Подготовка детей к школе

Разделы: Начальная школа


Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем не подготовленными.

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих.

В сентябре этого учебного года ко мне пришли первоклассники, но познакомились мы с ними значительно раньше. Впервые мы встретились в “Школе будущего первоклассника”, в которой с ноября по май каждую субботу проводились занятия по подготовке детей к школе.

Занятия с будущими первоклассниками проводились по моей авторизированной программе “Подготовка детей к школе”. Объем программы рассчитан на 30 занятий (1 раз в неделю).

Тематическое планирование занятий

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Какая она школа?

1 ч.

2

Моя семья.

1 ч.

3

Осень в природе.

1 ч.

4

Фрукты, овощи.

1 ч.

5

Моя любимая игрушка.

1 ч.

6

Магазин.

1 ч.

7

Наш город.

1 ч.

8

Транспорт.

1 ч.

9

Режим дня.

1 ч.

10

Птицы.

1 ч.

11

Почта.

1 ч.

12

Хлеб – всему голова.

1 ч.

13

Зима в природе.

1 ч.

14

Новый год.

1 ч.

15

Правила поведения на улице и дорогах.

1 ч.

16

В мире сказок.

1 ч.

17

Стройка.

1 ч.

18

Праздник бабушек и мам.

1 ч.

19

Лесное царство.

1 ч.

20

Вода в природе.

1 ч.

21

Уроки Айболита.

1 ч.

22

Бытовая техника.

1 ч.

23

Космос.

1 ч.

24

Часы. Счет времени.

1 ч.

25

Цветочный мир.

1 ч.

26

Домашние животные.

1 ч.

27

Весна в природе.

1 ч.

28

Наш друг – книга.

1 ч.

29

Наши игры.

1 ч.

30

Скоро в школу.

1 ч.

В данной программе рассматривается подготовка будущих первоклассников не в одном - двух направлениях (письмо, чтение или чтение, математика), а сразу в нескольких. Многие из существующих программ по подготовке детей к школе содержат материал по обучению детей только чтению, письму, счету. Но ведь умение читать, писать, считать в объеме первого класса только на первых порах “спасает” ребенка и не определяет успешности его дальнейшего обучения. Значительно важнее развитие тех качеств личности будущего школьника, без которых ребенок не может стать учеником и школьником.

Цель программы – подготовка детей к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для них социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей дошкольников.

Программа построена с учетом следующих содержательных линий:

  1. Развитие познавательных способностей детей.
  2. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
  3. Подготовка детей к обучению грамоте, математике.
  4. Расширение знаний об окружающем мире.
  5. Развитие коммуникативных способностей ребенка.

В ходе занятий решались следующие задачи:

1. Формирование навыков учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной активности, стимулирование желания учиться в школе, воспитание организованности.

2. Развитие произвольного внимания, развитие зрительной, слуховой, тактильной и двигательной памяти, развитие воображения.

3. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения обобщения, классификации; развитие наглядно-образного и логического мышления (умение анализировать проблемную ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать логические выводы).

4. Развитие у детей способности к самооценке, самоконтролю при выполнении работы.

5. Развитие мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

6. Развитие фонетического слуха и умения узнавать, выделять и различать фонемы родного языка; совершенствование всех сторон речи.

7. Развитие математических представлений, формирование стойкого образа цифр; совершенствование навыков счета в пределах 10, обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке; закрепление понимания отношений между числами натурального ряда; обучение на наглядной основе составлению и решению простых задач.

8. Развитие представлений об окружающем мире. Формирование понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений к окружающему миру.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, все занятия строились в игровой форме. Высокий познавательный уровень ребенка способствует успешному усвоению школьной программы, поэтому все занятия тематические. Материал занятий представлен в 4 блоках.

Занятие № 1.

Тема: Какая она, школа?

“Азбукознание”

“В мире математики”

“Мир вокруг нас”

“Развивалки”

Знакомство с алфавитом
  • чтение вслух
  • нахождение знакомых букв

Развитие речи

  • беседа о школе, правилах поведения в школе, школьных принадлежностях
  • Игра

“ Волшебный

портфель”

Ориентировка в пространстве
  • понятие “выше”, “ниже”, “вправо”, “влево”

Счёт от 1 до 10

Описание предметов
  • Игра

“Отгадай

предмет по

описанию”

  • Игра

“Из чего что

сделано”

  • Игра

“Найди дорогу

в школу”

Работа с бумагой

складывание

бумаги

гармошкой

Нанизывание бусинок

Занятие № 2.

Тема: Моя семья.

“Азбукознание”

“В мире математики”

“Мир вокруг нас”

“Развивалки”

Знакомство с буквами
  • знакомство с буквами А а и Я я, звуком [a]

Речевая гимнастика

Развитие речи

  • составление рассказа о семье
Ориентировка в пространстве
  • понятия “вниз”, “вверх”, “между”, “за”, “под”, “над”

Счёт от 1 до 10

  • Игра

“Найди 5

отличий”

  • Игра

“Подскажи

словечко”

  • Игра

“Где чей

домик”

  • Игра

“Один – много”

Аппликация

наклеивание геометрических фигур по заданию

“Пришивание пуговиц”

Каждое занятие включало задания и упражнения по развитию интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания, мелкой моторики.

На каждом новом занятии обязательно происходило повторение ранее изученного. Опираясь на повторение пройденного, добавлялась в этот закрепляющий процесс капля новизны.

Задания, которые предлагались будущим первоклассникам, были представлены на отдельном для каждого ребенка листе А-4 формата.

Выполняя задания, дети пользовались простым и цветными карандашами, линейкой; работали с пластилином, цветной бумагой и картоном. Дошколятам очень нравились задания из раздела “Развивалки”, выполняя которые они научились аппликации в технике обрыва и скатывания, узнали, что такое “Танграм”. Самым любимым занятием будущих первоклассников были нанизывание бусинок на мягкую проволоку и “шнуровка”.

Формы проведения занятий были самые разнообразные: игра, путешествие и т.п. На каждом занятии обязательно проводились физкультминутки, пальчиковая гимнастика, а во время переменок подвижные игры.

На последнем занятии детям были вручены “Свидетельства об окончании “Школы будущего первоклассника” и медали победителей.

После окончания обучения детей в “Школе будущего первоклассника” среди родителей был проведен опрос, с целью узнать, что дали занятия будущим первоклассникам, как повлияли на их развитие. Вот один из отзывов: “За время проведения занятий мой ребенок стал более усидчивым, внимательным, появился интерес к школе. Занятия очень понравились. Ребенок с нетерпением ждал субботу”.

И мне, как учителю, очень приятно, что поставленная цель была достигнута.

Литература

1. Готовимся к школе. Для детей 5-6 лет. – М.: “ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003. – 287 с.

2. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Анализ форм и создание образа: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 64 с., илл.

3. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Рисование, аппликация и лепка: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 80 с., илл.

4. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Ко: Академия Холдинг, 2000. – 256с., илл.