Урок окружающего мира. Тема: "Дикие и домашние животные". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи урока: формировать понятия "дикие животные", "домашние животные", раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, в чем состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку "дикое - домашнее", приводить примеры животных каждой группы.

Оборудование. У учителя - магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче "В мире животных"; демонстрационные карточки с изображениями дикорастущих и культурных растений, молочные продукты и мед для дегустации (распознавания по вкусу). У учащихся - фигурки различных животных, принесенные из дома; клей, ножницы.

Предварительная работа. Дети приносят в класс фигурки и небольшие игрушки, изображающие животных, если они имеются дома.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, сосредоточить внимание.

Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать.

2. Повторение изученного.

Цель: Повторить материал о дикорастущих и культурных растениях.

- Мы уже познакомились с дикорастущими и культурными растениями. Чем они отличаются друг от друга?

Затем учитель показывает детям демонстрационные карточки с изображением растений обеих групп (дикая яблоня, яблоня сорта Антоновка, пшеница, одуванчик, береза, крапива), а дети определяют, что это за растение, дикорастущее оно или культурное.

3. Изучение нового материала.

Цель: Познакомить с понятиями "дикие животные", "домашние животные", раскрыть значение домашних животных для человека.

1. Музыкальная заставка к телепередаче "В мире животных".

-Растения делятся на дикорастущие и культурные, а животные-на диких и домашних. Подумайте, каких животных называют дикими, а каких - домашними. (Ответы детей.)

- На прошлых уроках мы уже встречались с домашними животными. Назовите их. (Собака, кошка.) Чем они отличаются от диких? Кто их дикие предки?

- На сегодняшнем уроке мы изучим новую группу домашних животных - животных "сельскохозяйственных".

-А сейчас откройте учебники на странице 80. Представьте, что мы оказались во дворе сельского дома. Рассмотрите рисунок. Найдите на нем диких и домашних животных.(Дети классифицируют изображенных животных и проверяют себя по Приложению (с. 93).

-Дети, а как вы думаете, все ли животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние? А будет ли домашним воробей: он часто встречается вблизи жилья человека? (Он домашним животным не является.)

- Не все животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние, а только те, которых специально разводят люди.

-Также домашние животные - это не только звери, но и птицы и даже насекомые (пчелы). На рисунке видно, что пчел разводят люди, которые построили для них домики - ульи.

- А теперь вы, дети, приведите другие примеры диких и домашних животных (примеры уток, индюков, кроликов, лошадей)

2. Далее проводится игра "Клубочек". Дети, передавая друг другу волшебный клубочек, называют по очереди дикое или домашнее животное.

4. Физкульминутка.

Проводится под музыку заставки к телепередаче "В мире животных". Выполнение танцевальных движений. Учитель дает команды. Дети должны выполнить движения в соответствии с командой.

-Зайчики! Дети прыгают, имитируя зайца.

-Лошадки! Дети ударяют ноги об пол, как будто лошадь бьет копытом.

-Раки! Дети пятятся, как раки.

-Птицы! Дети бегут, раскинув руки(имитация полета птиц).Можно на месте махать широко расставленными руками.

-Цапля! Стоят на одной ноге.

-Лягушка! Приседают и скачут вприсядку.

-Собачки! Дети сгибают руки (имитация движения, "когда собака служит") и лают.

-Курочки! Дети ходят, "ищут зерна" на полу и произносят звуки "ко-ко-ко!"

-Коровки! Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят звуки "му-му!" В конце игры учитель отмечает самых внимательных.

5. Закрепление изученного.

Цель: Закрепить знания детей, полученные при изучении нового материала

1. Полученные знания применяются и закрепляются при выполнении заданий № 1, 2, 3 в рабочей тетради (с. 64-65).

2. Затем проводится работа с иллюстрациями на с. 81 учебника.

- Дети, определите, какой продукт питания или предмет одежды изображен на фотографии, назовите животное, от которого он получен.

Как сделаны эти продукты? (Сыр, творог, масло, сметану, йогурт сделали из молока, мед взяли из улья и т. д.)

Далее организуется распознавание по вкусу некоторых продуктов.

Перед вами молочные продукты и мед. Их нужно определить с завязанными глазами и сказать, какой продукт не имеет отношения к корове.

После этого по вопросам на с. 81 дети рассказывают о домашних животных, имеющихся в их семье, об уходе за ними.

3. Работа с разворотом "Моя коллекция" (с. 82-83 учебника).

- Дикие животные могут поселиться у нас в доме, но в виде красивых и забавных фигурок или игрушек. Рассмотрите фотографии, сравните настоящую лягушку, настоящего медведя с изображающими их фигурками. Сколько фантазии проявили люди, изготовившие их! Как много радости могут доставить эти необычные коллекции: одна фигурка рассмешит, другую захочется погладить, а с третьей - поговорить (есть ведь и говорящие игрушки). Лягушка в верхнем ряду слева - это лягушка-колокольчик. Ее соседка, очень похожая на настоящую лягушку, сделана по специальному заказу мастерами знаменитой дымковской игрушки! А с деревянной лягушкой, в которую вставлена палочка, связано особое поверье: если палочкой поводить по ее спинке, в доме прибудет денег.

4. После работы с разворотом учебника дети рассматривают принесенные в класс фигурки и игрушки, изображающие разных животных, обмениваются впечатлениями.

-Разделите их на две группы и назовите тех и других.

6. Итог урока.

Цель: Закрепить полученные знания на уроке.

- Объясните ключевые понятия на голубой плашке учебника (с. 80). Итак, дикие животные живут сами по себе, "дико", а домашних разводят люди.

7. Дома предлагается выполнить задание № 4 в рабочей тетради (с. 65).