Цели:
Образовательные: наблюдать над словами, имеющими противоположное значение; ввести термин “антонимы”; закрепить знания о синонимах; учить использовать их в речи.
Развивающие: способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Воспитывающие: прививать навыки воспитанного человека (вежливость, внимательность, аккуратность).
Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс под редакцией С.И.Иванова; плакаты с изображением домиков; карточки.
Ход урока
I. Оргмомент.
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного.
Проведем работу под девизом: “Думай медленно – работай быстро”.
- Как вы понимаете эту пословицу?
II. Словарная работа.
Начнем урок со словарной работы
(слова на доске)
декабрь мороз русский молоко холод
Инструктаж:
1) Запишите слова в тетрадь;
2) Поставьте знак ударения;
3) Что объединяет эти слова? (Из словаря)
4) Найдите лишнее. ( Холод – не словарное слово, русский – прилагательное, все слова по 2 слога, молоко – 3 слога).
Составьте повествовательное предложение с любым из них. Запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.
III. Изучение нового.
1) Вдумаетесь в значения данных слов. Найдите слова близкие по значению. (Мороз и холод)
- Как такие слова называются? (Синонимы)
- Что можете о них рассказать? (Слова-приятели)
- Подберите к словам синонимы.
детвора – (малыши, ребята, дети)
метель – (вьюга, буран, пурга)
светятся – (сияют, сверкают, мерцают)
Синоним с древнегреческого языка означает одноименный
син – один
оним – имя
А греческом языке есть слово анти оно означает против.
Догадайтесь, как будут называться слова противоположные по значению. (Антонимы)
Поищем слова антонимы.
друг – веселый -
тепло - счастье –
- Сформулируйте правило, что такое антонимы?
- Проверим себя. Откройте учебник стр. 60. Прочитайте правило.
Вернемся к теме нашего урока. Какой новый термин сегодня на уроке вы узнали? (антоним)
- Скажите, а есть ли в девизе нашего урока слова антонимы?
IV. Проблема.
- Где чаще всего антонимы встречаются? (В пословицах, девиз)
- Почему мы употребляем антонимы в речи? Нужны ли они?
1) В пословицах:
Ученье свет, а не ученье тьма.
2) В загадках:
Днем спит
Ночью летает
И прохожих пугает.
3) В стихах:
Инсценировка стихотворения В.Орлова “Спор”.
Жила плохая девочка,
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
- Ну да!
Вот это выдумки!
- Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая
Когда она плохая!
- И ничего не выдумки!
Она была хорошая,
- И ничего не выдумки!
Она была плохая!
Она была хорошая,
Когда была послушная,
Когда она не слушалась
Она была плохая.
Воспитательная беседа.
- Как видите, о человеке судят по его поступкам и делам. Поэтому, чтобы о вас всегда говорили только хорошее, что нужно помнить?
4) – А сколько в сказках встречается антонимов? (Выставка книг)
избушка ледяная – лубяная
рукодельница – ленивица
маленькие – большие крышечки и т.д.
Книги: Заюшкина избушка. Русская народная сказка.
Морозко. Русская народная сказка.
Всем вам крышка. Э.Шим.
Подведем итоги.
- Где же чаще всего встречаются антонимы? (А пословицах , загадках, стихах, сказках)
- Почему мы употребляем антонимы в речи? Для чего? (Для того, чтобы речь наша была точной, правильной, красивой).
V. А теперь попробуем находить антонимы.
На доске: день – ночной
добрый – злой
работать – отдых
- Как вы думаете, это антонимы? (Нет. Антонимы должны быть одной частью речи и отвечать на один и тот же вопрос.)
VI.Закрепление.
Найди пару
холод
худой
белый
плюс
греть
маленький
VII. Работа по учебнику. (стр.61 №3) Соединить пары карандашом.
VIII. Работа в парах.
Подобрать нужную карточку
IX. Итог урока.
Продолжите предложение
Я узнал:
Я научился:
Сейчас я проверю, чему вы научились.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь ...(пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты… (нашел)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай…(конец).
Не дорого начало, похвален конец.
Молодцы, дети, хорошо работали.