Утренник в начальной школе "Загадки осени"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: представить многоцветие осени; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию; расширить кругозор детей, развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.

Класс разбивается на три команды, каждая из которых заранее выбирает название и капитана.

Ход праздника

Ведущий. Сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по царству осени. Наш маршрут (вывешивается карта) пройдет по станциям “Поэтическая”, “Пословиц”, “Подсказок”, “Грибная”, “Юннатов”, “Загадок”. А начнем мы наше путешествие с посещения художественной мастерской осени. Прежде чем отправиться, проведем разминку. Представьте свои экипажи, проведем тренировку - проверим сообразительность, дисциплинированность и сработанность команд. Отгадайте, о каких осенних месяцах говорится в загадках:

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)

Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Молодцы, с заданием справились. Итак, начинаем наше путешествие.

Художественная мастерская осени.

Осень - знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля - на богато украшенный ковер, дождь - на тонкую паутинку. Ваша задача - превратить обычные предметы (желуди, шишки, листья ,семена и другие природные материалы) во что-то необыкновенное.

Станция “Поэтическая”.

Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года. Ваша задача прослушать поэтические отрывки и назвать их авторов (в случае затруднения можно выбрать нужный вариант ответа).

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин

Заунывный ветер гонит
Стаи туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Н. Некрасов

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась...
А. Пушкин

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
А. Фет

Осень!.. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются - там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
С Есенин

А сейчас проверим поэтический дар членов ваших команд. Подберите рифмы к словам:

Шишка -

Тучка -

Картина -

Лужа -

Клен -

Лист -

Картошка -

Ветерок –

Станция “Пословиц”.

Ведущий. Какая из команд больше знает пословиц о хлебе? (Ребята зачитывают пословицы.)

А теперь предлагаю игру “Продолжи”.

  • И обед нам не обед... (если к супу хлеба нет).
  • Без соли, без хлеба... (худая беседа).
  • Хлеба ни куска... (так и в горнице тоска).
  • Хлеба нет... (и корочки в честь).
  • Даже каша... (с хлебом краше).

Станция “Подсказок”.

Осень богата погодными сюрпризами, но она часто дает подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Какие осенние приметы вам знакомы?

Игра “Я начну, а ты продолжи”.

  • Облака идут низко - ... (ожидай стужи).
  • Если первый снег упадет на мокрую землю — ... (он растает).
  • Гром в сентябре - ... (к теплой осени).
  • Много рябины - ... (к дождливой осени).

Станция “Грибная”.

Начало осени считается грибной порой. Проверим наши знания о грибах. Назовите, какие грибы я вам показываю. (Ведущий показывает рисунки грибов.)

Выберите правильный ответ на вопрос: как нужно поступать в лесу с ядовитыми грибами и со старыми грибами? (Затаптывать, срывать и выкидывать, беречь.)

Игра "Собери грибы"

2 участникам завязываются глаза. По полу рассыпаны кубики. Под музыку они собирают кубики (грибы) в корзиночки. Кто быстрее?

Станция “Юннатов”.

Предлагаю вам ответить на вопросы из жизни растений:

  1. Листья каких растений (деревьев) осенью краснеют? (Рябина, осина, клен.)
  2. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Гриб-дождевик.)
  3. О каком дереве сказано - “Никто не пугает, а вся дрожит”? (Об осине.)
  4. Какого цвета одежду лучше всего одевать охотнику осенью? (Желтого или бурого - под цвет изменивших окраску растений.)

А теперь ответьте на вопросы из жизни животных:

  1. Когда и как летают пауки? (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками.)
  2. У какого зверя в листопад рождаются детеныши? (У зайца.)
  3. Какие птицы весной бормочут: “Куплю балахон, продам шубу”, а осенью - “Продам балахон, куплю шубу”. (Косачи, тетерева - самцы.)

Эти звуки - подражание его весенней и осенней песни - бормотание.

  1. Куда осенью деваются бабочки? (Гибнут, забираются в щели.)
  2. Какие птицы делают запасы на зиму? (Сычи, совы - мышей, сойки - желуди, орехи.)
  3. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу.)

Станция “Загадок”.

Придумайте как можно больше слов с помощью букв из слова ЛИСТОПАД. (Лист, стоп, стопа, стол, аист, ...)

А теперь отгадаем загадки.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы пойдем.
Если место попадается,
То лукошко наберем. (Грибы.)

Очень дружные ребята,
У пенька живут…(опята).

Где хвоинок многовато,
Поджидают нас…(маслята).

Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки.)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну а это на полянке ядовитые ... (поганки)

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

Подведение итогов.

Исполнение общей песни или конкурс песен об осени. Учащиеся читают стихи:

ОСЕННИЙ КАРНАВАЛ

Синеет даль в хрустальном блеске,
Тропа промыта добела.
Рукой подать до перелеска,
Спешу поведать, как дела.

Ах, в самом деле, что за прелесть!
Я чуть опять не прозевал:
Деревья все переоделись,
У них осенний карнавал.

Огонь одежд не угасает
Ни в этой роще и ни в той.
Дубок, в плечах сажень косая,
С березой шутит золотой.

Какое красок состязанье!
Сегодня все, как напоказ,
К осинке алой на свиданье
В плаще лимонном вышел вяз.

Вот тополь в буром маскараде,
И он красой не обделен,
А рядом медно-красноватый,
Как будто витязь в латах, клен.

И только ивы-босоножки,
Глядясь в озер глухое дно,
Грустят о бархатных сережках,
Что отцвели давно-давно.

С утра до ночи листьев вьюга
Кружит в веселой кутерьме,
Ольха, давнишняя подруга,
Листок на память дарит мне!
А. Чельцов