Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. Школа-2100

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • познакомить с понятием "междометие";
  • рассмотреть на примерах их разнообразие;
  • выяснить, какова роль междометий в речи;
  • совершенствовать орфографические навыки;
  • развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Прогнозируемые результаты:

Знают:

  • понятие "междометие";
  • роль междометий в речи.

Умеют:

  • выделять междометия;
  • находить междометия в тексте;
  • отличать междометия от других частей речи;
  • составлять предложения с междометиями;
  • произносить с правильной интонацией;

Тезис к уроку:

"Как трудно жить на свете,
Не усвоив междометие"

Деятельностная схема определения междометия

Ход урока

1. Оргмомент

Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

2. Подведение к проблемной ситуации.

В некотором царстве, в далеком государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе есть много разных районов: район имени Существительного, район имени Прилагательного, район Глаголов и есть еще один район, в котором живут тоже очень важные жители. Хотите с ними познакомиться?

Чтобы отгадать познакомиться, я вам предлагаю сыграть со мной в грамматическую игру.

(у детей на партах лежат карточки со словами)

  1. Выйдите к доске ребята, у кого на карточках написаны имена существительные (оцените правильность и свой выбор)
  2. Выйдите к доске ребята, у кого на карточках написаны имена прилагательные (оцените правильность и свой выбор)
  3. Выйдите к доске ребята, у кого на карточках написаны глаголы (оцените правильность и свой выбор)
  4. А почему не все ребята вышли к доске?
  5. (все садятся, а к доске выходят дети со словами: ОХ, АХ, УХ, УВЫ! ОЙ, АЙ)

  • А почему вы их не отнести ни к одной группе слов?

Вывод: к ним нельзя задать вопрос!

  • Что они выражают? (разные чувства)
  • А какие чувства они могут выражать? (радость, испуг, восхищение, восторг, удивление, печаль, сожаление)

На доске открываются иллюстрации и дается название новой части речи: МЕЖДОМЕТИЕ

Признаки новой части речи:

  • Нельзя задать вопрос
  • Выражает разные чувства

3. Для чего нужна эта часть речи в русском языке?

(проблема урока)

Учитель читает два раза одно и тоже стихотворение, но первый раз без междометий, а второй раз с междометиями.

Сердце так и гложет страх
Эх, как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Ох, беда уже близка,
Так и ждет меня доска!

(вывод: во второй раз стихотворение звучало ярче, красивее, эмоциональнее)

Игра "Доскажи словечко".

Мне, - сказало Междометье
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет:
Те, кого охватит страх,
Произносит слово::.(АХ!)
У кого тяжелый вздох
Произносит слово:..(ОХ!)
Кто встречается с бедой
Произносит слово:..(ОЙ!)
Кто отстанет от друзей
Произносит слово :.(ЭЙ!)
У кого захватит дух,
Произносит слово:.(УХ!)
Интересно жить на свете
Если знаешь междометья!

4. Закрепление материала

  • Соедините междометия и эмоции
  • Составьте предложения, используя междометия.
  • Загадки из книги "ОХ и АХ"

5. Итог урока.

6. ефлексия.