В Федеральном законе РФ “О Дополнительном образовании” (гл. 1, ст. 1) дано достаточно четкое определение: “Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства”.
Участие детей в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Решающую роль играет положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Занятость детей в свободное время содействует развитию самоорганизованности, самодисциплины; дети учатся самостоятельно планировать свое время. Развитие этих и других важных умений возможно только в результате личного опыта ребенка, полученного им в процессе активной включенности в разнообразные виды деятельности.
Уникальная роль Дополнительного образования детей и молодежи, заключается в создании оптимальных условий для разностороннего развития и раскрытия профессиональных и творческих способностей личности. Показатель успеха в педагогическом процессе – это радость детей от узнавания, когда детская любознательность перерастает в увлечённость, способность к созиданию, когда ребёнок осваивает методы познания и творчества, методы новых, нестандартных решений. В эпоху информационного засилья актуально именно увлечь и подобрать средства по индивидуальности, научить избавляться от информационного мусора, научить пробовать и экспериментировать, не уподобляясь слепому котенку, переломить боязнь новых технологий и средств, помочь приспособить полученные ранее навыки под современные реалии.
В настоящее время очень многие политики, педагоги и философы, ученые и писатели много говорят и пишут о необходимости социально-культурной реабилитации, духовного возрождения, духовного развития, пропагандируя “вечные ценности” как основы здорового общества, семьи, индивидуума. На подрастающем поколении болезненно сказываются издержки проводящихся социально-экономических реформ. Между тем через систему дополнительного образования, основанную на деятельности по интересам, можно значительно усилить нравственное влияние на питомцев, ненавязчиво подводя детей к решению сложных проблем, формируя нравственную позицию ребёнка. Обращаясь к внутреннему миру ребенка можно раскрыть его творческий, духовный потенциал, помочь обрести стержень, внутреннюю силу.
Учреждения ДО детей находятся под руководством системы образования, культуры, спорта, различных общественных организаций, органов по делам молодежи. Главные характеристики государственной системы ДО – общедоступность и бесплатность. В муниципальных учреждениях ДО детей плата за обучение производится также посредством реализации именных “Сертификатов на Дополнительное образование”.
Помимо непосредственно образования и воспитания, социально-педагогическая компонента присутствует во многих областях жизнедеятельности людей.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность включает в себя и профориентацию, и обучение психологии общения, психологические тренинги, волонтерскую и проектную социальную деятельность и т.п. Важными направлениями является работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогическая защита прав ребёнка, социально-педагогическая поддержка семьи, социально педагогическая коррекция и реабилитация.
1. Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: (По итогам научно-практической конференции) // Внешкольник. – 2008. – № 11. _ С.55-57
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Б.и., 2009 – 164с.
3. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 2008. – 277с.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 194с.
5. Педагогика / под ред. В.А. Смирнова. М: Академия, 2010. – 357с.