Цель: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.
Задачи:
- Образовательные: рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
- Развивающие: развить умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений), умение анализировать, сравнивать, обобщать. Наблюдать и устанавливать черты сходства. Продолжить формирование умения проводить лабораторные исследования и делать выводы.
- Воспитательные: продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному. Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.
Оборудование:
- Клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище сансевьеры.
- Чашка Петри, лупа.
- Презентация, компьютер.
Тип урока: комбинированный (урок - исследование).
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Как настроение? Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем несколько загадок.
П -
Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На жёлтом лице. (подсолнух)
О -
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)
Б -
И лист и почки - всё врачует,
И сок - целебное сырьё.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России - ствол её. (береза)
Е -
По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан - как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка - с опушечкой,
С острою макушечкой. (ель)
Г -
Он стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один -
Тёмно-красный георгин. (георгин)
Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования.
2. Проверка знаний.
- Что такое побег? Побег - это стебель с листьями и почками.
- Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)
- По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)
- Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)
- Какие вегетативные органы у растений вы знаете?
- А побеги у всех растений одинаковые?
- А почему?
3. Изучение новой темы
Мы начинаем наше исследование, в ходе которого вы будете заполнять маршрутный лист, который есть у каждого (приложение 1).
Тема: Видоизмененные побеги
Цель: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.
Гипотеза: если клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья.
Задачи:
1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища.
2. Определить, какие функции выполняют видоизмененные побеги.
Вывод:
Выполняем лабораторную работу по плану (приложение 2). План работы лежит на столе. Учащиеся в ходе исследовательской работы заполняют в тетради первую и вторую колонки таблицы "Видоизменения подземных побегов".
Видоизменения (рисунок) |
Строение | Функции | Примеры растений |
1. Корневище | 1-стебель 2-почки 3-чешуи-листья 4-придаточные корни |
1. запас питательных веществ; 2. переживание неблагоприятных условий; 3. вегетативное размножение |
|
2. Клубень | 1-верхушечная почка (росток) 2-толстый стебель 3-глазки-боковые почки 4-основание клубня |
||
3.Луковица | 1-придаточные корни 2-донце-стебель 3-почки 4-сочные чешуи-листья |
Используя данные второй колонки таблицы, докажите, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги.
Для того чтобы заполнить третью и четвертую колонки таблицы, можно воспользоваться учебником.
В ходе проведенного исследования мы выяснили: (закончи предложение). Ответы учеников.
Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
4. Обобщение и систематизация
Выполните карточки-задания (приложение 3,4).
После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка.
5. Рефлексия
- А я и не знал, что :
- Что нового вы узнали на уроке?
Какое настроение было у вас на уроке?
6. Домашнее задание
- Параграф 22, записать примеры растений в таблицу.
- Рабочая тетрадь стр. 41-42, № 1-3.