Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Мной была составлена программа по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции.

Программа состоит из комплекса занятий. Предлагаемый комплекс занятий предназначен для работы с учащимися младшего школьного возраста и направлен на обучение детей способам эмоциональной саморегуляции.

Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста.

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

В основу комплекса занятий положена программа формирования эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы Н.П.Слободяник “Шаг навстречу” (2004); также использовались элементы из комплекса занятий по эмоциональному развитию детей 5-10 лет автора И.О.Карелиной (2006); упражнения из книги М.И Чистяковой “Психогимнастика” (1990); эмоционально развивающие игры из сборника Т.Л. Шишовой “Застенчивый невидимка”(1997).

Обоснование программы:

Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сенситивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее “я” в формах, приемлемых для окружающих людей, то специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.

Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.

Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, однако в практике обучения учащихся начальных классов в качестве механизма саморазвития личности используется недостаточно; отсутствует система работы по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции.

Данная программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения.

Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.

Задачи программы:

  • формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
  • развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
  • совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;
  • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  • развитие умения слушать других людей;
  • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
  • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
  • снятие негативных импульсов;
  • формирование позитивной моральной позиции.

Адресат: учащиеся младших классов.

Продолжительность: 15 занятий; один раз в неделю, по группам 6-8 человек; длительность занятия 40 минут.

Структура занятий:

1. Вводная часть. Мимическая гимнастика.

  • знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;
  • работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.

2.Основная часть. Работа по теме занятия.

  • рассказ учителя по теме занятия;
  • вопросы для обсуждения;
  • психологические игры и упражнения.

3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.

  • снятие психо-эмоционального напряжения;
  • рефлексия.

Полностью текст программы по формированию у младших школьников навыков эмоциональной саморегуляции представлен в Приложении 1.

Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: “Гномы настроений”, “Пиктограммы основных эмоциональных состояний”, бланки “Дневник настроений” для каждого учащегося представлены в Приложении 2.

Программу по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции, можно в полном объеме использовать в начальных классах во внеурочной работе, введенной в школах по Новому стандарту начального образования.

Элементы данной программы можно использовать на уроках курса “Окружающий мир” в 1-4 классах в разделе “Человек” по таким темам: “Как ты воспринимаешь мир”; “Эмоции и темперамент”; “Твое настроение” и т.п.

Данная программа может использоваться в образовательных учреждениях в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Программа составлена и апробирована мной с учащимися начальных классов школы № 50 г.о. Самара. Фрагменты работы по данной программе представлены в презентации в Приложении 3.