Урок русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Ход урока

I. Орг. Момент - Здравствуйте!

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.

II. Постановка учебной задачи

  1. - С давних времен существует страна под названием “ Части речи”. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Мы только начали знакомиться с одной из ее частей – именем существительным. И сегодня мы отправимся в путешествие по этой стране. Вспомним, что нам известно об имени существительном.

Слайды 2 – 9 (блиц- опрос) (См. презентацию)

  • Имя существительное обозначает признак предмета?
  • Имя существительное обозначает предмет?
  • Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает?
  • Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
  • Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду?
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
  • Имена существительные изменяются по числам?
  1. Мы с вами попали на станцию “Наблюдайка”.

Как вы думаете, какие качества нам потребуются на этой станции?

Слайд 10

  • Рассмотрите таблицу. Что нас может тут насторожить? Почему?
  • Как нужно писать эти существительные? ( С большой буквы)

Такие существительные мы будем называть собственными.

  • Как вы думаете, почему они так называются?

Слайд 11

  • Посмотрите, какие существительные являются собственными. Сделайте вывод.

Слайд 12

Существительные собственные обозначают имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.

  1. Слайд 13
  • Вернемся к нашей табличке. Рассмотрите существительные, записанные в 1 столбике. Будут ли они собственными? Почему?
  • Такие существительные называются нарицательными. (слайд 14-15)
  • Попробуйте сами привести примеры собственных и нарицательных имен существительных. Запишите их в тетрадь.

А теперь немного отдохнем.

Релаксация. Физминутка (спокойная)- Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Шея не напряжена…
И рассла-бле-на…

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем…

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и …приступаем к дальнейшей работе.

  1. А мы прибываем на следующую станцию – “Почитайка”

Слайд 14-16

  • Рассмотрите слова. Что общего имеют слова 1 столбика? 2 столбика?
  • Какое задание мы можем выполнить , используя эти слова? ( составить пары слов – собственные-нарицательные имена существительные)
  • Выполните его. Запишите пары слов в тетрадь. Помните о написании собственных существительных. Проверьте, верно ли вы составили пары.

Слайд 17-18

  • А теперь поработаем в парах. Прочитайте предложения. Обсудите правильность написания слов в предложении. Сделайте выводы. Запишите 3 любых предложения в тетрадь.

Проверим правильность ваших выводов. (Фронтальная проверка).

  1. А теперь мы отправляемся на следующую станцию “Поиграйка”.

Слайд 19-23

  • Предложите варианты правильного написания предложений. Запишите их в тетрадь.
  • Какое правило о написании собственных существительных мы должны помнить?

III. Подведение итогов урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги урока.

Слайд 24

  • Что нового мы узнали на уроке?
  • Какие существительные называются собственными?
  • С какой буквы они пишутся?
  • Какие существительные называются нарицательными?

IV. Самооценка

Мы сегодня хорошо поработали в целом. А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке на шкале самооценки. Кому было трудно? Какую задачу мы поставим перед собой на следующий урок?