Цели:
- Сформировать способности к решению способом деления на дробь задач на нахождение числа по его процентам.
- Повторить и закрепить понятие процента, перевод процентов в десятичную дробь и наоборот.
- Развивать способности разрешать проблему, строить аналогию, сравнивать.
- Воспитывать внимание,аккуратность.
Оборудование.
Демонстрационный материал.
Задания для актуализации знаний:
№1.
20%
75%
125%
№2.
0,6
0,34
1,67
№3.
В парке 200 деревьев.0,6 из них - липы. Сколько лип в парке?
№4.
В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?
№5.
Составьте задачу обратную данной и решите ее.
В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?
№6 задание для работы в парах.
В библиотеке 12% всех книг - словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 900?
№7 задание для самостоятельной работы.
Папа получил премию к Новому году 5000 рублей, что составило 20% его зарплаты. Какова зарплата у папы?
Алгоритмы.
1% =
P% = p : 100 = = 0,01p
(А * 100) %
Правило нахождения процента от числа
1. Представить проценты в виде дроби.
2. Выполнить умножение.
Правило нахождения числа по части, выраженной в процентах:
1. Представить проценты в виде дроби.
2. Выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь.
Эталоны.
Образец выполнения задания в парах.
12% = 0,12 - выразите проценты в виде десятичной дроби
900 :0,12=7500 (книг). - выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь
Ответ: в библиотеке 7500 книг.
Эталон для самопроверки самостоятельной работы.
1.20%=0,2 выразите проценты в виде десятичной дроби
2. 5000:0,2=25000 (руб) выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь
Ответ: зарплата папы 25000 руб.
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Цель этапа:
включить учащихся в учебную деятельность;
Организация учебного процесса на этапе 1.
- Добрый день ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении и уверена, что сегодня вам будет интересно, и у нас с вами все получится.
- Какую тему вы изучали на прошлых уроках? (нахождение числа по его дроби)
- Какие конкретно решали задачи? (Нахождение числа по его дроби, если дробь десятичная)
- Сегодня мы продолжим рассматривать задачи на нахождение числа по его дроби.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа:
Организация учебного процесса на этапе 2.
- Переведите данные проценты в десятичные дроби.
20%
75%
125%
- Какими правилами вы пользовались? (определением процента). Вывешиваются правила.
-Молодцы!
- Выполните обратное действие. Переведите десятичные дроби в проценты.
0,6
0,34
1,67
-Каким правилом вы пользовались? (правилом перевода десятичной дроби в проценты)
- Молодцы!
В парке 200 деревьев.0,6 из них - липы. Сколько лип в парке? Сформулируйте задачу, заменив десятичную дробь процентом.
В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке? Ответьте на вопрос задачи. Какие получили ответы? Сравните полученный ответ с исходным числом. Почему получился такой ответ?
Индивидуальное задание.
Составьте задачу обратную данной и решите ее.
В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель этапа:
организовать коммуникативное
взаимодействие, в ходе которого выявляется и
фиксируется отличительное свойство задания,
вызвавшего затруднение в учебной деятельности:
решении задач на нахождение числа по его
процентам,
Организация учебного процесса на этапе 3.
Обратную задачу учащиеся могут составить. Могут и решить старым способом. Могут появиться ответы, все, предложенные ответы фиксируются.
- Какая стояла перед вами задача? (составить и решить задачу, обратную данной)
- Что вызвало у вас затруднение? (ответы могут быть разные: решить задачу)
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (научиться решать такие задачи)
- Сформулируйте тип задачи и тему урока. (нахождение числа по его процентам)
Вывешивается тема урока.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
организовать коммуникативное взаимодействие
для построения нового способа действия,
устраняющего причину выявленного затруднения,
Организация учебного процесса на этапе 4
- Вернемся к заданию.
Обратная задача.
В парке 120 лип. Сколько деревьев в парке, если число лип составляет 60%?
-Какие получились ответы?
- Как привести эту задачу к задачам, которые решали на прошлых уроках? (перевести проценты в десятичную дробь)
-Дальше решить задачу по правилам нахождения числа по его дроби.
Правило нахождения числа по части, выраженной в процентах:
1. Представить проценты в виде дроби.
2. Выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь
Вывешивается алгоритм. Решается задача.
Сравните полученный ответ с числом в задаче. Почему получился такой ответ?
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5
Задача.
В библиотеке 12% всех книг - словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 900?
- На какое правило задача?. (нахождение числа по его процентам)
- Что надо сделать первым действием? (перевести проценты в десятичную дробь)
- Что будем делать вторым действием? (выполнять деление)
Проверка по эталону с доски.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить свое умение применять алгоритм в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6.
Папа получил премию к Новому году 5000 рублей, что составило 20% его зарплаты. Какова зарплата у папы?
Учащиеся проверяют по эталону, отмечают правильность выполнения, анализируются причины ошибок и ошибки исправляются.
Учитель спрашивает тех учащихся, кто допустил ошибки, в чем причина. На этом этапе важно, что каждый учащийся проверил свою работу.
Рефлексия деятельности.
Цель этапа:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: правило нахождения числа по его процентам.
- оценить собственную деятельность на уроке.
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Какую цель мы сегодня ставили перед собой?
- Мы достигли этой цели?
- Какое правило мы сформулировали на уроке?
- Оцените себя. Поднимите руки, если вы согласны с утверждением
Я смогу решить задачу по данной теме.
Я понял новый метод, но возможно возникнут затруднения.
- У вас на столах лежат смайлики. Дополните их так, чтобы я увидела в каком настроении вы уходите с урока.
Мне понравился урок.
Мне не понравился урок.
Домашняя работа: составьте задачу на данную тему и решите ее.
Индивидуальное задание: составьте задачи обратные данной и решите их.