Тип урока: обобщающее повторение
Цели урока:
создание условий для систематизации знаний по теме “Состав слова”.
Задачи:
сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
развивать память, внимание, мышление, речь;
- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- творческие задания,
- практические упражнения.
Педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения,
- элементы игровой технологии,
- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Ход урока
Проверка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.
- Сегодня мы совершим путешествие по океану
Знаний. На нашем пути встретятся интересные
острова. Мы посетим эти острова.
- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны
подготовиться, т.е. выполнить задания: Минутка
чистописания:
-Запишите парную согласную буквы Ф
-Запишите букву, которая в алфавите стоит перед буквой П
- Запишите букву, которая обозначает согласный всегда твердый звонкий звук
(ВОЖ)
- Продолжите писать буквы, каждый раз меняя их местами, чтобы сочетание букв не повторялось (ВЖО, ОЖВ, ОВЖ, ЖВО, ЖОВ)
II. Постановка темы урока
- Итак наше путешествие начинается и первый
остров в океане Знаний “Отгадай-ка”, отгадав
кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего
урока. Вы должны догадаться о каком предмете идет
речь, и записать слова к соответствующим номерам.
Работать будем в парах.
(у детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах) Приложение 1
Кроссворд:
- Учебное помещение для занятий.
- Верхняя женская или мужская одежда.
- Корм для лошади.
- Защитник Отечества.
- Лиственное дерево с белым стволом.
- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)
- Верно! Состав чего? (слова)
III. Работа по теме урока.
- Работать мы сегодня будем на листочках. Это будут наши маршрутные листы, которые помогут нам в путешествии (Приложение 2). В ваших маршрутных листах нарисован грамматический человечек, сейчас мы будем формировать лицо этого человечка. Вы проверите сами себя, вспомните как обозначаются
части слова и как они называются, и лицо человечка примет определенное выражение.
- Графически обозначаем левый глаз. Что такое окончание?
- Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.
- Что такое приставка? Обозначаем нос.
- Что называется корнем слова? Обозначаем рот.
- А что такое основа слова? Обозначим челочку над глазами.
- Вот такой грамматический человечек у нас получился. Вам нравится его выражение лица? (нет).
- Я думаю, к концу урока он улыбнется, а вы ему в этом поможете. Хотите, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.
Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!
- Следующий остров “Отдыхай-ка” (физкультминутка)
- Наш человечек предлагает нам игру “Уши-нос” (цель упражнения: развитие внимания)
Инструкция для учащихся: “Внимательно слушайте команду. Ухо! – вы дотрагиваетесь до уха. Нос! – вы дотрагиваетесь до носа”.
(Задание сначала выполняется педагогом вместе с детьми, а затем педагог умышленно допускает ошибки. Ребята должны быть внимательными)
Остров “Найди-ка”
Учитель:
- В ваших маршрутных листах записаны предложения. Прочитайте их. Почему не получается? Добавьте окончания. Сделайте вывод.
Наш корабль плыл по мор… .На пути нам встречалось много остров… .
- Как выделить окончание? Для чего нужно окончание?
Игра “Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?” (работа в парах)
Учитель: Выделите приставки, подчеркните предлоги.
- (за)горой
- на льду
- (по)бежать
- (под)сосной
- (за)мерзнуть
- (зав)ывает
- (под)снегом
- (на)мело
- скатиться
- (во)дворе
- (на )горе
- (под)снежник
- (по)крывает
- (на)мело
- (за)окном
- (на)катке
- (за)морозить
- с горы
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.
Учитель:
- Подумайте, при помощи чего образовались эти слова?
Море – морской, вода – водичка, корабль – кораблик, остров – островок
- Для чего нам нужны суффиксы и приставки?
- Приставки и суффиксы весело живут. Они словам значенья новые дают.
Учитель:
- А у нас на пути снова остров “Отдыхай-ка” (физкультминутка для глаз)
-Ветер по морю гуляет
И корабль подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Проследите глазками за движением кораблика.
- Следующее задание на ваших маршрутных листах.
Нос, носильщик, носик, переносица.
Дерево, сосна, деревянный, деревце.
Храбрый, смелый, отважный.
- Прочитайте ряд слов. Все ли слова в ряду будут однокоренными? Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались однокоренными? Какое слово лишнее? Почему? Докажите.
- Что такое корень?
Следующий остров на нашем пути “Подумай-ка”
(работа в группах)
Карточка 1
Выберите из слов для справок и запишите
однокоренные слова, состав которых
соответствует схемам:
Слова для справок: жёлтый, желтизна, жёлтенький, желтоватый, пожелтеть. |
Карточка 2
Распределите слова в зависимости от их
состава в три группы. Запишите. Объясните выбор
признака объединения слов. Лес, лесник, лесок, перелесок, дождь, дождливый, дорога, подорожник, головушка, свет, рассветный, подставка, доброта, город. |
Карточка 3
Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА |
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
СЛОВО |
походка |
слово |
сестрицы |
река |
|
налетели |
ученик |
куст |
молчит |
|
коньки |
мудрец |
старость |
домик |
Карточка 4
ПРИСТАВКА |
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
СЛОВО |
походка |
слово |
сестрицы |
река |
пословица |
налетели |
ученик |
куст |
молчит |
научит |
коньки |
мудрец |
старость |
домик |
мудрость |
Следующий остров, на который мы попали “Проверяй-ка”
Учитель: проверим свои знания, выполнив тест по теме: “Состав слова”. Приложение 3
IV. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению. А теперь посмотрите на нашего грамматического человечка. Он тоже улыбается, значит мы хорошо поработали на уроке.
- А какую тему мы повторяли на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
– Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)