Интегрированный урок "биология + информатика" по теме "Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой". 9-й класс

Разделы: Биология, Информатика

Класс: 9


В современном обществе преобладает ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

В связи с этим меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные программы и новые подходы в изучении школьных предметов, появляются новые технологии обучения.

Обновление содержания образования требует поиска новых методов и форм организации обучения. Наряду с широко распространенными в практике обучения объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами необходимо применение нетрадиционных методов, например, таких как интегрированные уроки, в результате использования которых у обучающихся возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока;
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • использование межпредметных связей для решения разнообразных задач.

На интегрированных уроках?дети работают активно, проявляют заинтересованность, улучшается качество усвоения материала. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей

Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя различные приемы. Ведут такой урок два - три педагога, применяя различные методы, формы и средства обучения.

Некоторые типы и формы интегрированных уроков [1]

Таблица 1.

Тип урока. Формы проведения. Этапы урока. Цель урока.
Урок формирования новых знаний. -урок-лекция

-урок-путешествие

-урок-экспедиция

-урок-исследование

-урок-инсценировка

-урок-конференция

-урок-экскурсия

-мультимедиа - урок

-проблемный урок

организационный

постановка цели

актуализация знаний

объяснение нового материала

обобщение, первичное закрепление знаний

подведение итогов, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

организация работы по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой
Урок закрепления и применения знаний на практике. -ролевая и деловая игра

-практикум

-урок защиты проектов

-урок-путешествие

организационный

постановка цели

проверка домашнего задания и актуализация знаний

оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач

составление отчета о выполнении работы

определение домашнего задания

применение знаний на практике, выработка умений оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. -повторительно - обобщающий урок

-диспут

-игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина)

-театрализованный урок (урок - суд)

-заключительная конференция

-урок - консультация

-урок беседа

организационный

постановка цели

проверка домашнего задания и актуализация знаний

оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях

определение домашнего задания

рефлексия

повторение, обобщение систематизация и более глубокое усвоение знаний, закрепление выработанных ранее умений и навыков
Урок контроля и проверки знаний. -урок-зачет

-смотр знаний

-контрольная работа

-конкурс

-защита творческих проектов

организационный

постановка цели

устный опрос или выполнение письменных заданий

подведение итогов

оценка деятельности уч-ся

определение качества усвоения учащимися учебного материала, оценка уровня овладения знаниями, умениями, навыками, определенными программой и ГОС

Интегрированный урок биологии и информатики и ИКТ в 9 классе.

Тема: "Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой"

Тип урока - урок закрепления и применения знаний.

Форма проведения - урок-практикум.

Актуальность и целесообразность темы урока.

Одна из возможных концепций бинарных уроков - использование информационных технологий пакета прикладных программ MS Office при объяснении нового материала преподавателем, при выполнении учащимися практических заданий, а также для проверки знаний учащихся.

В настоящее время, когда у многих учащихся имеется домашний компьютер, очень актуальным является формирование культуры информационной деятельности, умения применять ИКТ в своей учебной работе.

Цели урока:

образовательные:

  • по биологии - углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом характере закономерностей фенотипической изменчивости; о вариационном ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции;
  • по информатике и ИКТ - закрепить умение применять табличный процессор MS Excel для обработки статистических данных и построения графиков;

воспитательные - формировать умение сосредоточиться, повышать культуру информационной деятельности;

развивающие - прививать интерес к предметам биологии и информатики, повышать мотивацию обучения.

Задачи урока:

  • Определить статистический характер фенотипической изменчивости на примере биологических объектов.
  • Занести полученные статистические данные в таблицу, используя программу MS Excel, построить график.
  • Усвоить актуальность цели, поставленной в практическом задании, сделать вывод.

Оборудование: семена бобов, линейки, компьютеры, мультимедиа-проектор.

План урока

Таблица 2.

№ п/п Этап урока. Время мин.
1. Организационный момент. 5
2. Вводная часть:

Сообщение темы и цели урока;

Актуализация темы урока;

"Разминка"-повторение теоретического материала - блиц-опрос по биологии и информатике.

20
3. Лабораторная работа:

Объяснение практического задания (цель работы, постановка задачи, представление результатов, критерии оценивания);

Выполнение задания (работа учащихся в парах) - измерение семян, заполнение таблицы в тетради;

Выполнение работы на компьютерах;

Передача результатов работы учащихся по локальной сети на ПК преподавателя.

35
4. Оценка деятельности учащихся:

Презентация результатов работы учащихся на экране с помощью мультимедиа-проектора;

Учащиеся выполняют самооценку своей работы на оценочных листах.

15
5. Подведение итогов урока:

Обобщение результатов деятельности учащихся;

Объявление оценок;

Объяснение домашнего задания

5

Раздаточный печатный материал для учащихся.

Лабораторная работа №5

Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой.

Цель работы:

Определить статистический характер фенотипической изменчивости на примере биологических объектов;

Обработать полученные данные с помощью MS Excel.

Биологический объект - семена бобов (фасоли)

Алгоритм выполнения работы:

Измерьте длину семян бобов (фасоли) и запишите данные в тетрадь.

Подсчитайте количество семян одинаковой длины. Заполните сводную таблицу, используя ТП Excel. Для этого откройте файл "Лабораторная работа по биологии.xls", который находится на Рабочем столе.

Рис. 1

Определите, какая длина семян встречается наиболее часто и какая - наиболее редко, запишите ответы в ячейках В4 и В5.

Средняя величина выраженности признака вычисляется по формуле: (где М - средняя величина, V - варианта, Р - частота встречаемости, N - общее число семян). В ячейку В7 введите формулу для вычисления средней величины выраженности признака, используя соответствующие обозначения и относительные ссылки на ячейки.

На основе данных таблицы постройте график, показывающий частоту встречаемости семян разной длины.

Сделайте вывод об обнаруженных вами закономерностях фенотипической изменчивости.

Сохраните свою работу на компьютере, изменив имя файла на "Биология_Фамилия 1_Фамилия 2.xls".

Скопируйте свой файл в сетевую папку на компьютере учителя.

На данном интегрированном уроке учащиеся имеют возможность углубления знаний, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливая явления. В результате выполнения лабораторной работы обучающиеся повторяют и закрепляют знания, умения и навыки, полученные ранее на уроках биологии и информатики, учатся использовать компьютер в учебной деятельности при изучении естественных дисциплин, получают опыт практического применения информационно-коммуникационных технологий для обработки статистических данных.

Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения.

Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к биологии и информатике, снимает напряженность, неуверенность, помогает усвоению знаний.

Литература и другие источники:

  1. Мартынова М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Методические рекомендации. http://ido.tsu.ru
  2. Ловкова Т.А, Сонин Н.И. Методическое пособие по биологии к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина "Биология. Общие закономерности. 9 класс". М: Дрофа, 2002.
  3. Семакин И.Г, Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.