Задачи:
- Развитие способности планировать действия в уме.
- Развитие комбинаторных способностей и внутреннего плана действий.
- Развитие графических навыков.
Инструментарий: счетные палочки, карандаши, тетрадь в клетку, компьютер, проектор.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Содержание занятия
Разминка. “Раз, два, три – шепни!”
Ведущий: “Сейчас мы с вами поиграем в игру “Раз, два, три – шепни!”. Сожмите руки в кулачки. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать, но отвечать по-особому. Я задаю вопрос, а вы шепотом считаете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепотом отвечаете. Давайте попробуем. Какое сейчас время года?”
Вопросы:
- Где живет слон?
- Самое толстое дерево в мире?
- В каком городе вы живете?
- Какого цвета помидор?
- Как называется сказка, в которой герой поет “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел?
1. Упражнение “Найди все тропинки” (слайд 1,2)
Инструкция: детям предъявляется игровое поле, каждая клетка которого имеет свой номер.
Условия игры следующие. В левом нижнем углу сидит ежик. А в правом верхнем углу находится его дом. Ежик занят важным делом, поэтому попросил черепашку сходить к нему домой и принести несколько яблок на обед. Но черепашка не знала дороги к домику, и чтобы помочь ей, ежик написал в виде последовательности цифр все возможные тропинки к дому. Угадайте, какие это тропинки, если каждая из них длиной в 4 квадратика (ни короче, ни длиннее), а идти по ним можно только вверх или направо (по косой идти запрещается). Например, 1-4-5-6.
2. Упражнение “Головоломки с палочками” (3-5)
Инструкция:
а) из 7 палочек составить 2 равных квадрата -
б) из 5 палочек составить 2 равных треугольника -
в) из 5 палочек постройте стаканчик, положите в него “вишенку” (ластик), а затем переложите одну палочку так, чтобы “вишенка” выпала из стаканчика
3. Упражнение “Игра в перестановки” (слайд 6,7)
Инструкция: первоклассникам предлагается внимательно рассмотреть фигуры обеих табличек и сказать, чем отличается верхняя табличка от нижней. И только после этого сообщается задание игры. Необходимо за определенное количество перестановок (ходов) разместить фигуры в верхней табличке на те же места, что и в нижней. При этом за один ход можно переставлять только какую-нибудь одну фигуру и только на свободное поле. Количество ходов указывается справа от табличек. Например, чтобы выполнить задание в первой игре, нужно переставить в верхней табличке звездочку с поля 1 на поле 3 (коротко этот ответ можно записать так: 1-3).
Ответы к остальным заданиям следующие:
2) 3-2; 1-3.
3) 1-4; 2-1; 3-2.
4) 2-3; 1-2; 4-1; 2-4.
Физкультминутка. Зарядка для пальцев.
Проговаривая этот стишок, нужно сопровождать его движениями рук. Дети подражают действиям ведущего.
ТЕКСТ |
ДВИЖЕНИЯ |
Под грибом - шалашик-домик, | (соедините ладони шалашиком) |
Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, |
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) |
В колокольчик позвоним. | (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается). |
Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, |
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) |
А на нем - дубовый стол. | (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки) |
Рядом - стул с высокой спинкой. | (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе) |
На столе - тарелка с вилкой. | (ладонь левой руки лежит на столе и
направлена вверх, изображая тарелку, правая рука
изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) |
И блины горой стоят - Угощенье для ребят. |
Перекладываем ладошку на ладошку. |
4. “Графический диктант” (слайд 8)
Слон.
Психолог диктует количество клеток и направление, дети выполняют указания в тетради в клетку (слайд показывается после выполнения учащимися графического диктанта). Желающие могут разукрасить.
Завершение занятия.
Сегодня мы замечательно поработали. А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга, скажем “Спасибо!”.
Спасибо всем за работу. До следующего занятия.
Приложение Презентация1.pptx