Ход урока
I. Орг. Момент - Здравствуйте!
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.
II. Постановка учебной задачи
- - С давних времен существует страна под названием “ Части речи”. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Мы только начали знакомиться с одной из ее частей – именем существительным. И сегодня мы отправимся в путешествие по этой стране. Вспомним, что нам известно об имени существительном.
Слайды 2 – 9 (блиц- опрос) (См. презентацию)
- Имя существительное обозначает признак предмета?
- Имя существительное обозначает предмет?
- Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает?
- Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
- Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду?
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
- Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
- Имена существительные изменяются по числам?
- Мы с вами попали на станцию “Наблюдайка”.
Как вы думаете, какие качества нам потребуются на этой станции?
Слайд 10
- Рассмотрите таблицу. Что нас может тут насторожить? Почему?
- Как нужно писать эти существительные? ( С большой буквы)
Такие существительные мы будем называть собственными.
Слайд 11
- Посмотрите, какие существительные являются собственными. Сделайте вывод.
Слайд 12
Существительные собственные обозначают имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.
- Слайд 13
- Вернемся к нашей табличке. Рассмотрите существительные, записанные в 1 столбике. Будут ли они собственными? Почему?
- Такие существительные называются нарицательными. (слайд 14-15)
- Попробуйте сами привести примеры собственных и нарицательных имен существительных. Запишите их в тетрадь.
А теперь немного отдохнем.
Релаксация. Физминутка (спокойная)- Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Шея не напряжена…
И рассла-бле-на…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и …приступаем к дальнейшей работе.
- А мы прибываем на следующую станцию – “Почитайка”
Слайд 14-16
- Рассмотрите слова. Что общего имеют слова 1 столбика? 2 столбика?
- Какое задание мы можем выполнить , используя эти слова? ( составить пары слов – собственные-нарицательные имена существительные)
- Выполните его. Запишите пары слов в тетрадь. Помните о написании собственных существительных. Проверьте, верно ли вы составили пары.
Слайд 17-18
Проверим правильность ваших выводов. (Фронтальная проверка).
- А теперь мы отправляемся на следующую станцию “Поиграйка”.
Слайд 19-23
III. Подведение итогов урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги урока.
Слайд 24
IV. Самооценка
Мы сегодня хорошо поработали в целом. А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке на шкале самооценки. Кому было трудно? Какую задачу мы поставим перед собой на следующий урок?