Урок русского языка "Состав слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: обобщающее повторение

Цели урока:

создание условий для систематизации знаний по теме “Состав слова”.

Задачи:

  • сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

  • развивать память, внимание, мышление, речь;

  • развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
  • воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • проблемные вопросы,
  • творческие задания,
  • практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,
  • элементы игровой технологии,
  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.

- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний. На нашем пути встретятся интересные острова. Мы посетим эти острова.
- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания: Минутка чистописания:

-Запишите парную согласную буквы Ф

-Запишите букву, которая в алфавите стоит перед буквой П

- Запишите букву, которая обозначает согласный всегда твердый звонкий звук

(ВОЖ)

- Продолжите писать буквы, каждый раз меняя их местами, чтобы сочетание букв не повторялось (ВЖО, ОЖВ, ОВЖ, ЖВО, ЖОВ)

II. Постановка темы урока
- Итак наше путешествие начинается и первый остров в океане Знаний “Отгадай-ка”, отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем в парах.

(у детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах) Приложение 1

Кроссворд:

  1. Учебное помещение для занятий.
  2. Верхняя женская или мужская одежда.
  3. Корм для лошади.
  4. Защитник Отечества.
  5. Лиственное дерево с белым стволом.
  6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)

- Верно! Состав чего? (слова)

III. Работа по теме урока.

- Работать мы сегодня будем на листочках. Это будут наши маршрутные листы, которые помогут нам в путешествии (Приложение 2). В ваших маршрутных листах нарисован грамматический человечек, сейчас мы будем формировать лицо этого человечка. Вы проверите сами себя, вспомните как обозначаются

части слова и как они называются, и лицо человечка примет определенное выражение.

- Графически обозначаем левый глаз. Что такое окончание?

- Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.

- Что такое приставка? Обозначаем нос.

- Что называется корнем слова? Обозначаем рот.

- А что такое основа слова? Обозначим челочку над глазами.

- Вот такой грамматический человечек у нас получился. Вам нравится его выражение лица? (нет).

- Я думаю, к концу урока он улыбнется, а вы ему в этом поможете. Хотите, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.

Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!

- Следующий остров “Отдыхай-ка” (физкультминутка)

- Наш человечек предлагает нам игру “Уши-нос” (цель упражнения: развитие внимания)

Инструкция для учащихся: “Внимательно слушайте команду. Ухо! – вы дотрагиваетесь до уха. Нос! – вы дотрагиваетесь до носа”.

(Задание сначала выполняется педагогом вместе с детьми, а затем педагог умышленно допускает ошибки. Ребята должны быть внимательными)

Остров “Найди-ка”

Учитель:

- В ваших маршрутных листах записаны предложения. Прочитайте их. Почему не получается? Добавьте окончания. Сделайте вывод.

Наш корабль плыл по мор… .На пути нам встречалось много остров… .

- Как выделить окончание? Для чего нужно окончание?

Игра “Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?” (работа в парах)

Учитель: Выделите приставки, подчеркните предлоги.

  • (за)горой
  • на льду
  • (по)бежать
  • (под)сосной
  • (за)мерзнуть
  • (зав)ывает
  • (под)снегом
  • (на)мело
  • скатиться
  • (во)дворе
  • (на )горе
  • (под)снежник
  • (по)крывает
  • (на)мело
  • (за)окном
  • (на)катке
  • (за)морозить
  • с горы

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.

Учитель:

- Подумайте, при помощи чего образовались эти слова?

Море – морской, вода – водичка, корабль – кораблик, остров – островок

- Для чего нам нужны суффиксы и приставки?

- Приставки и суффиксы весело живут. Они словам значенья новые дают.

Учитель:

- А у нас на пути снова остров “Отдыхай-ка” (физкультминутка для глаз)

-Ветер по морю гуляет

И корабль подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Проследите глазками за движением кораблика.

- Следующее задание на ваших маршрутных листах.

Нос, носильщик, носик, переносица.

Дерево, сосна, деревянный, деревце.

Храбрый, смелый, отважный.

- Прочитайте ряд слов. Все ли слова в ряду будут однокоренными? Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались однокоренными? Какое слово лишнее? Почему? Докажите.

- Что такое корень?

Следующий остров на нашем пути “Подумай-ка”

(работа в группах)

Карточка 1

Выберите из слов для справок и запишите однокоренные слова, состав которых соответствует схемам:

Слова для справок: жёлтый, желтизна, жёлтенький, желтоватый, пожелтеть.

Карточка 2

Распределите слова в зависимости от их состава в три группы. Запишите. Объясните выбор признака объединения слов.

Лес, лесник, лесок, перелесок, дождь, дождливый, дорога, подорожник, головушка, свет, рассветный, подставка, доброта, город.

Карточка 3

Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

 

налетели

ученик

куст

молчит

 

коньки

мудрец

старость

домик

 

Карточка 4

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домик

мудрость

Следующий остров, на который мы попали “Проверяй-ка”

Учитель: проверим свои знания, выполнив тест по теме: “Состав слова”. Приложение 3

IV. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению. А теперь посмотрите на нашего грамматического человечка. Он тоже улыбается, значит мы хорошо поработали на уроке.

     

- А какую тему мы повторяли на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

– Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)