Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений об Африке; сформировать знания о населении материка.
Задачи урока.
Образовательные: познакомить учащихся с населением Африки – его особенностями, расовым и этническим составом, внешними признаками, размещением по материку.
Развивающие: продолжить формирование навыков и умений работать с географическими картами, таблицами, схемами; расширить представления о политической карте Африки.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к людям с разным цветом кожи, формировать коммуникативные и организаторские умения, умения работать в коллективе.
Используемые педагогические технологии: технология конструирования урока с помощью ИКТ.
Мультимедийная презентация проходит центральной нитью через весь материал, является связующим звеном в изучении новой темы, основой для беседы, опорой для самостоятельной работы учащихся, рефлексии своей деятельности.
Презентация включает в себя видеофрагмент, анимационные эффекты, фотографии, схемы, таблицы, текстовую информацию.
Использование медиапродукта на данном уроке актуализируют знания о населении Африки, формируют социально-коммуникативные навыки, закрепляют навыки анализа текста учебника и карт атласа. Работа с использованием ИКТ направлена на формирование информационной культуры и компетентности школьников, развитие наглядно-образного мышления, развитие понятийного мышления.
Методы: продуктивный, поисково-исследовательский, информационный, иллюстративный, групповой.
Приемы: сравнение, анализ.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут (закрепят) ученики в ходе урока:
- приобретут знания об особенностях населения Африки: расовый и этнический состав, язык, быт, промыслы, религия;
- актуализируют знания о плотности и размещении населения по материку;
- закрепят навыки анализа текста учебника и карт атласа для заполнения таблицы;
- приобретут опыт ведения эвристической беседы;
- закрепят социально-коммуникативные навыки при работе в группе;
- разовьют способность к рефлексии своей деятельности.
Необходимое оборудование и материалы:
- персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустическая система;
- операционная среда – Microsoft Power Point 2007, Microsoft Word 2007;
- учебники, географические атласы (7 кл.);
- настенные карты “Плотность населения и народы Африки”, “Политическая карта Африки”.
Дидактическое обеспечение урока: карточки с заданиями и вопросами по теме урока
Ход и содержание урока
I. Организационный момент. Приветствие
II. Мобилизация учащихся, определение темы и цели урока, мотивация на работу.
1. Просмотр видеофрагмента “Танец народов Африки”. Слайд № 1
2. Просмотрев видеофрагмент, прошу вас, ребята, ответить на вопрос - о ком сегодня пойдет речь на уроке?
Действительно, мы поговорим об особенностях населения Африки. Вы познакомитесь с расовым и этническим составом населения, размещением народов на материке. Продолжим работу с географическими картами, таблицами и схемами. Сделаем выводы после просмотра фильма, при изучении нового материала будем опираться на предложенную презентацию. Слайд № 2-3
?? Чем отличаются жители Африки от нас с вами?
?? Как вы думаете, на территории Африки проживают светлокожие жители?
III. Изучение нового материала.
1. Африка – прародина человека - рассказ учителя. Слайд № 4
Палеонтологи, антропологи и археологи в качестве возможного центра зарождения человечества называли самые различные части земного шара (почти все континенты). Однако Ч. Дарвин в качестве прародины человека назвал Африку, отмечая, что именно в Африке обитают обезьяны, стоящие по морфологии и развитию наиболее близко к современному человеку.
В Африке, в частности в Восточной Африке, сложился очень благоприятный для жизни климат с чрезвычайно богатым ландшафтом. Поэтому именно Восточная Африка (территория современных стран - Эфиопии, Кении и Танзании) оказалась прародиной человека.
Именно здесь во второй половине ХХ века были обнаружены останки человека и его орудия труда, имеющих возраст более 20 млн. лет.
2. Расы и народы – работа в группе Слайд № 5-28
(Учебник стр.117-118), заполнение таблицы “Характеристика рас”. (Приложение 1)
Экваториальная раса: Слайды № 6-16
саванны – масаи; тутси, нилоты;
экваториальные леса – пигмеи;
полупустыни и пустыни – бушмены и готтентоты.
(Места обитания, характеристика внешних признаков, жилище и образ жизни)
Европеоидная раса (коренное население): Слайды № 17 - 22
арабские народы – берберы, алжирцы, марокканцы, египтяне.
Европеоидная раса (пришлое население):
на севере – французы,
на юге – африканеры или буры.
(Места обитания, характеристика внешних признаков, жилище и образ жизни)
Промежуточная раса: эфиопы и малагасийцы. Слайды № 23-26
(Места обитания, характеристика внешних признаков, жилище и образ жизни)
Расы. Основные признаки народов Африки. “Расовый состав народов Африки” - карта. Слайд № 27–28
3. Религиозный состав населения. Слайд № 29
Народы Африки исповедуют различные религии.
В арабских странах (Алжир, Марокко, Египет и т.д.), а также в Сомали и Джибути господствует ислам суннитского направления. Много мусульман в Центральной Африке. В целом Центральная Африка отличается преобладанием местных религий. В Южной Африке (Намибия, ЮАР и др.) распространено христианство. Имеются секты индуизма и иудаизма.
4. Распространение языков. Карта. В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 различным языковым семьям. Слайд № 30
5. Размещение и плотность населения Африки – анализ тематической карты “Плотность населения Африки” - устные ответы на вопросы Слайд № 31-32
Вопросы по карте. Слайд № 33
1. Покажите на карте районы с наибольшей плотностью населения (более 100 чел/км2).
2. Покажите на карте районы с наименьшей плотностью населения (менее 1 чел/км2).
3. Как изображаются на карте незаселенные территории? Есть ли они на территории материка?
4. Какова плотность населения на востоке материка?
5. Какая плотность населения преобладает в бассейне реки Конго?
Вывод. Слайд № 34
Численность Африки на 2011 год составила 1 037694 509 (1,04 млрд.) человек. Средняя плотность населения континента невелика – 34,2 чел./км2. На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.
В целом густо населены долины Нила (1200 чел./км2), приморская зона Средиземноморья (Марокко, Алжир, Тунис), районы орошаемого земледелия Судана, государствах Восточной Африки – Руанде, Бурунди (в пределах 200 чел/км2), оазисы Сахары, окрестности крупных городов (100-200 чел./ км2).
Пониженная плотность населения отмечается в Тропической Африке – 1-5, в сухих степях и полупустынях Намиб и Калахари – менее 1 чел./км2, а в отдельных областях Сахары население вообще отсутствует.
6. Колониальное прошлое материка – самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Слайд № 35
Понятие “апартеид”.
Задание: прочтите текст учебника на стр.119-120 “Колониальное прошлое материка” и выберите в карточке верные утверждения. (Приложение 2)
7. Рассказ учащихся о лидерах национально-освободительного движения – (опережающее задание). Слайды № 36-37
Нельсон Холилала Мандела (род. 18 июля 1918) — первый чернокожий президент ЮАР c 10 мая 1994 по 14 июня 1999, один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида, за что 27 лет сидел в тюрьме, лауреат Нобелевской премии мира 1993. Почётный член более 50 международных университетов.
После того, как в 1999 году Мандела оставил пост президента ЮАР, он стал активно призывать к более полному освещению проблем ВИЧ и СПИД. По оценкам экспертов, в ЮАР сейчас около пяти миллионов носителей ВИЧ и больных СПИДом — больше, чем в любой другой стране. Когда Макгахо, старший сын Нельсона Манделы, умер от СПИДа, Мандела призвал бороться с распространением этого смертельного заболевания.
Патрис Эмери Лумумба (2 июля 1925 — 17 января 1961) — конголезский политический и общественный деятель, первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне 1960, национальный герой Заира, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель (1958) и руководитель партии Национальное движение Конго.
Снят с поста премьер-министра президентом Конго, затем арестован в ходе Конголезского кризиса в сентябре 1960. Убит 17 января 1961 года.
IV. Закрепление изученного материала. Слайд № 38
Вопросы по изученной теме: устные ответы на вопросы.
1. Какой материк ученые считают прародиной современного человека?
2. К какой расе относится большая часть населения Африки?
3. Какие народы проживают в полупустынях и пустынях Южной Африки?
4. Эти “лесные люди” отличаются желтоватым цветом кожи, очень широким носом, малым ростом? Кто это?
5. Где в пределах материка проживает пришлое население европеоидной расы?
6. Какова численность населения Африки? Чему равна средняя плотность населения материка?
7. Как называется страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности?
Правильные ответы.
- Африку.
- К экваториальной.
- Бушмены и готтентоты.
- Пигмеи.
- На севере и юге материка.
- Более 1 млрд.человек, средняя плотность 34,2 чел/км2.
- Колония.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности на уроке
Тест на оценку (Приложение 3) – письменно в тетради (выборочная проверка, взаимопроверка).
Рефлексия. Подведение итогов. Что нового узнали на уроке. Комментарии полученных оценок.
Тест на рефлексию работы на уроке - слайд № 39, 40. (Ответы)
Домашнее задание
VI. Домашнее задание. Слайд № 41
§20, вопросы после параграфа (учебник “Наш дом – Земля”).
Подготовить сообщения на темы: мифы, легенды и сказки народов Африки.
Практическая работа в контурной карте: обозначить границы размещения рас.
Освоение информационно-компьютерных технологий на уроках географии способствует формированию мотивации к предмету, активизации деятельности учащихся, лучшему запоминанию материала, более глубокому проникновению в суть изучаемого вопроса.
Использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным, обеспечивает успешную социализацию выпускника, согласно одному из направлений модернизации системы географического образования.
Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.
Технология конструирования урока с помощью ИКТ позволяет учитывать индивидуальные способности детей и работать в разных по уровню обученности классах. Презентации при необходимости можно изменять и дополнять различным фактическим и статистическим материалом.
Литература
- География Земли. 7 класс. Задания и упражнения Автор: Е.В. Баранчиков, А.Е. Козаренко, О. . Петрусюк/ Издательство: Просвещение. Серия: Шаг за шагом к пятерке, 2009.
- География материков и океанов. Методическое пособие. 7 класс. В. А. Коринская. - М. Изд. “Дрофа”, 2000 г.
- География материков и океанов. Поурочные разработки по географии. Н.А.Никитина. – М. Изд. “Вако”. 2006.
- Контрольные и проверочные работы. 6 – 7 кл. В.Б. Пятунин. М. Изд. “Дрофа”. 2002 г.
- Душина И.В. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 383 с.: ил., карт.
- Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 класс. Поурочное планирование. С.-П., Паритет, 2001. -78 с.