Согласные звуки [н] и [н']. Буквы Н, н

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • образовательная - познакомить со звуками [н] [н'] и буквой "Н" "н";
  • воспитывать интерес к чтению, к народному творчеству;
  • развивающая - развивать кругозор, интерес к истории, развивать оперативную память.

Оборудование: "Азбука"; картинки с изображением носорога, оленя, ниток, носа; сказочный гость Незнайка; листочки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.:

Прозвенел, дружок, звонок,
Начинаем наш урок.
Приготовили тетрадки, книжку, ручку, карандаш.
Подтянулись, встали ровно,
Каждый возле своих парт.
Спинки распрямили,
Ушки навострили.

Доброе утро! Ребята, проверьте все ли необходимое к уроку у вас на столе?

II. Актуализация знаний.

У.: Я предлагаю вам вспомнить, с какими буквами мы познакомились ранее?

У.: а, о, у, и, ы.

У.: А какие звуки обозначают эти буквы?

У.: гласные.

У.: В чем особенность гласных звуков?

У.: гласные звуки образуют слог, они придают твердость/мягкость согласным звукам, могут быть ударными или безударными.

У.: Хорошо! Молодцы!

III. Мотивация учебной деятельности.

У.: Ребята, а вы любите сказки? Сегодня к нам на урок пришел гость из сказки. Я прочитаю загадку, а вы догадаетесь кто это.

Он, конечно, самый главный,
Озорник, шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе,
Неумеха и растяпа.
Кто веселый тот мальчишка?
Как зовется коротышка?

У.: Незнайка!

У.: Правильно! Но незнайка пришел не один, а с буквами (У, А, О, И, ы, Н). Какая лишняя?

У.: Н.

У.: А как назвать остальные буквы?

У.: гласные.

У.: А что же это за буква Н мы сегодня на уроке и узнаем (открывается доска с плакатом и с темой урока).

IV. Физкультминутка.

У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук-тук!
- Дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
- Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!

V. Работа по теме урока.

У.: Откройте Азбуку на с.40. Кто изображен на картинке?

У.: Богатырь и Змей Горыныч.

У.: Что делает богатырь?

У.: Пашет на Змее землю.

У.: Почему богатырь пашет на Змее?

Ответы детей.

Читаем стихотворение "Русь". Объясняем смысл пословицы "труд кормит, а лень портит".

У.: Отгадайте загадки:

Кто один имеет рог?

Догадались?

У.: Носорог.

У.:

Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.

У.: Олень.

Анализ этих слов. Обращаем особое внимание на мягкий и твердый согласный н.

Физкультминутка.

Ходит важный носорог.
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар дугой.
Тяжело шагает он.
Очень толст он и силён.

У.: Посмотрите на доску. Перед вами слова, прочитайте их.

У.: Произнесем вместе звуки н и н'. Можно ли их пропеть? Сделайте вывод.

У.: Нельзя пропеть, значит они согласные.

У.: Мы их произносим с голосом или без?

У.: С голосом

У.: Согласные, при произношении которых участвует голос, называются звонкими.

У.: Прочитайте слоги в красной рамке на с. 41 (читаем хором).

У.: Где в словах стоит новый звук?

НОС, СОН, САНКИ, СЕНО, НИЗИНА, ЛИНИЯ, КЛЕН, ПЕНАЛ.

V. Рефлексия.

У.: Ребята, вам понравился урок? Если да, поднимите зеленую карточку, а если вам было скучно и неинтересно - синею.