Цель: изучить особенности размещения населения РФ, формы расселения, миграционные процессы.
Задачи:
Обучающая: продолжить формирование у школьников представлений о населении России; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; сформировать представление о механическом движении населения и связать с представлением о естественном движении; факторах, влияющих на него. Выявить закономерности в размещении населения России и причины, их обусловливающие. Изучить типы поселений, функции городов. Усвоить понятие ''урбанизация'' .Продолжить формирование у учащихся общенаучных умений работать со статистическими сведениями, представленными в различных формах (в виде таблицы, диаграммы); продолжить формирование у учащихся умения работать с основным источником географической информации - картой; продолжить формирование умений работать с контурной картой.
Развивающая: способствовать развитию мотивационно-потребностной (формирование познавательного интереса) и эмоционально-волевой сфер личности учащихся; развитие речевых умений; развитие познавательных процессов (внимание, память, логическое мышление, воображение).
Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к своей Родине (патриотическое воспитание); формированию чувства сострадания, терпимости и готовности помочь (на примере материала о людских потерях в ходе насильственного выселения людей); формирование чувства аккуратности (при работе с к/к); формирование бережного отношения к природе (экологическое воспитание).
Оборудование: тематические карты атласа, таблички с новыми терминами.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, математика.
Этап урока, время, методы и
приемы. Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. 2 мин. |
Организация условий для работы учащихся: приветствие, мотивирование на предстоящую на уроке работу. | Приведение в порядок рабочих мест,
приветствие.
|
Актуализация знаний. 1 мин. Фронтальная работа с учащимися. |
''Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии''. | ''О численности и воспроизводстве населения''. |
Проверка Д/з. + беседа по не рассмотренным на уроке вопросам пройденного материала. Репродуктивный + частично-поисковый метод (эвристическая беседа с опорой на жизненный опыт). 10 мин. Фронтальная работа. |
Ответьте устно на вопросы (по
материалу, рассмотренному на предыдущем
занятии): Какова численность населения России в настоящее время? Какое место в мире по численности населения занимает наша страна? Какова тенденция изменения численности населения РФ в последние годы (5 лет)? Что называется естественным приростом? Какие факторы оказывают влияние на естественный прирост и изменение численности населения страны (региона) в целом? По рис. 11 в учебнике ответьте устно на следующие вопросы: Что показывает половозрастная пирамида? В каком возрасте мужчины численно преобладают над женщинами? С чем связан численный перевес женщин над мужчинами после 40 лет? Почему в 1931-1936 гг. наблюдалось снижение рождаемости и увеличение детской смертности? Почему в 1962-1971 гг. наблюдалось снижение рождаемости? Когда можно ожидать следующее подобное снижение количества родившихся? |
|
Изучение нового материала. 20 минут. Объяснительно-иллюстративный метод. |
''Запишите в тетради дату и тему
сегодняшнего занятия: Расселение и размещение
населения России. Урбанизация. Миграции''. ''Давайте определимся в 1-м понятии. Вы уже встречались с понятием ''расселение'' на одном из предыдущих занятий. Вспомните, что это такое? Верно. Запишите: ''Расселение - это:
Сегодня мы будем употреблять это понятие именно во втором значении. Населенный пункт = поселение. Поселение - компактно застроенный участок с необходимым оборудованием для жизни и работы людей. Проговариваю это определение. ''Выделяется 2 типа поселений: городские и сельские''. При ''переходе'' от села к городу происходят следующие изменения: уменьшается доля с/х и увеличивается доля промышленных функций; увеличивается плотность застройки и ее этажность; возрастает число учреждений сферы услуг, они становятся более специализированными; растет разнообразие мест приложения труда; усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей. Первые города появились на Руси еще в 1 тысячелетии. Древнюю Русь называли Гардарикой - страной городов. До нашествия монголов на Руси насчитывалось около 300 городов. Где создавались наиболее крупные из них? |
Записывают в тетрадях тему. ''Расселение - это процесс заселения территории''. Записывают определение. Слушают определение (записывать необязательно). Записывают типы поселений. Слушают рассказ учителя. 'На реках, торговых путях''. |
Позднее по мере колонизации новых
территорий создавались города в виде
острогов-крепостей. При Екатерине Вел. Было
создано более 500 городов. В советское время -
более 600 (В осн. пром. центров). Закрытые города. ''Давайте теперь выясним, какой населенный пункт может называться городом. Как Вы думаете?'' Даю определение: '' Город (в РФ) - населенный пункт численностью не менее 12 тыс. человек, в котором 85% жителей не связаны с работой в сельском хозяйстве, т. е., являются рабочими и служащими''. ''Соответственно, если в нас. п-те проживает более 12 тыс. чел., но хотя бы 20% жителей занято в с/х, городом такое поселение назвать нельзя. Аналогично: если более 85% |
Высказывают предположения. Записывают
определение в тетрадь. Слушают. |
|
|
населения поселения не занято в с/х, но
всего в поселении проживает более 3 тыс. чел., то
это поселение не город, а поселок гор. типа.
Запишите: Поселок городского типа -
аналогично определению города, но с населением
не менее 3 тыс. человек''. Поселки г.т. быстро
растут в районах нового освоения на севере и
востоке. Города различают по функциям: промышленные (Набережные Челны), транспортные (город-порт Мурманск), научные центры, города-курорты, исторические и культурные центры (Суздаль) и т. д. Но большинство городов многофункциональные. Также города можно классифицировать и по численности жителей: малые (до 20 тыс.); средние (до 100 тыс.); большие (более 100 тыс.); крупные (более 250 тыс.); крупнейшие (более 500 тыс.); города-миллионеры (более 1 млн. чел.). К какому типу относится Бийск? В 1930-е гг. в России было 2 города-миллионера - М. и С. - П. В 2000 г. их стало 13. Найдите их на карте. Дома отметьте эти города на к/к. Вокруг крупнейших и крупных городов, а, тем более, вокруг городов-миллионеров, всегда образуются более мелкие, например, города Подмосковья. Со временем эти города разрастаются, сближаются с Москвой, некоторые становятся частью Москвы. Образуются городские агломерации. Попробуйте дать им определение. Определите крупнейшие агломерации (по картам атласа и картосхемам в учебнике). Назовите три самые крупные агломерации в России. Как влияет город на жизнь людей? ''Культурный шок''. Запишите новое понятие: Урбанизация - рост городов, увеличение численности городского населения, широкое распространение городского образа жизни. Как влияет урбанизация (город) на состояние природы? Какие в городе создаются экологические ситуации? Какие преимущества имеет жизнь в сельской местности? Одинаковы ли образ жизни, труд, сельские поселения в тундре, тайге, степной зоне? ''Давайте посмотрим, как изменялось во времени соотношение между сельским и городским населением. На рис. 16 - график изменения соотношения городского и сельского населения. Что Вы можете сказать о соотношении сельчан и горожан? Рассмотрим следующий вопрос - размещение населения России. Посм. на карту плотности населения: равномерно ли размещено население? Рассчитайте среднюю плотность населения России. Где плотность наибольшая? Где наименьшая? Рассмотрите рис. на странице 54. Вывод: По особенностям расселения людей, плотности населения, преобладающим типам населенных пунктов, степени хозяйственного освоения в России различают две главные зоны расселения: основная зона и зона Севера. Можно выделить также аридную зону. Д/з: на к/к нанести зоны расселения. Переходим к рассмотрению последнего вопроса: миграции. Что такое миграции? Запишите определение: переселение людей из одних районов проживания в другие называется миграцией. Миграцию называют также механическим движением населения. Вспомните, что называется естественным движением населения. Посмотрите на рис. 15. Из чего формируется естественный и механический приросты? Миграции делятся на внутренние и внешние. Как Вы думаете, что такое внутренняя миграция, а что такое внешняя? Вспомним, были ли характерны для нашей страны массовые внутренние миграции (освоение Севера, поднятие целины, переселение крепостных, насильственные выселения (раскулаченные и репрессированные), эвакуация в годы войны и т. д.). Рассмотрим понятия эмиграция и иммиграция. Эмиграция - выезд граждан из страны (на работу, в гости, ''утечка умов''). Иммиграция - въезд в страну (50 тыс. китайцев работают в России). См. рис. 13. Откуда приезжают трудящиеся мигранты? Откуда - беженцы? Закрепление: работа с дидактическим карточками (см. Приложение к уроку № 4.) Д/з: & 7, 8: ответить на вопросы после &. &7: письменно ответить на 3, 6 вопросы. &8: письменно ответить на 2 вопрос, на к/к нанести зоны расселения и города-миллионеры. |
Записывают типы городов по численности жителей.
Ищут города-миллионеры на карте.
Пытаются дать определение понятию ''агломерация''. ''Московская, Петербургская, Нижегородская''.
Записывают в тетрадь определение понятия ''урбанизация''.
''Из графика видно, что до н. 1960-х гг. сельское население преобладало, а затем увеличилась доля городского населения''.
Рассматривают рис. на стр. 54. Отвечают на вопрос. Записывают в тетрадь определение. Естественное движение - изменение в соотношении численности родившихся и умерших жителей страны. Внутренняя - перемещения в пределах страны, внешняя - за пределами. Записывают Д/з. |
Используемая литература:
- География России: Учеб. для 8-9 кл. сред. шк. / А. В. Даринский, Б. В. Белоусов и др.; Под ред. А. В. Даринского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 224 с.: ил., карт.
- Алексеев А. И., Николина В. В. География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1997. - 319 с.: ил.
- Дронов В. П., Ром В. Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 7-е изд., перераб. - М: Дрофа, 2008.- 384 с.: ил., карт.
- Ермошкина А. С. Экономическая и социальная география России: 9 кл.: Метод. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2009