Цели:
Образовательные:
- обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме"Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных";
Развивающие
- развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление;
Воспитательная
- прививать любовь к природе, её охране; воспитывать интерес к поэзии.
Тип урока: повторение изученного материала.
Форма урока: традиционно-урочная с элементами групповой работы.
Оборудование: физическая карта нашей Родины, рисунки детей на тему природы, карточки с кроссвордом для групповой работы, эпиграф к уроку, портрет С.А.Есенина.
Ход урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок: "Улыбнулись друг другу и поздоровались с гостями урока". Открыли тетради и записали число, классная работа.
2. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы повторим темы, которые мы изучали последнее время : "Склонения и падежные окончания имён существительных".
-А о чём ещё сегодня поговорим на уроке, вы узнаете из эпиграфа к уроку.
Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю:
"Кто не любит родную природу
Тот не любит Отчизну свою".
М. Романова.
Итак, мы поговорим о природе. И начнём мы разговор о лесе, о нашем зелёном друге. Ведь это тоже природа. (Обращаю внимание детей на карту нашей Родины).
Ученик:
Леса России:Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры и глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.
3. Проверка домашнего задания.
Итак, ребята, домашнее задание надо было составить или найти из произведений красивые предложения о лесе. (Ответы детей).
4. Повторение о склонении существительных. Работа с орфографическим словарём.
На доске:
Лес - это наше богатство!
Лес - это зелёный наряд земного шара.
Лес - хранит чистый, целебный воздух.
Лес - это наш зелёный друг!
Береги его!
-Найдите существительные в этих предложениях. (Лес, богатство, наряд, воздух, друг, шар).
- Что можно сказать об этих существительных? (Существительные 2 -го Склонения. Докажите).
-А теперь разделите страницу на 3 части и запишите в нужную колонку любые 2 сущ., которые вы выбрали из текста.
-А из орфографического словаря запишите также по 2 сущ. для каждого другого склонения.
- Какую пользу приносят леса? (Обсуждение)
(По краям оврагов высаживают деревья, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли).
5. Повторение изученного материала.
На доске:
Леса сп__сают землю от засухи и сухих в__тров, защ___щ__ют ур__жаи.
(Вставить нужные орфограммы, дать характеристику предложению, выделить основу).
6. Физминутка.
Ребята, я буду называть словосочетания, а вы с помощью пантомимы будете это словосочетание изображать: весёлый шофёр, зубной врач, качающиеся деревья, плывущий человек, лёгкий ветерок, прощальный жест.
7. Повторение падежных окончаний.
Запишем под диктовку несколько предложений о природе, взятые из произведений, которые мы читали.
У тропинки краснела спелая земляника.
По крыше стучал дождь.
И стоит берёза в сонной тишине.
-Определите падеж существительных.
- Кто автор последних строк? (С.А.Есенин)
- Может кто - то вспомнит наизусть это стихотворение?
8. Состав слова.
- Как вы думаете, почему я взяла последнее предложение о берёзе?
(Ответы детей)
Многие поэты воспевали красоту русской природы, неотъемлемым символом которой является - берёза.
Запишите 2 однокоренных слова к слову берёза.
берёза подберёзовик березняк
Разбор по составу.
9. Занимательный материал. (Работа в группах).
1) сущ., м.р., 2 скл., с уменьшительно- ласкательным суффиксом, образовано от существительного - колос;
2) отгадай: "Сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл"?
3) сущ., ж.р.,1 скл.. Название лиственного дерева, рядом с которым растёт гриб с красной шляпкой.
4) сущ., ж.р.,1 скл., лесная, ароматная ягода.
В итоге мы получили слово, очень важное к теме природы.
-Какое слово получили? (Экология. Наука о чистоте).
Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут.
Загрязнение океана, уничтожение лесов, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора - всё это признаки опасности, которая нависла над природой и человеком.
Только сообща люди могут вылечить свою планету.
Создаются различные организации по охране природы. Одной из которых является "Грин пис" (Зелёный мир).
10. Работа с деформированным предложением.
-Теперь надо записать предложение из данных слов о том, о чём мы сейчас говорили, рассуждали.
страны Многие большую работу по охране природы ведут
(Многие страны ведут большую работу по охране природы).
11. Итог урока.
-Какую тему сегодня повторяли?
Выставление отметок.