Урок русского языка по теме "Употребление наречий в речи"

Разделы: Русский язык


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-анализ текстов, проверка исследовательской работы.

Технология: элементы технологии проблемного обучения.

Цель: показать возможности употребления наречий в текстах разных типов.

Знать: типы наречий, правила написания наречий.

Уметь: определять тип речи, составлять текст определенного типа речи, правильно писать наречия и правильно употреблять их в речи.

Оборудование: слайды, компьютер, доска, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, посмотрите вокруг. Как тепло, ярко, ослепительно светит солнце, как быстро, стремительно, неудержимо растет трава, как весело, неумолчно, радостно щебечут птицы. Вы слышите, сколько наречий я произнесла для того, чтобы описать изменения, происходящие в окружающем мире. Сегодня мы попытаемся проследить, как часто употребляем мы наречия в разных типах речи.

2. Актуализация опорных знаний

Цель: восстановить в памяти сведения о типах речи

Учитель. Давайте вспомним, какие типы речи нам известны, опираясь на таблицу

РАССУЖДЕНИЕ

  ПОВЕСТВОВАНИЕ   ОПИСАНИЕ  
Почему нужно учиться?   Как я иду в школу?   Кто я?  
  1. Работа с текстом повествовательного характера

Цель: отработка речеведческих и правописных навыков

Учитель. Наша жизнь невозможна без солнца. Вот оно медленно поднимается из-за горизонта, стремительно разбрасывает свои яркие лучи — и пробуждается все живое. Перед вами текст о самом невероятном и близком нам чуде — о солнце. Прочтем его.

Задания для работы:

• Прочитайте текст (один ученик читает).

• Докажите, что это текст.

• Определите тип речи (повествование).

• Обоснуйте свое мнение. Обратите внимание на глаголы-действия.

• Может ли этот текст обойтись без наречий?

• Вставьте наречия, пользуясь словами для справок (на лучиках).

 

 • Прочтем текст еще раз.

• Какие изменения в нем произошли с появлением наречий?

Учитель. Теперь мы с вами убедились, что наречия можно прекрасно использовать в текстах повествовательного характера. Наречия помогают сделать речь выразительнее и красочнее, конкретизировать действия.

4. Работа с текстом описательного характера

Цель: отработка речеведческих и правописных навыков

Учитель. Теперь обратимся к другому типу текста. Вставьте наречия в текст.

Этот маленький цветок похож на кусочек солнца, _______________каким образом затерявшийся в траве. Многочисленные белые лепестки___________________блестят, словно лучики,_____________________посылающие ________________себя тепло и свет. ____________они раскрываются, а________________прячут свою красоту. Тоненький стебелек_____________________искривлен от постоянного движения_______________за солнцем, от неукротимого стремления ________________,_______________теплу. Но этот____________________сияющий,___________________пронизанный_______________солнцем цветок, кажется_____________великолепным творением природы.

Задания для работы

  • Прочитайте текст (один ученик читает).
  • Докажите, что это текст.
  • Определите тип речи (описание).
  • Докажите свое мнение. Озаглавьте текст.
  • Может ли быть этот текст обойтись без наречий?
  • Для чего используются здесь наречия?

Теперь мы с вами увидели, что есть тексты, которые не могут существовать без наречий, особенно если это наречия места и времени. Они помогают нам ясно и четко представить описываемый предмет, передают авторское отношение к изображаемому.

5. Работа с текстом-рассуждением

Цель: отработка речеведческих и правописных навыков

Учитель. Как начинается утро? Как восходит солнце? Чем занято оно в течение дня? На все эти вопросы отвечает текст-повествование. Как выглядит цветок, растущий на полянке? Об этом рассказал нам текст-описание. Почему человек стремится к гармонии? Почему каждое явление природы не существует изолированно? Об этом нам расскажет текст-рассуждение.

 Задания для работы

  • Прочитайте текст (один ученик читает).
  • Докажите, что это текст.
  • Докажите, что это рассуждение. Найдите тезис, аргументы и вывод.
  • Может ли этот текст обойтись без наречий?
  • Для чего используются здесь наречия? (Данный текст содержит много наречий образа действия, которые необходимы для доказательности тезиса).
  • Раскройте скобки, подчеркните наречия как члены предложения.

6. Подведение итогов урока

Учитель. Итак, сегодня мы с вами повторили правило написания наречий и выяснили, что наречия используются в разных типах речи. Давайте вспомним типы речи с помощью стихотворений:

Мы быстро оделись и бодро пошли,

Вдруг встретили маму на нашем пути.

Шла из школы она после собрания.

Этот текст называем мы ______________(повествование)

Волшебная палочка — чудо блестящее,

Новая, яркая и настоящая.

С ней легче исполнить любое желание.

Этот текст называем мы _____________(описание)

Для чего этот мир? Почему я такой?

Зачем это солнце блестит надо мной?

На эти вопросы ответ, без сомнения,

Найдете вы в тексте _______________(рассуждение)

7. Домашнее задание

Упражнение

Вставьте пропущенные буквы. Определите тип речи

Источник добра найдеш_ _ повсюду. Солнце не ждет, пока ты попросиш_ _, чтобы оно послало на землю свой луч_ . Оно оказывает помощ _ нам светом и теплом и не ждет благодарности. Так же поступай и ты, делай все доброе, что зависит от тебя, и не ожидай, что тебя об этом кто-нибудь попросит.

Сберечь тепло в себе сможеш_ _, если будешь не колюч_ , как кактус, а могуч_ , как огромный дуб, если откроеш свое сердце настеж и поделиш_ся добром с другими. Мудрый человек любит всех ближних своих, не выясняя, кто из них хорош_.

Совершай добро, пока существуеш__.

 Фрагменты анализа урока

1 . Какая технология использовалась на уроке? В чем ее преимущества?

На уроке использовалась технология проблемного обучения, способствующая раз витию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников.

2. В чем заключались особенности вида урока?

Вид урока — урок анализ текста. В процессе урока учащиеся анализировали тексты различных типов речи, выявляя при этом роль и место в них наречий. Например, было выяснено, что в текстах повествовательного характера особую роль играют наречия места и времени, а в текстах описательного характера — наречия образа действия

3. Как решались на уроке познавательные задачи?

При решении орфографических задач учащиеся пользовались справочником (списком наречий). Эта работа была направлена на формирование умения ориентироваться в содержании словаря. При решении задач по построению текстов учащиеся демонстрировали умение самостоятельно строить высказывание на определенную тему по опорным словам.

4. Как обеспечивалась занимательность урока?

Развитию мыслительной активности была подчинена нестандартная форма заданий, интересный иллюстративный материал.

5. Как связано с содержанием урока домашнее задание?

Текст для домашнего задания был подобран с учетом рассмотренных на уроке текстов и был направлен на решение не только обучающих, но и воспитательных задач.