Цели:
1) повторить, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет;
2) дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
3) выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;
4) повторить средства выразительности.
Оборудование: компьютер, презентация по теме.
Ход урок
1. Вступительное слово учителя.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока (слайд №1).
- Сегодня мы с вами вспомним, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет. Побываем в гостях у одушевленных и неодушевленных имен существительных. Разберемся, как отличать одушевленные имена от неодушевленных.
Повторим средства выразительность (слайд №2).
- Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть ее во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот правильное определение всех признаков существительного.
- Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом.
- Итак, начнем.
2. Проверка домашнего задания.
(Слайды № 3, № 4 выводятся по мере высказывания учеников).
3. Объяснение нового материала.
- Молодцы. Теперь мы можем беспрепятственно попасть в эту страну и продолжить
Знакомство с ней.
- Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы (слайд №5):
- Кто спрятался за деревом?
- Кого она приняла за врагов?
- Кто из обитателей страны самый страшный?
- Что на берегу самое вкусное?
- Что стоит у причала?
- Кто на берегу поясняет значение существительного?
- Кто или что на берегу осталось без нашего внимания?
- Почему одни существительные отвечают на вопрос кто?, а другие - на вопрос что? (Слайд № 6 – вывод.)
4. - А сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Прочитайте стихотворение. Расставьте правильно знаки препинания так, чтобы стихотворение имело смысл (слайд № 7).
- Выпишите в один столбик одушевленные существительные, в другой - неодушевленные, поставив их в форму Им. Падежа.
- Посмотрим, что у вас получилось (слайд № 8).
- Составьте с этими словами 1-2 предложения.
- Итак, на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
- А неодушевленные?
5. - Ребята, в сказке “Василиса Прекрасная” Страшный паук загадывает Ивану загадку: “Что на свете всего дороже?” Герой отвечает: “Жизнь!”
- Жизнь – самое чудесное явление, загадочное и желанное. Все предметы вокруг нас делятся, как мы с вами уже знаем, на живые и неживые.
- Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям. Первые два мы знаем (слайд № 9):
1) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;
2) вопрос (кто? что?)
- Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных.
3) совпадение падежных окончаний:
- у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
- у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
(Вывожу слайд № 10 с примерами).
- Так как же с помощью падежей мы определим, одушевленное существительное или неодушевленное?
6. - Послушайте сказку Л.Успенского на эту тему. Я, правда, ее немного переделала. Вам же придется дописать концовку сказки.
По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.
Плот спрашивает у кота:
- Ты живой?
- Живой.
- А чем докажешь?
- Двигаюсь.
- Я плыву, а ты сидишь.
- Захочу – буду шевелиться.
- Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.
Кот подумал и говорит:
- Я тебя грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
- Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.
(После выполнения вывожу слайд № 11).
- Итак, теперь все встало на свои места. Кот живой, а плот – неживой предмет.
И в этом нам помогли падежи.
7. - Однако не все так просто: есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Так, все существительные, называющие растения (тюльпан, береза) или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными.
- Но почему, вы спросите меня. Ведь это живая природа?!
- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали
только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой - с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.
8. - А вот в сказках бывает совершенно не так! Как будто сказки пишут неграмотные люди. И приходится читателю считать одушевленными совершенно неодушевленные предметы, так как “оживленные” ведут себя как люди: сердятся, говорят,радуются и улыбаются.
- Как называется такой прием? Средство выразительности?
(Вывожу слайд № 12 с определением олицетворения.)
9. - Хорошо. А теперь закрепим наши знания, выполнив следующее задание.
- Выпишите из стихотворения имена существительные вместе с теми словами, которые помогают нам понять, к какому разряду мы отнесем эти существительные.
Поставьте к ним вопрос.
(Слайд № 13 со стихотворением.)
- Что у вас получилось? Почему вы задали именно вопрос кто? к некоторым именам существительным?
- Проверим себя (слайд № 14).
- Итак, среди существительных есть слова, у которых все наоборот: они обозначают неживое, но отвечают на вопрос…(кто?) и считаются … (одушевленными).
Такой прием называется … (олицетворением). Где возможен этот прием?
10. - Сейчас задание на сообразительность. Исключите лишнее слово. По какому признаку вы это сделали?
1. Бабочка, судак, тюльпан.
2. Дерево, кукла, девочка.
3. Насекомое, животное, расписание. (Слайд № 15)
4. Самолет, машина, летчик.
5. Соловей, песня, певец.
11. Подведение итогов урока.
- Вот и все, ребята, сегодня наше путешествие по стране Имя Существительное подошло к концу, но мы продолжим его завтра.
- Что нового вы узнали и увидели на уроке? (Делается вывод, выводится слайд № 16)
- Я довольна, что вы многое запомнили и сумели открыть для себя новое, интересное.
12. Оценки за урок.
13. Домашнее задание (даю по группам на выбор) (Слайд № 17)