Цели урока:
- познакомить учащихся с определением “прямоугольник”
- учить отличать прямоугольник от других геометрических фигур
- развивать пространственное и логическое мышление путем сопоставление геометрических фигур
- развивать умения строить прямоугольник и отличать его из ряда четырехугольников
- обобщить знания учащихся о пройденных геометрических понятиях
- расширить знания об окружающем мире
- воспитывать любовь к предмету, стимулировать активный творческий труд.
Оборудование: ИПК, модель прямого угла, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник), таблички единицы величин, рисунки логических задач.
Ход урока
1.Организационный момент.
Слайд 1.
Долгожданный дан звонок
Начинаем наш урок.
– Сядем прямо, закроем глазки и скажем:
На уроке наши глазки внимательно смотрят и все …(видят),
Уши внимательно слушают и все …(слышат).
Голова хорошо работает.
2. Устный счет.
– Когда и где можно услышать еще звонок? Телефон
Слайд 2.
– Созвонимся. Вы звоните, выбирая выражение, считаете и называете его значение. Если правильно, то вы дозвонились.
17-8 | 100-60 | 40+15 | 18-8 | 80+20 |
10+30 | 40-8 | 34+4 | 50-2 | 73+1 |
16+4 | 36-6 | 5+9 | 56-50 | 25-25 |
65+0 | 72+6 | 63-3 | 68-60 | 99+1 |
– Молодцы, все дозвонились!
3. Сообщение темы и постановка цели.
Слайд 3.
– Мы с вами отправимся в страну “Геометрию”, где ваши мобильные телефоны представляют геометрическую фигуру, какую? (Прямоугольник).
– Вот вы назвали тему нашего урока “Прямоугольник”.
– Это вам знакомо, но мы дадим четкое определение “прямоугольник”, сможем отличать от других геометрических фигур.
– Все говорю вам о геометрии – разделе математике, а что такое “ Геометрия”. В переводе с греческого языка “измерение Земли”, “гео” – Земля, “метрия” – измерение.
Слайд 4.
– А что изучает Геометрия? Отгадайте загадки!
Это странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни….. точек.Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
И зовется просто – луч.Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины! кругЗлая рыба хвост-лопата
Откусила пол квадрата-
Целый угол, верь, не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? треугольникТреугольник с полуовалом
Круг дразнили – “Толстым другом”.
Круг, расстроился до слез,
Но тут же встал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут? овалВот четыре стороны.
И все стороны равны.
А фигура та ребята.
Называется ….. квадратомВстал квадрат на уголок,
Ткнулся носом в потолок,
Вверх он рос еще дней пять
Как теперь его назвать? ромбДва квадрата-близнеца,
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи! прямоугольник
– Молодцы! Знаете геометрические фигуры.
– В стане Геометрии живут еще и величины.
– Назовите единицы величины теперь в порядке возрастания.
На доску выставляются карточки – мм см дм м
4. Работа над новым материалом.
Слайд 5.
– Посмотрите на геометрические фигуры.
– Что объединяет их всех?
– четырехугольники
– 4 угла
– 4 стороны
– На какие две группа можно разбить эти фигуры?
– фигуры с прямыми углами
– фигуры без прямых углов. – Показ на доске.
– Вспомните тему нашего урока. Какие нам нужны фигуры? квадрат и прямоугольник
– В геометрии их правильно называют (хором) – прямоугольники.
– Почему?
– Дайте определение, что такое прямоугольник?
– Проверим ваши высказывания в учебнике. Учебник математики стр 12 правило – Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
– Все совпало! Молодцы!
– Вы знаете еще больше об этих прямоугольниках в отдельности.
Слайд 6. | Слайд 7. |
КВАДРАТ | ПРЯМОУГОЛЬНИК |
– 4 угла | – 4 угла |
– 4 стороны | – 4 стороны |
– все стороны равны | – противоположные стороны равны |
– Найдите предметы вокруг вас, которые имеют форму прямоугольника и докажите. Вам понадобится для этого что? (Модель прямого угла). Сделаем ее из облачка путем сгибания. Показ предметов учениками.
– Молодцы!
– Так, что такое прямоугольник?
Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Слайд 8.
ФИЗМИНУТКА.
Снятие напряжения глаз.
– Вы заметили, какие геометрические фигуры использовал поросенок для постройки дома? Прямоугольники.
5. Работа в тетради.
– Возьмем чертежные инструменты – линейку и простой карандаш.
– Начертим два отрезка длина первого 2 см, второго – 3 см.
– Используя, эти отрезки построим геометрические фигуры. Сначала квадрат, а потом прямоугольник.
– Почему квадратов начертили два и один прямоугольник? (Зная, свойства этих фигур – у квадрата все стороны равны, то у 1-го – длина стороны 2см, а у 2-го длина стороны3 см. А у прямоугольника попарно-одинаковые стороны – длина 3см и ширина 2см.)
– Какие еще геометрические задачи мы можем решать?
- сравнивать длины отрезков;
- находить длину ломаной;
- находить периметр геометрических фигур.
– Решим устно задачи, записывая только ответы в строчку через клетку с единицей величины:
- Длина папиного шага 70см, а сына 50 см. На сколько см шаг папы длиннее шага сына?
- Мама купила 6м ленты красного цвета, а ленты синего цвета на 10м больше. Сколько метров ленты синего цвета купила мама?
- Периметр стола 78 дм, а периметр стула на 70 дм меньше. Чему равен периметр стула?
- Длина класса 9 м, а ширина 6 м. На сколько метров ширина класса меньше, чем его длина?
- Метая мяч, Катя бросила на 4 м. а Дима на 5 м дальше. На сколько м улетел мяч Димы?
- Начертили ломаную из четырех звеньев – 2 см, 1см, 5 см, 3 см. Какой длины получилась вся ломаная?
– Зеленая паста. Самопроверка. Правильный ответ подчеркиваем.
Слайд 9.
20 см 16 м 8 дм 3 м 9 м 11 см.
– Молодцы!
ФИЗМИНУТКА.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись
До носочков дотянулись.
Выпрямились!
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись!
– В одной задаче сказано про периметр. Что такое Р – периметр? (Сумма всех сторон)
– Найдем периметр наших фигур. Периметр первого квадрата находят – девочки, а второго – мальчики. (У доски по 1 ученику).
– Записываем с правой стороны квадрата.
Р=2+2+2+2=8(см)
Р=3+3+3+3=12(см)
– Периметр прямоугольника находим и записываем вместе с правой стороны прямоугольника.
Р= 2+3+2+3=10(см)
6. Подведение итогов.
– Сегодня мы опять побывали в стране Геометрии и обобщили ваши знания о геометрических фигурах.
– Что такое прямоугольник?
Слайд 10.
– Продолжите – квадрат …… тоже прямоугольник, его разновидность с равными сторонами.
7. Логические задачи на нахождение закономерностей.
– Решим логические задачи.
Слайд 11.
- – Сосчитай сколько здесь прямоугольников! 16
– Проверить хотите ваши ответы, кто был самым точным в нахождении всех прямоугольников.
Слайд 12.
- – На листочке №1 начерти недостающие фигуры.
Слайд 14.
- – На листочках №2 обведи в кружок лишнюю фигуру.
– А теперь разукрасьте эту фигурку цветом вашего настроения от урока в стране Геометрии.
Слайд 15.
8. Рефлексия.
– Подумайте и ответьте на один из вопросов.
– Что узнали нового?
– Что вам пригодиться?
– Что было интересно?
9. Домашнее задание.
Стр. 12 правило, №2 .
Слайд 16.
Спасибо вам! Урок закончен!