Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-анализ текстов, проверка исследовательской работы.
Технология: элементы технологии проблемного обучения.
Цель: показать возможности употребления наречий в текстах разных типов.
Знать: типы наречий, правила написания наречий.
Уметь: определять тип речи, составлять текст определенного типа речи, правильно писать наречия и правильно употреблять их в речи.
Оборудование: слайды, компьютер, доска, мультимедийный проектор.
Ход урока
- Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока
Учитель. Ребята, посмотрите вокруг. Как тепло, ярко, ослепительно светит солнце, как быстро, стремительно, неудержимо растет трава, как весело, неумолчно, радостно щебечут птицы. Вы слышите, сколько наречий я произнесла для того, чтобы описать изменения, происходящие в окружающем мире. Сегодня мы попытаемся проследить, как часто употребляем мы наречия в разных типах речи.
2. Актуализация опорных знаний
Цель: восстановить в памяти сведения о типах речи
Учитель. Давайте вспомним, какие типы речи нам известны, опираясь на таблицу
РАССУЖДЕНИЕ |
ПОВЕСТВОВАНИЕ | ОПИСАНИЕ | |||
Почему нужно учиться? | Как я иду в школу? | Кто я? |
- Работа с текстом повествовательного характера
Цель: отработка речеведческих и правописных навыков
Учитель. Наша жизнь невозможна без солнца. Вот оно медленно поднимается из-за горизонта, стремительно разбрасывает свои яркие лучи — и пробуждается все живое. Перед вами текст о самом невероятном и близком нам чуде — о солнце. Прочтем его.
Задания для работы:
• Прочитайте текст (один ученик читает).
• Докажите, что это текст.
• Определите тип речи (повествование).
• Обоснуйте свое мнение. Обратите внимание на глаголы-действия.
• Может ли этот текст обойтись без наречий?
• Вставьте наречия, пользуясь словами для справок (на лучиках).
• Прочтем текст еще раз.
• Какие изменения в нем произошли с появлением наречий?
Учитель. Теперь мы с вами убедились, что наречия можно прекрасно использовать в текстах повествовательного характера. Наречия помогают сделать речь выразительнее и красочнее, конкретизировать действия.
4. Работа с текстом описательного характера
Цель: отработка речеведческих и правописных навыков
Учитель. Теперь обратимся к другому типу текста. Вставьте наречия в текст.
Этот маленький цветок похож на кусочек солнца, _______________каким образом затерявшийся в траве. Многочисленные белые лепестки___________________блестят, словно лучики,_____________________посылающие ________________себя тепло и свет. ____________они раскрываются, а________________прячут свою красоту. Тоненький стебелек_____________________искривлен от постоянного движения_______________за солнцем, от неукротимого стремления ________________,_______________теплу. Но этот____________________сияющий,___________________пронизанный_______________солнцем цветок, кажется_____________великолепным творением природы.
Задания для работы
- Прочитайте текст (один ученик читает).
- Докажите, что это текст.
- Определите тип речи (описание).
- Докажите свое мнение. Озаглавьте текст.
- Может ли быть этот текст обойтись без наречий?
- Для чего используются здесь наречия?
Теперь мы с вами увидели, что есть тексты, которые не могут существовать без наречий, особенно если это наречия места и времени. Они помогают нам ясно и четко представить описываемый предмет, передают авторское отношение к изображаемому.
5. Работа с текстом-рассуждением
Цель: отработка речеведческих и правописных навыков
Учитель. Как начинается утро? Как восходит солнце? Чем занято оно в течение дня? На все эти вопросы отвечает текст-повествование. Как выглядит цветок, растущий на полянке? Об этом рассказал нам текст-описание. Почему человек стремится к гармонии? Почему каждое явление природы не существует изолированно? Об этом нам расскажет текст-рассуждение.
Задания для работы
- Прочитайте текст (один ученик читает).
- Докажите, что это текст.
- Докажите, что это рассуждение. Найдите тезис, аргументы и вывод.
- Может ли этот текст обойтись без наречий?
- Для чего используются здесь наречия? (Данный текст содержит много наречий образа действия, которые необходимы для доказательности тезиса).
- Раскройте скобки, подчеркните наречия как члены предложения.
6. Подведение итогов урока
Учитель. Итак, сегодня мы с вами повторили правило написания наречий и выяснили, что наречия используются в разных типах речи. Давайте вспомним типы речи с помощью стихотворений:
Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути.
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы ______________(повествование)
Волшебная палочка — чудо блестящее,
Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание.
Этот текст называем мы _____________(описание)
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте _______________(рассуждение)
7. Домашнее задание
Упражнение
Вставьте пропущенные буквы. Определите тип речи
Источник добра найдеш_ _ повсюду. Солнце не ждет, пока ты попросиш_ _, чтобы оно послало на землю свой луч_ . Оно оказывает помощ _ нам светом и теплом и не ждет благодарности. Так же поступай и ты, делай все доброе, что зависит от тебя, и не ожидай, что тебя об этом кто-нибудь попросит.
Сберечь тепло в себе сможеш_ _, если будешь не колюч_ , как кактус, а могуч_ , как огромный дуб, если откроеш свое сердце настеж и поделиш_ся добром с другими. Мудрый человек любит всех ближних своих, не выясняя, кто из них хорош_.
Совершай добро, пока существуеш__.
Фрагменты анализа урока
1 . Какая технология использовалась на уроке? В чем ее преимущества? |
На уроке использовалась технология проблемного обучения, способствующая раз витию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. |
2. В чем заключались особенности вида урока? | Вид урока — урок анализ текста. В процессе урока учащиеся анализировали тексты различных типов речи, выявляя при этом роль и место в них наречий. Например, было выяснено, что в текстах повествовательного характера особую роль играют наречия места и времени, а в текстах описательного характера — наречия образа действия |
3. Как решались на уроке познавательные задачи? | При решении орфографических задач учащиеся пользовались справочником (списком наречий). Эта работа была направлена на формирование умения ориентироваться в содержании словаря. При решении задач по построению текстов учащиеся демонстрировали умение самостоятельно строить высказывание на определенную тему по опорным словам. |
4. Как обеспечивалась занимательность урока? | Развитию мыслительной активности была подчинена нестандартная форма заданий, интересный иллюстративный материал. |
5. Как связано с содержанием урока домашнее задание? | Текст для домашнего задания был подобран с учетом рассмотренных на уроке текстов и был направлен на решение не только обучающих, но и воспитательных задач. |