Расселение и размещение населения России. Урбанизация. Миграция

Разделы: География


Цель: изучить особенности размещения населения РФ, формы расселения, миграционные процессы.

Задачи:

Обучающая: продолжить формирование у школьников представлений о населении России; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; сформировать представление о механическом движении населения и связать с представлением о естественном движении; факторах, влияющих на него. Выявить закономерности в размещении населения России и причины, их обусловливающие. Изучить типы поселений, функции городов. Усвоить понятие ''урбанизация'' .Продолжить формирование у учащихся общенаучных умений работать со статистическими сведениями, представленными в различных формах (в виде таблицы, диаграммы); продолжить формирование у учащихся умения работать с основным источником географической информации - картой; продолжить формирование умений работать с контурной картой.

Развивающая: способствовать развитию мотивационно-потребностной (формирование познавательного интереса) и эмоционально-волевой сфер личности учащихся; развитие речевых умений; развитие познавательных процессов (внимание, память, логическое мышление, воображение).

Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к своей Родине (патриотическое воспитание); формированию чувства сострадания, терпимости и готовности помочь (на примере материала о людских потерях в ходе насильственного выселения людей); формирование чувства аккуратности (при работе с к/к); формирование бережного отношения к природе (экологическое воспитание).

Оборудование: тематические карты атласа, таблички с новыми терминами.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, математика.

Этап урока, время, методы и приемы.

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент.

2 мин.

Организация условий для работы учащихся: приветствие, мотивирование на предстоящую на уроке работу. Приведение в порядок рабочих мест, приветствие.

 

Актуализация знаний.

1 мин.

Фронтальная работа с учащимися.

''Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии''. ''О численности и воспроизводстве населения''.
Проверка Д/з.

+ беседа по не рассмотренным на уроке вопросам пройденного материала.

Репродуктивный + частично-поисковый метод (эвристическая беседа с опорой на жизненный опыт).

10 мин.

Фронтальная работа.

Ответьте устно на вопросы (по материалу, рассмотренному на предыдущем занятии):

Какова численность населения России в настоящее время? Какое место в мире по численности населения занимает наша страна?

Какова тенденция изменения численности населения РФ в последние годы (5 лет)?

Что называется естественным приростом?

Какие факторы оказывают влияние на естественный прирост и изменение численности населения страны (региона) в целом?

По рис. 11 в учебнике ответьте устно на следующие вопросы:

Что показывает половозрастная пирамида?

В каком возрасте мужчины численно преобладают над женщинами?

С чем связан численный перевес женщин над мужчинами после 40 лет?

Почему в 1931-1936 гг. наблюдалось снижение рождаемости и увеличение детской смертности?

Почему в 1962-1971 гг. наблюдалось снижение рождаемости?

Когда можно ожидать следующее подобное снижение количества родившихся?

Изучение нового материала. 20 минут.

Объяснительно-иллюстративный метод.

''Запишите в тетради дату и тему сегодняшнего занятия: Расселение и размещение населения России. Урбанизация. Миграции''.

''Давайте определимся в 1-м понятии. Вы уже встречались с понятием ''расселение'' на одном из предыдущих занятий. Вспомните, что это такое? Верно. Запишите: ''Расселение - это:

  • процесс заселения территории.
  • результат этого процесса, т. е. совокупность населенных пунктов на данной территории.

Сегодня мы будем употреблять это понятие именно во втором значении.

Населенный пункт = поселение. Поселение - компактно застроенный участок с необходимым оборудованием для жизни и работы людей. Проговариваю это определение.

''Выделяется 2 типа поселений: городские и сельские''.

При ''переходе'' от села к городу происходят следующие изменения: уменьшается доля с/х и увеличивается доля промышленных функций; увеличивается плотность застройки и ее этажность; возрастает число учреждений сферы услуг, они становятся более специализированными; растет разнообразие мест приложения труда; усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей.

Первые города появились на Руси еще в 1 тысячелетии. Древнюю Русь называли Гардарикой - страной городов. До нашествия монголов на Руси насчитывалось около 300 городов. Где создавались наиболее крупные из них?

Записывают в тетрадях тему.

''Расселение - это процесс заселения территории''.

Записывают определение.

Слушают определение (записывать необязательно).

Записывают типы поселений.

Слушают рассказ учителя.

'На реках, торговых путях''.

  Позднее по мере колонизации новых территорий создавались города в виде острогов-крепостей. При Екатерине Вел. Было создано более 500 городов. В советское время - более 600 (В осн. пром. центров). Закрытые города.

''Давайте теперь выясним, какой населенный пункт может называться городом. Как Вы думаете?''

Даю определение: '' Город (в РФ) - населенный пункт численностью не менее 12 тыс. человек, в котором 85% жителей не связаны с работой в сельском хозяйстве, т. е., являются рабочими и служащими''.

''Соответственно, если в нас. п-те проживает более 12 тыс. чел., но хотя бы 20% жителей занято в с/х, городом такое поселение назвать нельзя. Аналогично: если более 85%

Высказывают предположения. Записывают определение в тетрадь.

Слушают.

 

 

населения поселения не занято в с/х, но всего в поселении проживает более 3 тыс. чел., то это поселение не город, а поселок гор. типа. Запишите: Поселок городского типа - аналогично определению города, но с населением не менее 3 тыс. человек''. Поселки г.т. быстро растут в районах нового освоения на севере и востоке.

Города различают по функциям: промышленные (Набережные Челны), транспортные (город-порт Мурманск), научные центры, города-курорты, исторические и культурные центры (Суздаль) и т. д. Но большинство городов многофункциональные.

Также города можно классифицировать и по численности жителей:

малые (до 20 тыс.);

средние (до 100 тыс.);

большие (более 100 тыс.);

крупные (более 250 тыс.);

крупнейшие (более 500 тыс.);

города-миллионеры (более 1 млн. чел.).

К какому типу относится Бийск?

В 1930-е гг. в России было 2 города-миллионера - М. и С. - П. В 2000 г. их стало 13. Найдите их на карте. Дома отметьте эти города на к/к.

Вокруг крупнейших и крупных городов, а, тем более, вокруг городов-миллионеров, всегда образуются более мелкие, например, города Подмосковья. Со временем эти города разрастаются, сближаются с Москвой, некоторые становятся частью Москвы. Образуются городские агломерации. Попробуйте дать им определение.

Определите крупнейшие агломерации (по картам атласа и картосхемам в учебнике). Назовите три самые крупные агломерации в России. Как влияет город на жизнь людей? ''Культурный шок''.

Запишите новое понятие:

Урбанизация - рост городов, увеличение численности городского населения, широкое распространение городского образа жизни.

Как влияет урбанизация (город) на состояние природы? Какие в городе создаются экологические ситуации?

Какие преимущества имеет жизнь в сельской местности? Одинаковы ли образ жизни, труд, сельские поселения в тундре, тайге, степной зоне?

''Давайте посмотрим, как изменялось во времени соотношение между сельским и городским населением. На рис. 16 - график изменения соотношения городского и сельского населения. Что Вы можете сказать о соотношении сельчан и горожан?

Рассмотрим следующий вопрос - размещение населения России. Посм. на карту плотности населения: равномерно ли размещено население? Рассчитайте среднюю плотность населения России. Где плотность наибольшая? Где наименьшая?

Рассмотрите рис. на странице 54. Вывод: По особенностям расселения людей, плотности населения, преобладающим типам населенных пунктов, степени хозяйственного освоения в России различают две главные зоны расселения: основная зона и зона Севера. Можно выделить также аридную зону. Д/з: на к/к нанести зоны расселения.

Переходим к рассмотрению последнего вопроса: миграции. Что такое миграции?

Запишите определение: переселение людей из одних районов проживания в другие называется миграцией.

Миграцию называют также механическим движением населения. Вспомните, что называется естественным движением населения.

Посмотрите на рис. 15. Из чего формируется естественный и механический приросты?

Миграции делятся на внутренние и внешние. Как Вы думаете, что такое внутренняя миграция, а что такое внешняя?

Вспомним, были ли характерны для нашей страны массовые внутренние миграции (освоение Севера, поднятие целины, переселение крепостных, насильственные выселения (раскулаченные и репрессированные), эвакуация в годы войны и т. д.).

Рассмотрим понятия эмиграция и иммиграция. Эмиграция - выезд граждан из страны (на работу, в гости, ''утечка умов''). Иммиграция - въезд в страну (50 тыс. китайцев работают в России). См. рис. 13. Откуда приезжают трудящиеся мигранты? Откуда - беженцы?

Закрепление: работа с дидактическим карточками (см. Приложение к уроку № 4.)

Д/з: & 7, 8: ответить на вопросы после &. &7: письменно ответить на 3, 6 вопросы. &8: письменно ответить на 2 вопрос, на к/к нанести зоны расселения и города-миллионеры.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают типы городов по численности жителей.

 

 

 

 

 

 

 

Ищут города-миллионеры на карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются дать определение понятию ''агломерация''.

''Московская, Петербургская, Нижегородская''.

 

 

 

Записывают в тетрадь определение понятия ''урбанизация''.

 

''Из графика видно, что до н. 1960-х гг. сельское население преобладало, а затем увеличилась доля городского населения''.

 

 

 

 

 

 

Рассматривают рис. на стр. 54.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение.

Естественное движение - изменение в соотношении численности родившихся и умерших жителей страны.

Внутренняя - перемещения в пределах страны, внешняя - за пределами.

Записывают Д/з.

Используемая литература:

  1. География России: Учеб. для 8-9 кл. сред. шк. / А. В. Даринский, Б. В. Белоусов и др.; Под ред. А. В. Даринского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 224 с.: ил., карт.
  2. Алексеев А. И., Николина В. В. География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1997. - 319 с.: ил.
  3. Дронов В. П., Ром В. Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 7-е изд., перераб. - М: Дрофа, 2008.- 384 с.: ил., карт.
  4. Ермошкина А. С. Экономическая и социальная география России: 9 кл.: Метод. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2009

Приложение.