Урок русского языка со здоровьесберегающими технологиями по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: Познакомиться с придаточными изъяснительными

Научиться строить и читать схемы СПП

Закрепить навыки постановки знаков препинания в СПП

Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте

Повторить правописание безударных гласных в корне.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. - Проверка готовности к уроку.

    - Положительный настрой на урок.

    2. Объявление темы и целей урока.

    1. Запись числа и темы урока.

    2. Работа с числом.

    ТрИДцатое ноЯбря

    - Какие орфограммы встречаются в записи?

    - На прошлых уроках мы говорили о СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными. Сегодня мы познакомимся с СПП с придаточными изъяснительными. Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (СЛАЙД №1)

    3. Повторение изученного ранее.

    1. Опрос.

    - Какова особенность СПП? (Придаточные в СПП представляют собой как бы развернутые второстепенные члены предложения).

    2. Конструирование СПП из простых в СПП (2 человека у доски).

    1. Вставить пропущенные буквы, показать морфемы, расставить знаки препинания (если нужно).

    2. Выполнить морфемный разбор причастий.

    3. Перестроить ПП в СПП.

    Сист.матически сл.дящие за своим здоровьем люди б.леют редко. – Люди, которые систематически следят за своим здоровьем, болеют редко. [Сущ., (которые…)…].

    Слово антиоксиданты прочно вошло в л.ксикон человека, заботящегосяо за св.им здоровьем. – Слово антиоксиданты прочно вошло в лексикон человека, который заботится о своем здоровье. […сущ.], (который…).

    3. Работа со словом.

    Антиоксиданты: анти-против

    окси- кислород, окисление.

    Антиоксиданты – соединения, защищающие клетки от потенциально опасных эффектов или реакций. Антиоксиданты – это жизнь.

    4. Объяснение нового материала. (СЛАЙД № 2)

    1.Сравнение двух предложений.

    Успешные выступления на
    Олимпийских играх показали силу
    и мощь российских спортсменов.
    Успешные выступления на
    Олимпийских играх показали,
    как сильны и мощны российские
    спортсмены.

    1. Найдите грамматическую основу.

    2. Что общего у этих предложений? (Слова сила и мощь относятся к сказуемому, выраженному глаголом, и отвечают на вопрос ЧТО? (в.п.) в ПП является дополнением, а в СП придаточным).

    2. -На какие вопросы отвечают придаточные предложения в следующих предложениях: (СЛАЙД №3)

    Мы добиваемся, чтобы труд превратился в первейшую жизненную потребность.

    […глаг.], чтобы ( ).

    Тренер внимательно следил, как занимаются гимнасты.

    […глаг.], как ( ).

    - Чем прикрепляются придаточные изъяснительные к главным предложениям? (Союзами чтобы, как и др.)

    3 Заполнение таблицы. (СЛАЙД № 4)

    4. ВЫВОД:

    Придаточные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются изъяснительными и служат для дополнения глаголов в главном предложении. Прикрепляются с помощью союзов как, чтобы, будто, что союзных слов кто, что и частицы ли. (О которой мы поговорим на следующем уроке). Между частями ПП в составе СП ставятся запятые.

    5. Физ. разминка

    Активизация шейного отдела

    6. Закрепление

    1. Работа с синтаксическими синонимами. ( СЛАЙД № 5)

    Перестроить предложения с прямой речью в косвенную. Составить схемы.

    Сенека говорил: “Здоровье нельзя купить, им можно только расплачиваться”. – Сенека говорил , что здоровье нельзя купить, им можно только расплачиваться. ( Луций Аней СЕнека древнеримский философ и поэт, воспитатель императора Нерона)

    М. Горький считал: “Хороший человек должен беречь себя” - М. Горький считал, что хороший человек должен беречь себя.

    2. Влияние слова на человека (СЛАЙД № 6)

    1. Зачитать, сделать вывод. (Создадим словом хорошее настроение: сказать доброе слово соседу, проанализировать реакцию)

    2. Работа по карточкам (Уровневая дифференциация) (СЛАЙД № 7)

    А) Выписать из текста предложения с придаточными изъяснительными.

    Б) Дополнить предложения придаточными, подходящими по смыслу. Определить вид.

    В) Найти соответствия между частями.

    3. Упр. 110

    7. Итог урока СЛАЙД № 8

    -С каким видом придаточных мы познакомились?

    -Чем СПП с придаточными изъяснительными отличаются от СПП с придаточными определительными?

    - Какая тема кроме СПП еще звучала на уроке?

    - Какой вывод вы сделали, посетив этот урок?

    8. Д/З

    Параграф 11, упр. 110 (комментирую)

    На следующем уроке мы продолжим изучение СПП с придаточными изъяснительными, разберем придаточные прикрепляющиеся к главному частицей ЛИ, будем подбирать предложения к схемам.

    9. Комментирование оценок за урок.

    - Будьте здоровы!

    Приложение 1

    Карточка № 1

    1. Прочитайте текст.

    1. Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям. 2. В отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово. 3. Они знали, какое влияние оказывают слова на здоровье. 4. Слова обладают настолько мощной энергетикой, что влияют не только на живую, но и на неживую природу, например, воду. 5. Свое влияние слова оказывают неодинаково. 6. Все зависит от того, какую эмоциональную окраску несет слово: положительную или отрицательную. 7. Японский исследователь Масару Эмото несколько лет изучал свойства, которыми обладает вода. 8. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду.

  3. Найдите в тексте СПП с придаточными изъяснительными, составьте к ним схемы.

Карточка № 2

1. Прочитайте текст.

Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям. В отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово. Они знали, какое влияние оказывают слова на здоровье. Слова обладают настолько мощной энергетикой, что влияют не только на живую, но и на неживую природу, например воду. Свое влияние слова оказывают неодинаково. Все зависит от того, какую эмоциональную окраску несет слово: положительную или отрицательную.

Японский исследователь Масару Эмото несколько лет изучал свойства, которыми обладает вода. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду.

2. Дополните главные предложения придаточными, подходящими по смыслу, поставьте знаки препинания. Определите вид придаточных.

  1. Масару Эмото несколько лет изучал свойства (какие?) …
  2. Ученый исследовал (что?)…
  3. Слова обладают энергетикой (какой?)…
  4. Наши предки понимали (что?)…

Карточка № 3

1. Внимательно прочитайте текст.

Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям. В отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово. Они знали, какое влияние оказывают слова на здоровье. Слова обладают настолько мощной энергетикой, что влияют не только на живую, но и на неживую природу, например воду. Свое влияние слова оказывают неодинаково. Все зависит от того, какую эмоциональную окраску несет слово: положительную или отрицательную.

Японский исследователь Масару Эмото несколько лет изучал свойства, которыми обладает вода. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду.

2. Соотнесите части предложений из правой и левой колонки, чтобы предложения были идентичны предложениям в тексте. Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточных.

  1. Ученый исследовал…
  2. Слова обладают энергетикой…
  3. Наши предки понимали…
  4. Все зависит от того…
  5. Они знали…

1) что влияют не только на живую, но и на неживую природу.

2) каким грозным оружием может быть слово.

3) какое влияние оказывают слова на здоровье

4) какое влияние оказывают слова на воду

5) какую эмоциональную окраску несет слово.

См. презентацию.