Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Педагогическая технология: модульное обучение.
Методы и приёмы: сотрудничество в малой группе, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.
Оборудование: учебник под ред. Д. В. Колесова, методички для учащихся, бланки таблиц, листочки бумаги, простые карандаши, рабочие тетради.
Цели урока: образовательная: сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными; развивающая: совершенствовать умения самостоятельной работы с учебником; воспитательная: развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.
План урока
1. Организационный момент.
2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.
3. УЭ - 1. Входной контроль.
4 . УЭ - 2. Изучение нового материала на основе знаний из предыдущего курса биологии животных.
5. УЭ - 3. Изучение и первичное закрепление изученного материала.
6. УЭ - 4. Выходной контроль.
7. УЭ - 5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.
Учитель. У вас на столах лежат методические пособия (Приложение 1). Ознакомьтесь с информацией, которая дана в методичке. Как вы думаете, какую информацию можно извлечь из неё?
Ученики. Методическое пособие является инструкцией к данному уроку. Можно узнать, что мы будем изучать на уроке, в какой последовательности, вид работы, цели каждого этапа. Можно будет оценить свою работу.
Учитель. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 0. У вас есть вопросы по цели урока? Вам понятно, какие знания и умения будут формироваться на этом уроке? Если всё понятно, то приступаем к решению задачи учебного элемента–1. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 1. Какие вопросы у вас возникли?
Если вопросов нет, выполняйте по инструкциям задания.
Содержание УЭ - 1. Входной контроль.
Цель данного этапа урока: вспомнить методы доказательства родства живых организмов.
Записать в тетрадях дату и тему урока. Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.
Наука
1. Анатомия
2. Физиология организмов
3. Эмбриология
Предмет науки
А. Функции органов и организма
Б. Изучение зародышевого развития
В. Строение органов и организма
Учитель. Обратите внимание на экран. Вы видите правильный ответ на вопрос. Проверьте каждый свою работу. Правила оценивания работы даны в вашей методичке. Баллы запишите в тетрадь. За правильный ответ 2 балла. Если выполнено 50% работы, то 1 балл.
Ответы.
УЭ – 1. В, А, Б
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
Учитель. Приступайте к выполнению заданий следующего этапа учебного элемента–2.
Основное содержание УЭ - 2. Изучение нового материала на основе знаний из предыдущего курса биологии животных.
Цель: определить методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.
План работы на этом этапе.
1. Прочитать текст на с. 13 и материал параграфа №3 учебника.
2. Проанализировать прочитанное.
3. Заполнить таблицу (Приложение 2).
Таблица
Методы доказательства родства человека с различными группами животных
Систематическая группа животных |
Методы доказательства родства |
4. Подготовиться к защите работы.
Форма работы: сотрудничество в малой группе. Распределить следующие роли: командир, секретарь, консультанты. Выбрать задание согласно выполняемой роли.
Создаются группы по желанию. Учитель должен контролировать распределение учеников по группам, так как по составу группы должны быть примерно одинаковы. Время, затрачиваемое на создание групп – 1-2 минуты.
Заполнить таблицу, приведённую в приложении 2 простым карандашом. Продолжительность работы – 15 минут.
Учитель. Внимание. Переходим к следующему этапу работы на уроке.
Основное содержание УЭ - 3. Изучение и первичное закрепление изученного материала.
Цель: обосновать выбор методов доказательства родства человека с животными.
1. Назвать методы доказательства родства человека с животными.
2. Объяснить выбор.
Ответ группы оценивается учителем по пятибалльной шкале. Работа фронтальная.
Каждая группа отвечает на вопрос об определённой систематической группе по цепочке. Эталоны ответов приведены в таблице.
Таблица
Методы доказательства родства человека с различными группами животных
Систематическая группа животных |
Методы доказательства родства человека с животными |
Обоснование |
1. Царство Животные | Сравнительно - анатомические | Атавизмы, рудименты |
2. Тип Хордовые | Эмбриологические | Сходство эмбрионов |
3. Подтип Позвоночные | Сравнительно - анатомические | Сходство строения скелета, кровеносной и нервной систем |
4. Класс Млекопитающие | Сравнительно - анатомические, физиологические |
Сходство строения лёгких, сердца, наличие диафрагмы, постоянная температура тела, вскармливание грудного ребёнка молоком, вынашивание плода в матке |
5. Отряд Приматы | Сравнительно - анатомические | Сходство строения: плоские ногти, пятипалая конечность, строение кисти руки |
6. Семейство Гоминиды | Физиологические | Одинаковые болезни |
7. Род Человек | Сравнительно - анатомические, физиологические, эмбриологические |
Сходство строения, функций органов, зародышевого развития |
8. Вид Человек разумный (все люди к одному виду) |
Сравнительно - анатомические, физиологические, эмбриологические |
Сходство строения, функций органов, зародышевого развития |
Учитель. Ознакомьтесь с целями и заданиями учебного элемента-4. Прочитайте внимательно инструкцию по оформлению ответа. Есть вопросы по оформлению ответа? Если вопросы отсутствуют, приступайте к работе.
Основное содержание УЭ - 4. Выходной контроль.
Цель: выполнить проверочную работу. Продолжительность работы – 4 минуты. Форма работы – индивидуальная.
1. Выполнить задание по вариантам.
Отметьте знаком “+” верные утверждения, а знаком “-” – неверные. Ответ оформите в виде последовательности математических знаков.
Вар. 1.
1. Человек относится к типу Хордовые.
2. Человек относится к типу Позвоночные.
3. Вид Человек разумный – это один из видов царства животных.
4. Рудименты – это пример сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.
5. Современный человек относится к виду Человек разумный.
Вар. 2.
1. Человек относится к отряду Приматы.
2. Человек относится к подтипу Позвоночные.
3. Человек относится к классу Позвоночные.
4. Атавизмы – это один из примеров сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.
5. Наличие диафрагмы – одно из доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие.
Ученики. Выполняют задание.
Учитель. Внимание. Работу заканчиваем. Проверяем работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы даны на доске.
УЭ – 4. Вар.1. + - +++; Вар. 2. ++- ++
Учитель. Выполните задания последнего этапа урока.
Основное содержание УЭ – 5. Подведение итогов урока.
1. Подсчитать количество баллов, набранных в течение урока.
2. Выбрать домашнее задание по таблице.
Таблица
Оценки за урок и домашнее задание
Баллы |
Оценка |
Домашнее задание |
11 – 12 |
5 |
Молодцы! Подготовьте сообщение по теме: “Историческое прошлое людей”(по желанию). |
9 -10 |
4 |
Неплохо. Прочитайте Параграф 3. |
6 – 8 |
3 |
Нужно постараться. Прочитайте параграф 3. |
Ответить на вопросы.
Достигли ли Вы цели урока? Что помогало и мешало в Вашей работе?
Написать мнение на листочке и передать учителю. Форма работы – индивидуальная.
Урок окончен. До свидания.