Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем не подготовленными.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих.
В сентябре этого учебного года ко мне пришли первоклассники, но познакомились мы с ними значительно раньше. Впервые мы встретились в “Школе будущего первоклассника”, в которой с ноября по май каждую субботу проводились занятия по подготовке детей к школе.
Занятия с будущими первоклассниками проводились по моей авторизированной программе “Подготовка детей к школе”. Объем программы рассчитан на 30 занятий (1 раз в неделю).
Тематическое планирование занятий
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
Какая она школа? | 1 ч. |
2 |
Моя семья. | 1 ч. |
3 |
Осень в природе. | 1 ч. |
4 |
Фрукты, овощи. | 1 ч. |
5 |
Моя любимая игрушка. | 1 ч. |
6 |
Магазин. | 1 ч. |
7 |
Наш город. | 1 ч. |
8 |
Транспорт. | 1 ч. |
9 |
Режим дня. | 1 ч. |
10 |
Птицы. | 1 ч. |
11 |
Почта. | 1 ч. |
12 |
Хлеб – всему голова. | 1 ч. |
13 |
Зима в природе. | 1 ч. |
14 |
Новый год. | 1 ч. |
15 |
Правила поведения на улице и дорогах. | 1 ч. |
16 |
В мире сказок. | 1 ч. |
17 |
Стройка. | 1 ч. |
18 |
Праздник бабушек и мам. | 1 ч. |
19 |
Лесное царство. | 1 ч. |
20 |
Вода в природе. | 1 ч. |
21 |
Уроки Айболита. | 1 ч. |
22 |
Бытовая техника. | 1 ч. |
23 |
Космос. | 1 ч. |
24 |
Часы. Счет времени. | 1 ч. |
25 |
Цветочный мир. | 1 ч. |
26 |
Домашние животные. | 1 ч. |
27 |
Весна в природе. | 1 ч. |
28 |
Наш друг – книга. | 1 ч. |
29 |
Наши игры. | 1 ч. |
30 |
Скоро в школу. | 1 ч. |
В данной программе рассматривается подготовка будущих первоклассников не в одном - двух направлениях (письмо, чтение или чтение, математика), а сразу в нескольких. Многие из существующих программ по подготовке детей к школе содержат материал по обучению детей только чтению, письму, счету. Но ведь умение читать, писать, считать в объеме первого класса только на первых порах “спасает” ребенка и не определяет успешности его дальнейшего обучения. Значительно важнее развитие тех качеств личности будущего школьника, без которых ребенок не может стать учеником и школьником.
Цель программы – подготовка детей к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для них социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей дошкольников.
Программа построена с учетом следующих содержательных линий:
- Развитие познавательных способностей детей.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
- Подготовка детей к обучению грамоте, математике.
- Расширение знаний об окружающем мире.
- Развитие коммуникативных способностей ребенка.
В ходе занятий решались следующие задачи:
1. Формирование навыков учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной активности, стимулирование желания учиться в школе, воспитание организованности.
2. Развитие произвольного внимания, развитие зрительной, слуховой, тактильной и двигательной памяти, развитие воображения.
3. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения обобщения, классификации; развитие наглядно-образного и логического мышления (умение анализировать проблемную ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать логические выводы).
4. Развитие у детей способности к самооценке, самоконтролю при выполнении работы.
5. Развитие мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
6. Развитие фонетического слуха и умения узнавать, выделять и различать фонемы родного языка; совершенствование всех сторон речи.
7. Развитие математических представлений, формирование стойкого образа цифр; совершенствование навыков счета в пределах 10, обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке; закрепление понимания отношений между числами натурального ряда; обучение на наглядной основе составлению и решению простых задач.
8. Развитие представлений об окружающем мире. Формирование понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений к окружающему миру.
Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, все занятия строились в игровой форме. Высокий познавательный уровень ребенка способствует успешному усвоению школьной программы, поэтому все занятия тематические. Материал занятий представлен в 4 блоках.
Занятие № 1.
Тема: Какая она, школа?
“Азбукознание” |
“В мире математики” |
“Мир вокруг нас” |
“Развивалки” |
Знакомство с алфавитом Развитие речи
“ Волшебный портфель” |
Ориентировка в пространстве Счёт от 1 до 10 |
Описание предметов “Отгадай предмет по описанию”
“Из чего что сделано”
“Найди дорогу в школу” |
Работа с бумагой складывание бумаги гармошкой Нанизывание бусинок |
Занятие № 2.
Тема: Моя семья.
“Азбукознание” |
“В мире математики” |
“Мир вокруг нас” |
“Развивалки” |
Знакомство с буквами Речевая гимнастика Развитие речи
|
Ориентировка в пространстве Счёт от 1 до 10
“Найди 5 отличий” |
“Подскажи словечко”
“Где чей домик”
“Один – много” |
Аппликация наклеивание геометрических фигур по заданию “Пришивание пуговиц” |
Каждое занятие включало задания и упражнения по развитию интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания, мелкой моторики.
На каждом новом занятии обязательно происходило повторение ранее изученного. Опираясь на повторение пройденного, добавлялась в этот закрепляющий процесс капля новизны.
Задания, которые предлагались будущим первоклассникам, были представлены на отдельном для каждого ребенка листе А-4 формата.
Выполняя задания, дети пользовались простым и цветными карандашами, линейкой; работали с пластилином, цветной бумагой и картоном. Дошколятам очень нравились задания из раздела “Развивалки”, выполняя которые они научились аппликации в технике обрыва и скатывания, узнали, что такое “Танграм”. Самым любимым занятием будущих первоклассников были нанизывание бусинок на мягкую проволоку и “шнуровка”.
Формы проведения занятий были самые разнообразные: игра, путешествие и т.п. На каждом занятии обязательно проводились физкультминутки, пальчиковая гимнастика, а во время переменок подвижные игры.
На последнем занятии детям были вручены “Свидетельства об окончании “Школы будущего первоклассника” и медали победителей.
После окончания обучения детей в “Школе будущего первоклассника” среди родителей был проведен опрос, с целью узнать, что дали занятия будущим первоклассникам, как повлияли на их развитие. Вот один из отзывов: “За время проведения занятий мой ребенок стал более усидчивым, внимательным, появился интерес к школе. Занятия очень понравились. Ребенок с нетерпением ждал субботу”.
И мне, как учителю, очень приятно, что поставленная цель была достигнута.
Литература
1. Готовимся к школе. Для детей 5-6 лет. – М.: “ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003. – 287 с.
2. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Анализ форм и создание образа: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 64 с., илл.
3. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Рисование, аппликация и лепка: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 80 с., илл.
4. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Ко: Академия Холдинг, 2000. – 256с., илл.