Цель урока: Введение понятия пропорции и ее основного свойства
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- что такое отношение?
- что показывает отношение m : n, если m>n?
- что показывает отношение m : n, если m<n?
- килограмм сахара стоит 20 рублей, килограмм гречки – 50 рублей. Во сколько раз гречка дороже сахара?
- длина отрезка АВ 2 см, длина отрезка CD 5 см. Сколько процентов составляет длина отрезка АВ от длины отрезка CD?
3. Постановка темы и целей урока.
- Чем похожи отношения Составьте с ними цепочку равенств или неравенств.
- У вас такая цепочка
Это ряд равных отношений. Объясни, почему эти отношения равны. Запиши число, которому равно каждое из этих отношений.
- Продолжи цепочки равенств:
- Найди равные отношения и запиши с ними равенства:
- Сравни свои записи с такими:
Эти записи называются пропорциями.
Запишем тему урока. Познакомимся с понятием пропорции и ее основным свойством.
4. Новый материал
- Пропорция – это равенство двух отношений.
Пропорция читается так:
“отношение 1 к 2 равно отношению 6 к 12” или “1 относится к 2, как 6 относится к 12”
Прочитайте остальные пропорции.
- Найдите пары отношений, из которых можно составить пропорции:
Запиши эти пропорции.
- Выпиши оставшиеся отношения. Придумай к каждому из них такое отношение, чтобы из них можно было составить пропорцию. Запишите эти пропорции.
- Рассмотрим пропорцию 6 : 10 = 9 : 15
Числа 6 и 15 в этой пропорции называются крайними членами, числа 10 и 9 – средними членами.
- Найдите и выпишите отдельно крайние и средние члены у таких пропорций:
- Составь несколько пропорций, у которых:
а) крайние члены равны 6 и 10;
б) средние равны 15 и 21;
в) один из крайних членов равен 2, один из средних
2,5
- Выпиши отдельно пропорции, у которых пропущен средний член, и пропорции, у которых пропущен крайний член:
Подберите в каждом случае пропущенное число.
- В каждой пропорции перемножьте сначала ее крайние, а затем средние члены:
Что заметили?
- Составьте несколько пропорций и проверьте найденную закономерность. Сформулируйте ее.
- Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов.
Это – основное свойство пропорции.
- Для пропорции a : b = c : d запишите ее основное свойство.
a . d = c . d
- Используя основное свойство пропорции, подбери значение букв:
- Рефлексия урока.
Вопросы:
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- С какими новыми понятиями встретились?
- Что научились определять?
- Какое определение, правило запомнилось сразу?
- Какое надо еще повторить?
6. Домашнее задание.