Пропорция. Основное свойство пропорции. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель урока: Введение понятия пропорции и ее основного свойства

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  • что такое отношение?
  • что показывает отношение m : n, если m>n?
  • что показывает отношение m : n, если m<n?
  • килограмм сахара стоит 20 рублей, килограмм гречки – 50 рублей. Во сколько раз гречка дороже сахара?
  • длина отрезка АВ 2 см, длина отрезка CD 5 см. Сколько процентов составляет длина отрезка АВ от длины отрезка CD?

3. Постановка темы и целей урока.

- Чем похожи отношения Составьте с ними цепочку равенств или неравенств.

- У вас такая цепочка

Это ряд равных отношений. Объясни, почему эти отношения равны. Запиши число, которому равно каждое из этих отношений.

- Продолжи цепочки равенств:

- Найди равные отношения и запиши с ними равенства:

- Сравни свои записи с такими:

Эти записи называются пропорциями.

Запишем тему урока. Познакомимся с понятием пропорции и ее основным свойством.

4. Новый материал

- Пропорция – это равенство двух отношений.

Пропорция читается так:

“отношение 1 к 2 равно отношению 6 к 12” или “1 относится к 2, как 6 относится к 12”

Прочитайте остальные пропорции.

- Найдите пары отношений, из которых можно составить пропорции:

Запиши эти пропорции.

- Выпиши оставшиеся отношения. Придумай к каждому из них такое отношение, чтобы из них можно было составить пропорцию. Запишите эти пропорции.

- Рассмотрим пропорцию 6 : 10 = 9 : 15

Числа 6 и 15 в этой пропорции называются крайними членами, числа 10 и 9 – средними членами.

- Найдите и выпишите отдельно крайние и средние члены у таких пропорций:

- Составь несколько пропорций, у которых:
а) крайние члены равны 6 и 10;
б) средние равны 15 и 21;
в) один из крайних членов равен 2, один из средних 2,5

- Выпиши отдельно пропорции, у которых пропущен средний член, и пропорции, у которых пропущен крайний член:

Подберите в каждом случае пропущенное число.

- В каждой пропорции перемножьте сначала ее крайние, а затем средние члены:

Что заметили?

- Составьте несколько пропорций и проверьте найденную закономерность. Сформулируйте ее.

- Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов.

Это – основное свойство пропорции.

- Для пропорции a : b = c : d запишите ее основное свойство.

a . d = c . d

- Используя основное свойство пропорции, подбери значение букв:

  1. Рефлексия урока.
  2. Вопросы:

    - Что вы узнали сегодня на уроке?

    - С какими новыми понятиями встретились?

    - Что научились определять?

    - Какое определение, правило запомнилось сразу?

    - Какое надо еще повторить?

6. Домашнее задание.