Урок изобразительного искусства по теме "Выполнение работы "Солнечный кот" в технике "пуантилизм""

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: познакомить учащихся с возможностями и приёмами новой техники выполнения рисунка “пуантилизм”

Задачи:

  • Формировать умение передавать объем предметов в технике “пуантилизм”, выполнять основные приёмы новой техники.
  • Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умения рисования животных.
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, аккуратность, наблюдательность и внимание, любовь к животным.

Оборудование: педагогический рисунок, ТСО (мультимедийный проектор, ноутбук), методическая таблица “Последовательность этапов выполнения рисунка в технике пуантилизм”, динамические таблицы для учащихся, принадлежности для рисования.

Литературный ряд: загадки и стихотворения о кошках.

Зрительный ряд: презентация на тему “Пуантилизм в работах художников 19 – 20 вв.”, портрет художницы Е. Куклачёвой, фотографии кошек.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Вводная беседа.

Урок начинается с чтения стихотворений и загадок о животных.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кот)

и другие.

- О каком животном идёт речь в стихотворениях и загадках?

(на доске открываются фотографии кошек)

- Что вы знаете о происхождении кошек, их значении для человека?

(сообщения учащихся о происхождении кошек, взаимоотношениях её с человеком, легендах и мифах, связанных с этим животным)

- Итак, главным героем нашего урока будет кот, но изобразим мы его в нетрадиционной технике, которая часто используется художниками – мультипликаторами в так называемом анималистическом жанре. Эта техника художественного рисунка называется пуантилизм.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Итак, тема нашего урока: Выполнение работы “Солнечный кот” в технике “пуантилизм” (открывается на доске).

-Наша цель: изобразить животное посредством новой техники- “Пуантилизм”.

III. Изучение нового материала. Беседа.

1. Введение понятия.

- Какое слово созвучно с понятием “Пуантилизм”? (пуанты)

- Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в художественном образе, едва касаясь пола носками балетных туфелек – пуантами, заставляя нас в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела.

- Именно поэтому слово “пуанты” в первую очередь ассоциируется с балетом. И если человек впервые сталкивается с таким понятием как “художник-пуантилист”, то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?!

- На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма.

-Уточним определение техники “пуантилизм” (вывешивается на доске, учащиеся записывают в тетрадь).

“Пуантилизм” (фр. Pointillisme, буквально “точечность”, фр. point — точка) -письмо отдельными чёткими мазками в виде точек.

2. История возникновения техники “пуантилизм”

- Эта техника зародилась во II половине 19 века. Основоположниками её считаются замечательные французские живописцы Жорж Сёра и Поль Синьяк. Об этом рассказывать можно очень долго. Лучше посмотрите картины, написанные в этой технике, и вы поймете, почему мы должны освоить основные её приёмы.

(Показ презентации “Пуантилизм в работах художников 19 – 20 вв.”)

Фрагмент презентации.

Ж. Сёра “Пасмурная погода”

П. Синьяк “Сосна в Сан -Тропе”

3. Пуантилизм в творчестве современных художников.

- Ярким представителем художников, работающих в этой технике сегодня, является Екатерина Куклачева.

(портрет вывешивается на доске)

-Что вы знаете о семье Куклачевых? (Сообщения учащихся)

- Е. Куклачева – художник-анималист: её живописные работы ведут в добрый и светлый мир кошек. Но пишет она не просто их “портреты”, а характеры, настроения, эмоции. Порой она придает кошкам черты, присущие людям, дополняет образы человеческими атрибутами – шляпкой, клоунским костюмом. Кошки Е. Куклачевой качаются на качелях, гуляют на задних лапках и живут своей собственной полноценной жизнью.

Фрагмент презентации.

 

IV. Деятельность учащихся под руководством учителя.

1. Демонстрация педагогического рисунка “Солнечный кот” , выполненного в технике пуантилизма.

(Обращается внимание на цветовую гамму рисунка, которая придаёт ему теплоту, солнечность и воздушность)

2. Этапы работы над рисунком.

(Показывается и объясняется ход рисования, этапы проработки и раскраски изображения кошки в новой технике.)

  1. Определение композиции.
  2. Лёгкими штрихами намечается общая величина рисунка кошки на листе бумаги. Уточняется пространственное положение и пропорциональное соотношение частей тела.
  3. Нанесение на лист бумаги фона в тёплой гамме гуашью.
  4. Обрисовка контуров фигуры кота.

(Демонстрируется педагогический рисунок)

Придание объёма животному с помощью точечной техники

- Главная особенность пуантилизма в нанесении мазков. Мазки должны быть небольшими, проще сказать малюсенькими, любой формы, хоть квадратные  - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть вытянутыми палочками – отпечаток от плоской кисти торцом, хоть круглые – отпечаток круглой кисти.

- Играет роль не только форма и размер мазка, но и расстояние между ними. (Обращается внимание детей на возможности передачи шерсти техникой “отдельного мазка”, создание мазком материальности изображаемого объекта.)

(Поэтапная работа сопровождается показом учителя. В ходе самостоятельной работы учащиеся используют динамические таблицы)

V. Итог урока.

  • Экспресс-просмотр рисунков, анализ удачных работ и общих ошибок. Оценка.
  • Выставка работ.

VI. Домашнее задание.

Сделать рисунок домашней кошки в технике мазка в другой цветовой гамме.