Урок русского языка по теме "Закрепление падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Повторение склонений имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

Образовательные:

  • обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме"Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных";

Развивающие

  • развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление;

Воспитательная

  • прививать любовь к природе, её охране; воспитывать интерес к поэзии.

Тип урока: повторение изученного материала.

Форма урока: традиционно-урочная с элементами групповой работы.

Оборудование: физическая карта нашей Родины, рисунки детей на тему природы, карточки с кроссвордом для групповой работы, эпиграф к уроку, портрет С.А.Есенина.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок: "Улыбнулись друг другу и поздоровались с гостями урока". Открыли тетради и записали число, классная работа.

2. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы повторим темы, которые мы изучали последнее время : "Склонения и падежные окончания имён существительных".

-А о чём ещё сегодня поговорим на уроке, вы узнаете из эпиграфа к уроку.

Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю:
"Кто не любит родную природу
Тот не любит Отчизну свою".
М. Романова.

Итак, мы поговорим о природе. И начнём мы разговор о лесе, о нашем зелёном друге. Ведь это тоже природа. (Обращаю внимание детей на карту нашей Родины).

Ученик:

Леса России:Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры и глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

3. Проверка домашнего задания.

Итак, ребята, домашнее задание надо было составить или найти из произведений красивые предложения о лесе. (Ответы детей).

4. Повторение о склонении существительных. Работа с орфографическим словарём.

На доске:

Лес - это наше богатство!

Лес - это зелёный наряд земного шара.

Лес - хранит чистый, целебный воздух.

Лес - это наш зелёный друг!

Береги его!

-Найдите существительные в этих предложениях. (Лес, богатство, наряд, воздух, друг, шар).

- Что можно сказать об этих существительных? (Существительные 2 -го Склонения. Докажите).

-А теперь разделите страницу на 3 части и запишите в нужную колонку любые 2 сущ., которые вы выбрали из текста.

-А из орфографического словаря запишите также по 2 сущ. для каждого другого склонения.

- Какую пользу приносят леса? (Обсуждение)

(По краям оврагов высаживают деревья, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли).

5. Повторение изученного материала.

На доске:

Леса сп__сают землю от засухи и сухих в__тров, защ___щ__ют ур__жаи.

(Вставить нужные орфограммы, дать характеристику предложению, выделить основу).

6. Физминутка.

Ребята, я буду называть словосочетания, а вы с помощью пантомимы будете это словосочетание изображать: весёлый шофёр, зубной врач, качающиеся деревья, плывущий человек, лёгкий ветерок, прощальный жест.

7. Повторение падежных окончаний.

Запишем под диктовку несколько предложений о природе, взятые из произведений, которые мы читали.

У тропинки краснела спелая земляника.

По крыше стучал дождь.

И стоит берёза в сонной тишине.

-Определите падеж существительных.

- Кто автор последних строк? (С.А.Есенин)

- Может кто - то вспомнит наизусть это стихотворение?

8. Состав слова.

- Как вы думаете, почему я взяла последнее предложение о берёзе?

(Ответы детей)

Многие поэты воспевали красоту русской природы, неотъемлемым символом которой является - берёза.

Запишите 2 однокоренных слова к слову берёза.

берёза подберёзовик березняк

Разбор по составу.

9. Занимательный материал. (Работа в группах).

1) сущ., м.р., 2 скл., с уменьшительно- ласкательным суффиксом, образовано от существительного - колос;

2) отгадай: "Сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл"?

3) сущ., ж.р.,1 скл.. Название лиственного дерева, рядом с которым растёт гриб с красной шляпкой.

4) сущ., ж.р.,1 скл., лесная, ароматная ягода.

В итоге мы получили слово, очень важное к теме природы.

-Какое слово получили? (Экология. Наука о чистоте).

Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут.

Загрязнение океана, уничтожение лесов, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора - всё это признаки опасности, которая нависла над природой и человеком.

Только сообща люди могут вылечить свою планету.

Создаются различные организации по охране природы. Одной из которых является "Грин пис" (Зелёный мир).

10. Работа с деформированным предложением.

-Теперь надо записать предложение из данных слов о том, о чём мы сейчас говорили, рассуждали.

страны Многие большую работу по охране природы ведут

(Многие страны ведут большую работу по охране природы).

11. Итог урока.

-Какую тему сегодня повторяли?

Выставление отметок.