Артикуляционная гимнастика с детьми 5–8 лет "Сказка про язычок" (по мотивам русской народной сказки "Теремок")

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

1. Развивать подвижность языка, укреплять его мускулатуру;

2. Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка;

3. Развивать мышечную силу и подвижность губ;

4. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена;

5. Преодолевать спастичность языка путем релаксации.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, чувства ритма, тонкой моторики;

2. Развитие интереса к народному творчеству;

3. Обогащение активного словаря.

Оборудование: индивидуальные зеркала, чистые носовые платочки или салфетки, сюжетные картинки к сказке ТЕРЕМОК.

Ход занятия

1. Выяснить у детей, какие сказки они знают. На доске изображение русской бревенчатой избы. Спросить, угадали ли сказку, которую они не только услышат, но и сами покажут.

2.

Мы попали на чудесную поляну. Представьте, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью пальчиков. Понюхайте их. А вот мимо пролетают бабочки (ладошками к лицу, зацепиться большими пальцами, “Помахать” крыльями).

Вы удивились? Покажите, как вы удивились. А теперь улыбнитесь.

Сожмите кулачки.

Чок-чок-чок –

Открываем сундучок.

Ди-ди-ди-

Сказка в гости приходи!

1.Стоял в поле теремок – теремок, (слайд (см. презентацию))

Он не низок,

Не высок

2. бежала мышка – норушка, (сл.)

Увидала теремок, постучалась,

Взошла на крыльцо,

Опять постучалась,

Вошла и стала жить. (сл.)

3. скакала лягушка – квакушка, (сл.)

Увидала теремок, запрыгнула на забор, (сл.)

Посмотрела вправо-влево,

спрыгнула с забора , (сл.)

обошла теремок,

увидала дверь,

постучалась.

Высунулась из окна мышка-норушка, (сл.)

Посмотрела вверх, вниз, направо, налево,

Увидала лягушку-квакушку,

Удивилась. ОО!

Пригласила её в гости.

4. стала мышка лягушку чаем угощать: (сл.)

Налила чай в чашечку, чай горячий, подуйте.

Положила в него лимон. (сл.)

Предложила сладкого варенья. (сл.)

Угостила пирогами (сл.)

С грибами.

После угощения

5. предложила мышка поиграть. (сл.)

Физ – мин

Стоит – стоит наш дом,

Живут зверюшки в нём,

Кто нам их укажет,

Пусть нам их покажет.

(дети с закрытыми глазами выбирают картинку с изображением животного – волк, лиса, медведь, лошадь, воробей, заяц, … - затем имитируют движения, изображая этого животного)

6. тут и вечер подошёл,

Глазки закрываются,

Мышцы расслабляются.

Стала лягушка зевать.

Оставила мышка гостью ночевать. (сл.)

7. наступило утро, выглянули они в окошко, (сл.)

Посмотрели вправо, влево, вверх, вниз.

Не хотелось мышке расставаться с лягушкой, предложила она остаться и жить вместе.

Весело зажили зверюшки:

Вместе за грибами ходили, (сл.)

Воду в чашечках носили, (сл.)

В теремке прибирались.

 

Вдвоём весело и перед врагами не страшно. (сл.)

Вот и сказке конец, а кто слушал и показывал – молодец.

Получай леденец.

(детей угостить леденцами)

Яз. Вперёд, руки домиком

Яз вниз

Яз вверх

Яз вправо-влево

Д-д-д

Яз на верхнюю губу

Д-д-д

 

Губы в улыбке

Заборчик

Яз вправо-влево

Заборчик. Яз за нижние зубы

Круговые движения по зубам

Рот овалам

Д-д-д

Яз высунут

Яз вверх, вниз…

Губы в улыбке

Рот кружочком

 

 

Чашечка

мимика “лимон”

Сладкое варенье

трубочка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упр. на релаксацию

 

Рот откр – закр.

 

 

Яз высунут

Яз вправо, влево,…

 

 

Грибочек

Чашечка

Кисточка, “подмети пол”,

“протри стены”

3. Дома: показать эту сказку родителям.

Литература

1. Русская народная сказка ТЕРЕМОК

2. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, “Просвещение”, 1981 г.

3. Э.Л. Сухарева. Учим играя. Ярославль, “Полиграфия”, 1992 г.