Тема: “Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам”.
Цель: Закрепить умение задавать вопросы к словам – предметам, выделять тематические группы и давать им общее название, развивать речь, внимание, память.
Оборудование: компьютер, диапроектор, DVD “Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык. 2 класс”, карточки, картинки предметов.
- Организационный момент. Настрой на урок.
Раз, два, три! Слушай и смотри!
Три, два, раз! Мы начнем сейчас!
(Дети сопровождают текст движениями: хлопки, показывают уши, глаза). - Игра на развитие внимания “Муха”
У. Следите глазками за движением “мухи”.1 клетка вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – вправо, 1 – вниз, 2 – влево.
О | Ц | К |
М | · |
П |
С | Н | У |
Где остановилась “муха”?
Д. Буква С.
У. Эта буква будет нашей гостьей на минутке чистописания.
- Минутка чистописания.
Сс Сс Сс (полстрочки)
Сса Ссао Ссаоу (определите последовательность букв в цепочке и продолжите) - У. Какие слова вы можете составить из букв таблицы?
- Слайд 2. Назовите предметы. Сколько их?(10)
- Слайд 3(1 ) Расставить слова в алфавитном порядке. Повторение алфавита.
- Слайд 4 . Разбить слова на группы (кто? что?)
- Работа по карточкам. (3 варианта)
У. Возьмите карточку. Выполните задание, внимательно прочитав задание.
Дети из группы слов на карточке выбирают имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что? Записывают их в тетради и дают общее название полученной группы. - вариант
- вариант
- вариант
- Слайд 5. Словарная работа.
- Слайд 6 . Вставь пропущенные буквы.
- Слайды 7,8. Многозначные слова.
- Итог урока.
Д. Сом, сон, суп, ком, сук.
У. Что это за слова?
Д. Имена существительные.
У. На какие вопросы отвечают эти слова?
Д. Кто? что?
У. Сегодня на уроке мы продолжим работу с
именами существительными, а поможет нам знакомый
Еж. (Работа с мультимедийным учебным пособием
“Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс.”)
Весы, игла, лев, нож, оса, пень, свеча, торт, утка, щука.
(Один ребёнок за компьютером выбирает слова, отвечающие на вопрос кто?, другой - что?)
Выпиши слова, отвечающие на вопрос кто? Напиши общее название полученной группы.
Кролик, ромашка, осина, воробей, карась, липа, шмель, укроп. (Животные)
Выпиши слова, отвечающие на вопрос что? Напиши общее название полученной группы.
Кролик, ромашка, осина, воробей, карась, липа, шмель, укроп. (Растения)
Выпиши слова, отвечающие на вопрос что? Напиши общее название полученной группы.
Кролик, лопата, пила, воробей, карась, топор, шмель, молоток. (Инструменты)
Коллективная проверка.
ФИЗМИНУТКА
У. Я буду показывать картинки с предметами. Вы должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, если слово отвечает на вопрос кто? Вы должны присесть, если слово отвечает на вопрос что? (Собака, дерево, чашка, дети и т.д.)
Слова рассыпались, их нужно восстановить.
1 слово восстанавливает учитель, остальные слова
– дети.
Чтение стихотворения, объяснение написания слов с пропущенными буквами.
У. Как можно озаглавить стихотворение?
Д. “Овощи”.
У. На какой вопрос отвечает это слово?
Д. Что?
У. А какое слово в стихотворении отвечает на вопрос кто?
Д. Хозяйка.
У. Запишите 3 слова – названия овощей по
памяти.
Дети записывают слова, ставят ударение, подчеркивают опасное место.
Знакомство со значениями слова “кошка”.
У. К какому слову поставим вопрос кто?
Д. Кошка – название животного.
Распознавание многозначных слов.
У. Что понравилось на уроке? Кто может о себе сказать, что умеет ставить вопросы к словам-предметам?
Спасибо за работу!