"Хотите стать физиками - учите математику". И.Кант
В ходе урока решаются следующие методические задачи:
- Самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность учащихся работающих в группах над поставленным заданием;
- Умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;
- Развитие кругозора учащихся, владение культурой общения, умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат;
- Умение распределять роли (обязанности) для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера команды.
- "Награды" команды могут получать в виде оценки их совместной деятельности, если они превзойдут установленный для них критерий.
- "Индивидуальная" ответственность каждого означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды, следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему партнеру в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
- Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей команде, которые он зарабатывает путем улучшения своих результатов. Стараясь, изо всех сил - и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов. Это позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку", т.е. воспитывается чувство ответственности за коллектив.
- Использование межпредметных связей: физики и математики.
Тип урока:
Урок-соревнование: закрепления знаний, умений, навыков.Весь класс делится на команды по 3 человека в каждой. Задания либо индивидуальные, либо командные. Задания проецируются на экране. На выполнение каждого задания отводится определённое время. Каждое задание оценивается баллами. Жюри (учитель математики) получает листы с правильными ответами и за то время пока идёт очередной конкурс проверяет работы учащихся, заполняет таблицу результатов (Приложение) и объявляет количество набранных командами баллов. Урок представлен в виде презентации, выполненной в Power Point. Каждый слайд появляется на экране по щелчку.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.Приборы:
вольтметр, амперметр, реостат, резистор, источник тока.Ход урока
Слайд 1 | Наш урок - это систематизация и
обобщение знаний полученных при изучении темы -
"Электрические явления" а также повторение
прямой и обратной пропорциональности из курса
алгебры 7 класса. Записали число, классная работа и тема урока: Электрические явления в физике и пропорциональность в математике. Проведём его в виде соревнования между двумя командами. От активности каждого, зависит успех всей команды. На этом уроке вы не только вспомните основы данной темы, но и сможете выявить пробелы в своих знаниях. Надеемся, что команда поможет устранить каждому из вас пробелы в своих знаниях, если они есть. За урок каждый может получить несколько оценок. Все участники команды победительницы получат оценку - 5, а участники команды занявшей второе место - 4. по физике и по математике. А также индивидуальную оценку за активную работу и верные ответы. |
Слайд 2 | Проверим ваши знания по данной теме в виде выполнения заданий (по слайдам презентации); умения разрешать проблемные ситуации, работать самостоятельно, проверим правописание физических терминов по данной теме и знание физических приборов, а также решение задач. |
Слайд 3 | На дом вам было задано три задачи, послушаем их решение. Один из учащихся комментирует вслух решение первой задачи, второй ученик вторую задачу и т.д. Сверяем ответы. |
Слайд 4 | Двум группам предлагаются задания в
котором нужно к каждой физической величине
написать ее буквенное обозначение и единицы
измерения. (мах. колич. баллов 5). |
Слайд 5 | Данный слайд позволяет быстро проверить предыдущее задание. |
Слайд 6 | В двух ячейках написаны буквенные обозначения физических величин. Ученикам предлагается в группах составить формулы и записать их в тетрадь. (мах. колич.бал. -5). |
Слайд 7 | При проверке формул ученики от групп не только называют формулы, но и поясняют их физический смысл. |
Слайд 8 | В физической эстафете левая колонка это задание первой группе, правая колонка задание второй группе. Задание выполняется письменно в тетрадях. Данное задание позволяет закрепить знание формул, условных обозначений электрической цепи, развивает логическое мышление. |
Слайд 9 | При проверке физической эстафеты ученики вносят исправления в тетрадь. Работа оценивается по пятибалльной шкале. |
Слайд 10 | Каждой группе предлагается оторвать у ромашки по три лепестка на которых будут написаны физические величины, приборы, элементы электрической цепи. Дать определение величины, назвать физические приборы, сказать о их применении и о порядке включения. (мах. колич.бал.- 5). |
Слайд 11 | Группы соревнуются в том, кто решит три задачи быстрее и правильно. Необходимое условие -решить должен каждый в группе. Работа оценивается по пятибалльной шкале. |
Слайд 12 | Вслух комментируем решение задач и проверяем на экране. |
Слайд 13 | Эту часть урока проводит учитель
математики При решении графических задач очень важно повторить материал курса алгебры 7 класса прямую и обратную пропорциональность. Для этого предлагается данный слайд. Работа оценивается по пятибалльной шкале. |
Слайд 14 | При проверке ученики комментируют решение и вносят исправления в тетрадь. |
Слайд 15 | 3-я четверть - четверть повторения. Вам предлагается решить задачу на движение. |
Слайд 16 | Проверяем и делаем вывод. |
Слайд 17 | Что быстрее всего? - Ум. Что мудрее всего? - Время. Что приятнее всего? - Достичь желаемого. Фалес Я думаю, мы с вами достигли желаемого - повторили и обобщили знания методов решения физических задач, еще раз убедились, что при рассмотрении многих явлений и процессов на уроках физики нужны знания математики. Вместе с тем и для изучения математики необходимы прочные и глубокие знания физики. Подводим итог урока. Выставляем оценки. |
Слайд 18 | Домашнее задание: параграфы 32-50.
Повторить формулы по теме "Электрические
явления". Каждый получает карточку с задачами. |