“ Забота о здоровье-это важнейший труд
воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы”.
В.А.Сухомлинский
В связи с модернизацией и переходом на ФГОСы перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:
- организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;
- включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.
К окончанию 4-го класса многие дети приобретают ряд заболеваний, которые в дальнейшем переходят в хронические. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет.
При анализе медицинских карт первоклассников за 4 года выяснилось, что здоровье детей в процентном отношении ухудшается. На 1-3 местах выявились болезни: тубинфицированные, плоскостопие, сердечно-сосудистые -это болезни, не зависящие от школы и учителя. На 4-м и 5-м местах- нарушение осанки и миопия. Это то, что имеет прямое отношение к организации учебного процесса.
У современных младших школьников, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, отличается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:
год от года возрастают учебные нагрузки;
досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.
В своей работе я выделяю основные причины снижения здоровья детей:
трудности при адаптации в 1-м классе;
перегрузка учебным материалом;
медицинская и психологическая неграмотность части родителей;
недостаточное внимание к двигательной активности и физической культуре ребенка;
проблемы питания.
Для решения данных проблем в своей работе я использую следующие педагогические методы и приемы в организации учебно-воспитательного процесса, а именно:
Строю урок на основе:
а) Комфортного начала и окончания урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности, умение настроить себя на положительную волну, положительная мотивация учащихся);
б) Проведения на уроке динамических пауз, физкультминуток. (см. приложение №1);
в) Объяснения нового материала с опорой на опыт учащегося. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои способы деятельности, использую деятельностный подход;
г) Упорядочения системы домашних заданий, их дозировки, творческого характера.
д) Учета индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
Помогает сохранить здоровье учащихся в 1-ом классе :
а) проведение уроков в нетрадиционной форме (урок-путешествие, урок-экскурсия, Урок-соревнование и т.д.);
б) строгая регламентация учебной нагрузки;
в) отсутствие отметочной системы.
Проведение анкет по адаптации учащихся в 1-ом классе показало, что 75% учащихся полностью адаптированы, 21%-средняя адаптация и 4%-дезадаптированы. Опрос среди родителей выявил тот факт, что 95% учащихся идут в школу с хорошим настроением.
Считаю важным и не жалею времени вопросу здорового питания учащихся не только на уроках окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности, но и в кружковой работе. С этого года я провожу кружок “ Здоровое питание” (приложение №2). Актуальность введения данной программы усиливается статистическими данными по увеличению заболеваемости детей болезнями желудочно-кишечного тракта, аллергическими заболеваниями. Программа направлена на воспитание у младших школьников культуры питания. С этой целью в учебно-воспитательном процессе я решаю следующие задачи:
1.Сформировать у младших школьников представление о здоровом питании.
2. Дать основные понятия “правильного” питания школьников.
3. Сформировать гигиенические навыки, связанные с приемом пищи.
4.Обучить практическим навыкам приобретения продуктов питания в условиях современной торговой сети.
Несмотря на то, что данный кружок ведется с этого года, были достигнуты определенные успехи:
Соблюдение учащимися правил личной гигиены:
Анкетирование учащихся класса показало, что ребята стали уделять больше внимания режиму питания:
Анкетирование родителей показало, что дети стали больше уделять внимание правильному питанию и своему здоровью.
Проблему сохранения здоровья младших школьников я решаю и во внеурочное время. Это проведение творческих конкурсов, беседы по теме “ Здоровье”, викторины, игры. Мною разработаны и адаптированы творческие конкурсы:
1.Конкурс рисунков “Здоровье в порядке – спасибо зарядке!”, “Мы здоровыми растем”;
2.Конкурс поделок “Золотые руки не знают скуки”.
3.Конкурс стихов на заданные рифмы “От простой воды и мыла у микробов тают силы”, “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”.
В работе кружка участвуют и родители. Это позволило еще более раскрепостить детей, сделать более интересными и познавательными занятия кружка, который перерос в работу клуба “Здоровье”.
Работа клуба “Здоровье”
(беседы по темам)
1-й класс:
1. Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
2.Глаза – главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения.
3.В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой.
4.Надежная защита организма. Забота о коже.
5.Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).
6.“Рабочие инструменты” человека (уход за руками и ногами).
7.Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).
8. Экскурсия в пожарную часть города.
2-й класс
1. Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
2. Сон – лучшее лекарство.
3. Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.
4. Мышцы, кости и суставы. Осанка – стройная спина.
5.Физкультура в молодости – здоровье в старости.
3-й класс
1. Расти здоровым. Правила ЗОЖ.
2. Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?
3. Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.
4.Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.
5.Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!
6. Красоты души и тела.
7. Лучший отдых – любимое занятие.
4-й класс
1. Как помочь себе сохранить здоровье?
2. Что зависит от моего решения?
3. Почему некоторые привычки называют вредными.
4.Зло – табак.
5.Зло – алкоголь.
6.Зло – наркотик.
7.Телевизор и компьютер – друзья или враги?
Родительский всеобуч решает главную задачу - сформировать здоровый досуг семьи.
Тематика родительских собраний:
1-й класс. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника.
2-й класс. Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).
3-й класс. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние.
4-й класс. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек).
Циклограмма работы класса в направлении здоровьесбережения:
Ежедневно | Контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз. |
Ежемесячно | Консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты, профилактика гриппа и других вирусных инфекций |
Один раз в четверть | Классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания. День здоровья. Походы на природу. |
Один раз в год | Медицинский осмотр. |
Анализирую медицинские показания о состоянии здоровья учащихся, были выявлены хронические заболевания детей (приложение №3). Данные сведения о состоянии здоровья учащихся и его диагностика являются одним из важнейших критериев при оценке эффективности и качества учебно-воспитательного процесса с точки зрения здоровьясбережения.