОПЫТ 3. Насыпьте в пробирку немного карбоната магния. Добавьте 0,5 мл азотной кислоты. Отметьте признаки химической реакции.
Запишите уравнение реакции в молекулярном виде.
Проверяем результаты опытов (обучающиеся записывают уравнения реакций на доске).
Учитель. HNO3 – сильный окислитель. “Её окружает множество кавалеров, в основном активные металлы. С железом, хромом и алюминием концентрированная особа не желала знакомиться. Да и золото с платиной не удостоились ее внимания. Отношения Азотной кислоты с другими металлами редко заканчивались чем-нибудь, кроме образования солей, воды и газов, в зависимости от того, в каком настроении и концентрации духа она прибывала”
Рассмотрим специфическое свойство азотной кислоты
HNO3 + Me -> MeNO3 + H2O + NxOy
Демонстрация опыта взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой
Записываем уравнение реакции и рассматриваем его как окислительно-восстановительный процесс.
Учитель. Наша работа благополучно подходит к завершению, и мы на станции “Конечная”. Давайте подведем итог, что же мы узнали об азотной кислоте (ответы обучающихся).
3.Первичная проверка усвоения знаний.
Учитель. Цели урока мы достигли, осталось выяснить, как вы усвоили этот материал.
Выбираете одно из предложенных заданий вашего варианта. Листочки с копировальной бумагой подпишите, поставьте № варианта, № задания.
ВАРИАНТ 1
В течение 3 минут вам необходимо выполнить одно из трех заданий (по выбору). Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
- Это задание на “3”.
- Это задание на “4”.
- Это задание на “5”.
Закончите уравнение реакции. Напишите его в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде: HNO3 + Na2SiO3->
Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде между азотной кислотой и силикатом натрия.
С какими из перечисленных веществ будет реагировать азотная кислота: оксид серы (VI), хлорид бария, силикат натрия, соляная кислота. Запишите возможные уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
ВАРИАНТ 2
В течение 3 минут вам необходимо выполнить одно из трех заданий (по выбору). Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
- Это задание на “3”.
- Это задание на “4”.
- Это задание на “5”.
- Домашнее задание.
Закончите уравнение реакции. Напишите его в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде: HNO3 + Fe(OH)2 ->
Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде между азотной кислотой и гидроксидом железа (II).
С какими из перечисленных веществ будет реагировать азотная кислота: сульфат натрия, гидроксид железа (II), угольная кислота, оксид серы (IV). Запишите возможные уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Самопроверка осуществляется, когда один листочек с решенным заданием обучающиеся сдали.