Цели урока:
- познакомить с лекарственными растениями Краснодарского края;
- рассказать о лечебных свойствах растений;
- учить детей бережно относиться к богатствам нашего края;
- формировать представление о многообразии растений;
- воспитывать культуру поведения в природе;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением лекарственных растений;
- карточки с названиями растений;
- экспонаты из школьного музея (рушники с вышивкой);
- гербарий;
- раздаточный материал для кроссворда;
- мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: (Слайды 1-10 Приложение 2)
Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все
(Дети хором) – природа.
Учитель: Растения окружают нас. Зачем они нужны человеку?
(Питание, одежда, строительство, предметы быта и т.д.) Растения украшают нашу жизнь. Часто люди изображают растения в своих художественных произведениях, украшают ими свою одежду.
В нашем школьном музее много экспонатов народной кубанской вышивки, украшенных растительным орнаментом или цветами. Вот несколько образцов вышивки.
Сегодня на уроке мы поговорим о небольшой частице природы. О какой группе растений пойдет речь, вы должны догадаться сами.
3. Работа над новой темой.
Учитель. У вас на столах лежат чистые листки бумаги. Вы должны записать названия растений, о которых мы будем рассказывать.
– Что вы знаете об этом растении?
Валериана лекарственная (Слайд 11 Приложение 2). Ценным лекарственным сырьем являются корневища с выходящими из них корнями. Валериана и ее препараты применяются в качестве успокаивающего средства при возбуждении и бессоннице.
Василёк (Слайд 12 Приложение 2). В медицине используют краевые цветки василька как легкое мочегонное средство. В народной медицине – при желтухе и при глазных болезнях.
Фиалка (Слайд 13 Приложение 2). Применяют при простудных, желудочно-кишечных заболеваниях, для заживления ран, язв, фурункулов.
Хмель Слайд 14 Приложение 2). Применяют для улучшения пищеварения, при неврозах и бессоннице, как успокаивающее средство. Используют для лечения при болезнях почек, печени и желчных путей.
Ромашка (Слайд 15 Приложение 2). В народной медицине часто пользуются настоем ромашки как болеутоляющим и успокаивающим средством. При мигренях предпочитают назначать вместо настоя порошок из измельченных соцветий ромашки.
Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Учитель. Некоторые всем нам знакомые растения (фрукты, ягоды) тоже являются лекарственными.
Грецкий орех (Слайд 16 Приложение 2). Плоды используют при атеросклерозе, склерозе головного мозга и гипертонии. Околоплодники и листья в виде настоя принимают внутрь как вяжущее и глистогонное средство, а также от некоторых кожных заболеваний.
Арбуз (Слайд 17 Приложение 2). В народной медицине арбузную мякоть или сок часто дают для утоления жажды при лихорадочных состояниях, для этой же цели специально готовят арбузное “молоко”: толченые семена арбуза растирают в холодной воде. Используют в диетотерапии, при анемии, как сильное мочегонное средство.
– Где вы встречали это растение?
Пеларгония (герань) (Слайд 18 Приложение 2). Настойка пеларгонии помогает от болей в сердце, при гастритах, бронхитах. Отвар этого растения помогает в качестве полоскания при стоматитах и ангине. Листок герани помогает при простуде уха. Пеларгония хорошо помогает при стрессах, неврозах и бессоннице.
Учитель. Комнатные растения тоже могут обладать лечебными свойствами и применятся в народной медицине.
Хлорофитум (Слайд 19 Приложение 2). Главная особенность растения – очищение воздуха от вредных микроорганизмов.
Каланхоэ перистое (Слайд 20 Приложение 2). Применяют при кашле, ангине, фурункулезе. При ревматизме и глубоких порезах, может облегчить зубную боль и улучшить аппетит.
Сенполия (фиалка) (Слайд 21 Приложение 2). Обладает противовоспалительным действием, применяется для лечении бронхита и коклюша.
Традесканция (Слайд 22 Приложение 2). Заживляет раны, порезы, царапины. Быстро останавливает кровь, уменьшает опухоль и размер синяка.
Алоэ (Слайд 23 Приложение 2). Применяется при близорукости и воспалении век. Используется для лечения бронхиальной язвы, болезней желудка, фарингитах. Как общеукрепляющее средство.
Золотой ус (калиссия) (Слайд 24 Приложение 2). Применяется для лечения язвы желудка и бронхиальной астмы. Используется при сахарном диабете, заболеваниях сердца.
– Какова тема нашего урока кубановедения?
4. Физкультминутка.
Если я называю травянистое растение – нужно присесть, кустарник – развести рука в стороны, дерево – поднять руки вверх. А если не растение – захлопать в ладоши.
Береза | Тысячелистник |
Подорожник | Ворона |
Сирень | Мать-и-мачеха |
Воробей | Ель |
Тополь | Шиповник |
Олень | Малина |
Ромашка | Василек |
Дуб | Орех |
Роза | Цикорий |
Крапива | Заяц |
Калина | Клевер |
Сосна | Смородина |
Фиалка | Ежевика |
5. Закрепление изученного материала.
1) Игра “Соотнеси названия растений с их изображениями”.
(На доске названия растений и рисунки. Нужно составить пары.)
Дети рассказывают о растениях.
Береза
Ежевика
Клевер
Василек
Ромашка
Смородина
Цикорий
Хмель
2) Работа в парах.
Кроссворд.
- Малина
- Земляника
- Крапива
- Ландыш
- Подорожник
- Тысячелистник
- Мята
- Одуванчик
- Ромашка
Учитель показывает растение из гербария, дети записывают название в кроссворд на карточке.
– Для чего нужен гербарий?
Дети: Чтобы сохранить растения надолго.
Учитель: Где используют гербарий? (В школе, в музее.)
В краеведческих музеях обязательно имеется экспозиция, посвященная растениям данной местности.
– Какое слово у вас получилось в кроссворде?
Дети. Лекарство.
6. Подведение итогов урока.
– О каких растениях мы говорили на уроке?
– Назовите их.
– Как нужно собирать растения для лечения?
Дети.
Увидел молодой росток – не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –
На этом месте вырастет целебная трава.
Лес зеленый охраняй, никого не обижай!
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай.
Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!
Использованные материалы:
- Материалы сайта http://1sept.ru
- Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия/Лебедева А. Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г.
- Редкие и исчезающие растения Кубани/С. А. Литвинская, А. П. Тильба, Р. Г. Филимонова