Урок физики. Обобщение темы "Силы". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Темы “Силы” как таковой в программе 7-го класса (С. В. Громов, Н. А. Родина) нет. По порядку изучаются сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения. Понятие силы вообще для 7-классников новое, и такие разновидности сил на данном этапе образования оправданы.

Определение силы как причины изменения скорости тела дается в § 11, здесь же впервые учащиеся встречаются с понятием “вектор”, “векторная величина”. На этом уроке важно потренировать ребят правильно изображать и подписывать силу.

Затем последовательно рассматриваются сила тяжести (§ 12), сила упругости (§ 14), вес тела (§ 15), сила трения (§ 16). На каждом из этих уроков наряду с определением особое внимание следует уделить изображению данной силы, делая акцент на точке приложения силы.

Особенно это касается темы “Вес тела”. Этот урок несет большую смысловую нагрузку на учащихся. Здесь нужно не только ввести понятие веса, но и отчетливо выделить сходства и различия с силой тяжести. Главным различием для 7-классников должен стать тот факт, что сила тяжести существует всегда (поскольку мы все находимся на планете Земля), а вес тела может не только уменьшаться или увеличиваться, но и исчезнуть совсем. Не лишним будет продемонстрировать состояние невесомости кого-то из учеников прямо на уроке, достаточно ему подпрыгнуть, т. е. лишиться опоры. Кроме этого, на этом же уроке необходимо четко разграничить понятия веса и массы, можно даже с этого проблемного вопроса начать урок. А в конце урока как заключение еще раз отметить, что масса тела измеряется на весах, а вес – динамометром.

Чтобы у учащихся не осталось в головах “каши” и неопределенностей после изучения всех этих тем, я предлагаю на одном из последующих уроков выделить немного времени для обобщения. Презентацию, которую я предлагаю, можно использовать по своему усмотрению и в любых вариациях. Ее фрагменты выделены в отдельные самостоятельные презентации и оформлены гиперссылками, поэтому можно использовать эти фрагменты и на уроке изучения темы. Я постаралась учесть все вопросы, вызывающие трудности у учащихся.

Можно использовать презентацию и в качестве проверочного цифрового ресурса, поскольку анимация настроена так, что предполагается сначала услышать ответ учеников.

Из опыта работы могу сказать, что обобщение темы “Силы” вполне оправдано, и в дальнейшем, в старших классах, не будет возникать путаницы при изучении тем, связанных с силами.